Открытый урок народно-хорового отделения "Разучивание русской, народной, игровой песни в младших классах народного пения"
Открытый урок народно-хорового отделения "Разучивание русской, народной, игровой песни в младших классах народного пения"
Открытый урок спланирован по занятиям, пройденных на уроках хора. Дети подготовлены и поимают, что и на каком этапе будет.
Урок идёт по плану, выстроенному в течении всего учебного года. Тема урока направлена на младшие класса, так как игровой метод примеим исключительно для них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок народно-хорового отделения "Разучивание русской, народной, игровой песни в младших классах народного пения"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» п. Энергетик
Открытый урок
Преподавателя Абрамс Е. С. С учащимися 1-2 класса отделения «народное пение»
на тему:
«Разучивание русской народной игровой песни в младших классах народного пения»
2025 г.
Цель: Закрепить основу народной культуры и освоить новый музыкальный материал.
Задачи:
Образовательные:
- формирование интереса к народному творчеству;
- формирование и закрепление вокальной техники;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование навыков чистого интонирования, четкой дикции; артикуляции;
- формирование и развитие заинтересованности народной культурой.
Развивающие:
- развитие дыхательной техники, дикции, артикуляции;
- развитие чувства ритма;
- развитие навыков чистого интонирования;
- развитие образного мышления;
- развитие навыков пения в хоре;
- развитие памяти;
- развитие творческих способностей
Воспитательные:
- воспитание самодисциплины; силы воли, старания, работоспособности;
- воспитание чувства уважения и любви к народной культуре;
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация умений и навыков).
Психологические условия на уроке:
- психологически-комфортная атмосфера;
- эмоциональное удовлетворение;
- личностно - ориентированное общение;
- дифференцированный подход к обучающимся.
Методы и приёмы:
- словесный (беседа, объяснение, обсуждение);
- тактильный (посредством народной атрибутики)
- наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного);
- наглядно-слуховой;
- образный (работа с образами песни),
- опрос;
- самоанализ.
Музыкальный материал:
- Русская народная песня «Тук-тук-перестук»
- «Щи»
- «Ой вставала я ранёшенько»
Оборудование урока:
- фортепиано;
- музыкальная колонка;
- ноут бук;
- нотный материал;
- шумовые инструменты;
- стулья для детей и учителя;
- стол
- народные атрибуты
- маскарадные головные уборы
Художественно-педагогическая идея урока:
В процессе разучивания русской народной игровой песни прививать детям стойкий интерес к родной культуре, умение знать, понимать и слышать музыку, стремление изучать культурные традиции русского народа с помощью народной атрибутики, символики, традиций и русских народных игр
Структура урока: 1. Организационный момент (2 минуты). 2. Основная часть: - Дыхательные упражнения (5 минут)
- Артикуляционная гимнастика (3 минуты).
- Дикционная работа (3 минуты).
- Ритмические упражнения (5 минут)
- Распевание (7 минут).
- Разучивание нового материала (10 минут)
- Закрепление нового материала (5 минут) 3. Итог урока (5 минут)
Ход урока:
1. Организационный момент
Дети заходят в класс, садятся на стулья, расставленные полукругом. Учитель здоровается с детьми, отмечает присутствующих, отсутствующих. Сегодня на занятии мы покажем нашу работу на уроке. Отметим каждый фрагмент плана нашего урока и конечно же поработаем над нашей песней, над ритмом, образами, и вокальной подачей голоса: акценты, фразы, ударения, интонация. Соединим песни с народными атрибутами, инструментами, поиграем в народные игры. Но, прежде чем приступить к уроку, я попрошу ребят пройти на свои рабочие места, и мы начнём урок по нашему рабочему плану. Музыкально поздороваемся, сделаем наши традиционные дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику и распоёмся. 2. Основная часть
- дети исполняют в одном темпе, используя хлопки «Правило пение» - Дыхательные упражнения (5 минут).
Дети встают и выполняют, повторяя за учителем, ряд дыхательных упражнений: «Надуваем шар», «Зевок», «Задуваем свечу», «Качаем насос», «Аромат цветов». Учитель обязательно следит за правильностью выполнения упражнений, осанкой и постановкой корпуса. - Артикуляционная гимнастика (3 минуты).
