Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Урок Мира. Дружбы и Добра»»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Урок Мира. Дружбы и Добра»
(методическая разработка для 7 класс)
Разработала и провела
классный руководитель
Свистунова И.А.
Форма проведения классного часа – деловая игра.
Цель урока: формирование у школьников ценностей культуры Мира;
формирование позитивных дружеских отношений в классе;
развитие стремления оказания помощи товарищам,
не требуя благодарности.
Оборудование:
проектор, ноутбук, экран, аудио- и видеозаписи, карточки, материал для поделок.
Ход урока.
Выразительное чтение стихотворения учителем
Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.
По одной простой примете
Узнаем мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
По веселому волненью
На лице учеников,
По особому смущенью
Семилетних новичков...
И пускай немало славных,
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных -
Самый первый в сентябре!
Слайд 1
Рассказ учителя. Из истории праздника 1 сентября. Беседа.
Добрый день, дорогие ребята! Закончились летние каникулы. Каждый из вас с нетерпением ждал, когда можно будет вернуться в родную школу! Сегодня день особый.
Знаете ли вы историю праздника 1 сентября?
Учёные считают, что истоки праздника уходят вглубь времён. Вы знаете, что христианство пришло к нам из Византии в 988 году, и византийские богословы предполагали, что Бог начал создавать мир именно 1 сентября.
В древности славянские землепашцы именно в это время отмечали Новый год и неслучайно, ведь осенью заканчивается полевая страда.
В ХV веке Иван Грозный объявил 1 сентября официальным государственным праздником новолетия.
А вот в 1700 году Пётр Первый издал указ, по которому новый год был перенесен на 1 января. На какое-то время день 1 сентября был забыт.
Единое начало учебного года было введено в СССР в 1935 году. А 1984 году был издан указ, в соответствии с которым 1 сентября официально стал праздником - Днем Знаний.
Сейчас 1 сентября - это праздничный день для всех учителей, школьников, студентов и их родителей. И я поздравляю вас с этим замечательным днем.
Знания необходимы в наше время. Говорят: «Учение – свет»… В школе мы учимся не только писать, считать, читать, но и одновременно учимся жить. Без знаний ни построить дом, и больного вылечить невозможно. Знания дают нам возможность прожить жизнь разумно и правильно, приобретая все необходимое. И хотя учимся мы, как правило, в школах и в институтах без особого энтузиазма, чуть позже это благословенное и счастливое время вспоминаем с радостью на душе.
Слайд 2.
1 сентября – не только День Знаний. В этот же день началась и Вторая Мировая война.По социологическим данным на нашей планете за последние 70 лет мирным был всего 1 месяц. Поэтому сейчас мы всё чаще говорим о необходимости разоружения и сохранения мира на Земле. Именно поэтому сегодня во всех школах России проводятся уроки Мира, Дружбы,Добра.
О чём можно говорить на таких уроках? (ответы учащихся)
День мира отмечается 21 сентября, но мы акцентируем внимание на этом событии именно в первые школьные дни. День Мира должен способствовать прекращению огня во всем мире – все страны и народы прекращают боевые действия в этот день, все люди в полдень по местному времени соблюдают минуту молчания… Цель этого дня – укрепить мир как внутри страны, так и между нациями.
Слайд 3.
Тема нашего урока «Мир.Дружба.Добро».
А что является символом мира? (Ответы учащихся)
Да, голубь – символ мира. Сегодня на уроке мы узнаем, откуда прилетел к нам этот незатейливый, но очень выразительный символ, который без всяких слов понятен любому человеку на Земле.
Учитель рассказывает о голубе мира.
Слайд 4 – 6.
Голубь мира - выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны, когда начал свою работу Всемирный конгресс сторонников мира. В апреле 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира.
Конгресс проходил под девизом: «Защита мира – дело всех народов мира», но он нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а великого Пабло Пикассо — гениального испанца с французским гражданством. Эмблема была нарисована. Это белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Голубь как нельзя лучше выразил стремление к полету, к свободе, к миру.
Почему именно голубь?
Сейчас уже не так-то просто установить, почему и как голуби стали символом мира у большинства народов планеты.
Известно, что с очень давних времен в странах Востока голуби считались священными птицами, добрыми вестниками богов.
Существует также легенда о том, как голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
Древние славяне верили, что в голубя превращается душа умершего.
