Просмотр содержимого документа
«Открытый урок посвященный Дню Благодарности 1 марта "Милосердие – зеркало души человека"»
Открытый урок посвященный Дню Благодарности 1 марта
"Милосердие – зеркало души человека"
Цели:
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
На доске
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Добрые слова дороже богатства.
Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступление
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня наш урок посвящен Дню Благодарности. У жителей Казахстана появился еще один праздник весны. День Благодарности всех этносов друг к другу и к казахам предложил учредить Глава государства Нурсултан Назарбаев. Указом президента казахстанцы будут праздновать День Благодарности 1 марта. 1 марта образовалась Ассамблея народа Казахстана, и Н.А. Назарбаеву хотелось бы, чтоб в этот день казахстанцы вспомнили о любви, прощении, доброте и милосердии. По словам президента, разные народности, этносы и нации со своим укладом были в свое время депортированы в Казахстан. А казахи, которые сами едва сводили концы с концами посреди степи, принимали несчастных депортированных. Семью с тремя детьми приняла в свое время в двухкомнатном маленьком доме семья Назарбаева.
Продолжим наш урок прослушав песню гр. Город 312 «Обернись».
Как вы думаете, о чем эта песня?
Подвести к милосердию
- Как вы думаете, что оно обозначает?
- Какие ассоциации возникают у вас при этом слове?
Цитата урока: «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Зигфрид Ленц
– Что же такое милосердие? Я хочу вам рассказать историю (притчу), она произошла очень давно.
2. Притча о милосердном самаритянине
Притча рассказывает на фоне музыки А.Рыбникова
«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его душу и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, пошел мимо. Так же и левит, был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал его раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
– Вы услышали притчу. О чем она? (О милосердии, доброте…). – Как поступил самаритянен? (Помог человеку, который в этом нуждался) – Ребята, как вы понимаете, что такое милосердие? – Какой человек может считаться милосердным? (Который помогает и словом и делом) – Мы с вами уже дали определение милосердию. Для точного определения обратимся к словарю
3. Определение по словарю
– Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердный – проявляющий милосердие.
Дети: Милосердие… – Милое сердце, значит доброе. – Доброта, сострадание. – Всевозможная помощь. – Добрые поступки. – Когда помогаешь другим, ничего не требуя взамен.
Учитель. Синонимы к слову «милосердие», т.е. близкие по значению слова – это доброта, добродушие, добросердечность. Милосердие – это сострадание. Это бескорыстная искренняя помощь нуждающимся. Милосердие проявляется в оказании материальной и моральной поддержки, всевозможной помощи. – Ребята, обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ? – Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?
4. Анкета: определить, являешься ли ты милосердным.
1. Знаешь ли ты своих соседей, их проблемы и их беды?
Да - 1
Нет - 0
2. Приходит ли ваша семья на помощь соседям в трудные минуты?
Да - 1
Нет - 0
3. Можешь ли ты одолжить свои последние деньги своему другу?
Да -1
Нет - 0
4. Человек лежит на дороге. Твои действия.
А) подойду посмотрю – 1
Б) пройду мимо - 0
В) выясню причину, постараюсь оказать помощь - 3
5. Возле дома плачет малыш:
А) пройду мимо- 1
Б) посмеюсь над его бедой - 0
В) постараюсь успокоить ребёнка - 3
6. Пожилая женщина идёт с тяжёлыми сумками:
А) постараюсь обогнать её – 1
Б) сверну на другую дорогу - 0
В) предложу свою помощь - 3
5. Сценка о милосердии
– Ребята, а в наше время есть такие отзывчивые и добрые люди? В каких ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия? – Как еще может проявляться милосердие с нашей стороны? – Всегда ли нужно проявлять милосердие? – Поможет ответить на этот вопрос древняя далёкая история. (Предоставляется слово 5 классу. Сценка)
6.Динамическая пауза:
– На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных. – Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (Так говорят,
когда просят о чем-то). – В наше время – редко обращаются к людям с такими словами. – Я предлагаю вам проверить, на сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»! – Будьте добры встаньте. – Повернитесь налево. – Будьте добры повернитесь направо – Будьте добры улыбнитесь. – Будьте добры присаживайтесь. – Спасибо, ребята вы очень внимательны.
7. Украсить Земной шар
На столах разложены конверты с заданиями. Ребятам предлагается поработать в группах и создать проект украсить Земной шар пословицами, нарисовать символ милосердия, собрать сердечко и разучить песню. (Ребята работают в группах по желанию). Задания в конвертах. Учитель помогает ребятам, после выполнения заданий один обучающийся из группы вывешивает результат работы на земной шар и поясняет свой выбор.
8. Заключение
– Ребята, посмотрите как красив наш мир, мир где есть добрые, милосердные люди, готовые прийти на помощь в любую минуту. – Нужно ли быть милосердным?
Учитель достает заранее приготовленные надувные шары в форме сердца.
– Ребята, посмотрите сколько сердечек у меня в руке. – Я приглашаю вас в круг и предлагаю вам частичку милосердия, а вы мне в ответ скажите то важное качество, которое необходимо милосердному человеку.
Учитель раздает шары по кругу, а ребята говорят то качество, которое они подчеркнули лично для себя из беседы. После того, как всем участникам розданы сердца ребята исполняют песню «Если добрый ты – это хорошо».