Для детей включается презентация для наглядного действия. Под музыку русской народной песни «Плясовая» дети самостоятельно разогревают дыхательные органы, лицевые мышцы и выполняют комплекс артикуляционной гимнастики для губ, языка, мышц лица. Учитель исправляет ошибки, подсказывает последовательность упражнений, если в этом есть необходимость. - Дикционная работа (3 минуты). Дети садятся на свои места. Учитель показывает несколько скороговорок. Сначала проговаривает в медленном темпе сам. Затем разучивает с детьми, также в медленном темпе. После чего дети проговаривают скороговорки хором, постепенно ускоряя темп. В случае, если кто-то из детей не успел запомнить или не успевает выговаривать слова, приемлема интенсивная индивидуальная работа с каждым ребенком. Скороговорки:
«Чебурашка»;
«Из под топота копыт»;
«На дворе трава»;
«Горох»;
«Бык был музыкант» Для разнообразия работы и поддержки творческого тонуса, скороговорки проговариваются в сочетании с хлопками, маршем, подскоками. Пропевать каноническую структуру скороговорки.
- Ритмические упражнения (5 минут) Дети под музыку прыгают, исполняют танцевальные элементы, хлопают в ладоши разные ритмы, повторяя движения за учителем и импровизируя самостоятельно, используя сенсорные мешочки, шумовые инструменты, работу в парах, колокольчик, металофон.
- Распевание (7 минут). Дети сидят на стульях, учитель следит за осанкой, артикуляцией, певческой позицией каждого ребёнка. Упражнения для распевания: 1) распевание гласных на одной ноте «а-э-и-о-у-ю-я»;
2) распевание по рядом стоящим звукам на слоги «ми-мэ-ма-мо-му»;
3) распевание небольших музыкальных фраз «Ох шишка моя», «Я - молодец», «Вниз с горки я качуюсь, эх я»
4) «Мой воздушный шарик», «Енот», «Змей-червячок». В процессе распевания отрабатывается вокальная техника, штрихи, нюансы.
Дети, чем вы больше всего любите заниматься в свободное время? А вот и раньше, в старину дети тоже больше всего любили гулять и играть. Играли дети чаще всего вместе, на улице, игры были подвижные, весёлые, увлекательные. И, в то же время, они развивали силу, ловкость, смелость, смекалку, которые необходимы были для жизни в деревне. А чтобы игра шла веселее, чаще всего, в процессе игры дети пели песни. Героями песен, зачастую, были животные. Каких диких и домашних животных вы знаете? Дети перечисляют: медведь, лиса, волк, гуси, заяц, коза, кошка, собака… - Почему же героями песен и игр часто были животные? Потому что люди старались учиться и брать лучшее у природы и всех живых существ. Каким качествам мы могли бы научиться у медведя, лисы, зайца? Происходит обсуждение качеств: медведь – физическая сила, лиса – смекалка, заяц – быстрота, ловкость. Сейчас мы с вами распоёмся и поиграем в русскую народную игру: «Рыжехвостая лисица» «Лиса хотела поймать» «Костер» «Собери народную сказку» «Мишка» «Изобрази героя сказок», «Хорошо сидеть у костра»
Но, прежде чем я объясню вам правила игры, мы выучим песню. Учитель поёт всю песню целиком. Объясняет непонятные слова. Затем медленно, с остановками разучивает песню с детьми:
Рыжехвостая лисица
Для ребят несёт гостинцы
В мешочек не заглядывай
Что в нём лежит угадывай»
Хорошо сидеть у костра
Песни петь на искры смотреть
Хорошо сидеть у костра
Ручки и ладошки согреть
Хорошо сидеть у костра
Веточки и шишки бросать
Хорошо сидеть у костра
И того, кто рядом обнять.
Зайчика хотела лиса поймать
Курочка успела убежать
А лиса глаза прикрыла
Хвост пушистый распушила
Ножкой ить, ить, ить, ить
И не думала ловить.
Мишка спрятался в берлоге
Где же руки , где же ноги?
Тут, тут, тут, тут, - выходи скорей мой друг!
В процессе разучивания учитель задаёт вопросы: - видели ли вы когда-нибудь лису/медведя ит.д.? - понравилась песня или нет?- опишите характер песни – весёлая, задорная и т.д.- какие движения хочется делать под эту песню? (прыжки, подскоки).
После окончания разучивания вокального и текстового материала, учитель объясняет правила игры. Далее учитель, в качестве смены видов деятельности проводит игру «Собери русскую народную сказку»
- Разучивание музыкального репертуара (10 минут).
Работа над текстом, музыкально – художественным образом, вокальной мелодией, движениями и жестами. 3. Итог урока (5 минут)
В конце урока мы используем любопытный кубики. Ребёнок бросает его и на кукую сторону упал кубик, тот вопрос и прочитывает бросающий.
Дети садятся на свои места, учитель передаёт детям кубик с вопросами на результат их работы. Объясняет, над чем ему следует поработать, что повторить. Обязательно похвалить.