А у христиан эта птица служила символом Святого Духа. Считается, что эта птица приносит счастье. Когда-то ее, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар, и резная птица вдруг начинала торжественно вращаться вокруг своей оси. Медленно кружила она над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
Кроме того – голубь знак хороших новостей, ведь именно голубь как символ мира известен со времен появления историй о всемирном потопе, когда он принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми.
Итак, у всех народов голубь - символ добра, любви, мира.
Часто голубей называют "Посланниками любви и мира".
У славянских народов есть поверье, что человеку, выпустившему в небо птицу, сопутствует удача и счастье в жизни и голубь лучше всего подходит для этого.
Поэтому в небо торжественно выпускают голубей дети на праздниках, выпускники школ, молодожены. Во многих городах нашей планеты есть памятники голубям мира. А художники посвящают им свои работы.
Сегодня на уроке мы тоже сделаем голубя мира.
(Изготовление поделки из оригами голубя).
Слайд 7 – 9.
Понятие «Мир» - многогранно. С одной стороны мир – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара, с другой стороны - это дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны, мир - это гармония с самим собой и окружающими. Война – это конфликт, который стал вооружённым.
Учитель предлагает деловую игру.
Сегодня, мы затронем одну из самых важных тем – о мире, дружбе и добре. Прежде чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение. Затем, в конце нашего разговора, мы сравним – изменилось ли ваше мнение на этот счет, или нет, и может выясниться, что вы для себя открыли что – то новое, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, открыли для себя в этих отношениях, что – то новое…(учащиеся дописывают продолжение предложений на листочках)
Друг – это тот, кто …
Мир – это…
С другом я часто…
Приятель и друг не совсем одно и то же, так как…
С другом можно …
Я дружу с … потому, что…
Учитель проводит деловую игру «Займи позицию»
С помощью этой игры учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На красном плакате написано - «Дружба в классе не нужна», на зеленом - «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и поднять определенного цвета карточку-ответ, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
Слайд 10.
Работа над понятием «дружба».
«Дружба – это …» (учащиеся дописывают понятие)
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям? Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
(Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.)
Слайд 11-12.
Работа над понятием «Зачем нужна дружба людям?».
(Учитель предлагает поработать с карточками на которых необходимо продолжить пословицы).
Слайд 13 – 14.
Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В. И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Дружба всегда предполагает нравственные принципы – верность, постоянство, чёткость и др. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Сейчас мы все вместе вспомним пословицы.
(Дети соединяют верные окончания пословиц).
Нет друга – ищи, а …
имей сто друзей
Не имей сто рублей, а …
все за одного
Один за всех и …
дерево без корней
Человек без друзей, что…
в беде
Дружба – как стекло…
кто ты
Друзья познаются…
нашел – береги
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу …
разобьется – не сложишь
Учитель предлагает новую деловую игру.
Игра: Крайний человек каждого ряда получает карандаш. По сигналу ведущего дети передают карандаш на другой конец ряд, используя вежливыые обороты речи. Затем карандаш передается обратно, но с любовью и добрыми пожеланиями к тому, кому мы передаем его.
Слайд 15 – 16.
Получилось? (Ответы детей).
Трудно было?
А почему это произошло?
Видимо потому, мы не проявляем наши лучшие качества каждый день. Давайте будем делать это чаще. Тогда мы действительно сможем что-то подарить миру. Мир огромный, а сколько места занимает в нем каждый из нас?
Каждый из нас маленькая частичка земного шара. Но если каждая частичка станет чистой и доброй, то и на Земле становиться все чище и чище. Согласны? (Детям раздаются небольшие капельки из белой бумаги. Каждый пишет, что он хотел бы подарить миру. Капельки прикрепляются на бумагу в форме океана темного цвета).
Мы видим, что океан стал почти чистым, но еще остались темные пятна. Значит, нам нужно продолжать дарить миру что-то хорошее. В Мире без дружбы, добра и взаимопонимания не прожить. Это вы должны понимать и идти с этой с этой мыслью по жизни.
Подведение итогов занятия.
Учитель вместе с детьми подводит итог урока.
Слайд 17.
Что нового о мире, дружбе и добре вы узнали на уроке?
Изменилось ли ваше отношение к тем записям, которые вы сделали в начале урока?
За время учебы в школе, вы стали дружным коллективом. Давайте жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже, в какой-то степени, и мир на нашей планете.