Открытое занятие по внеурочной деятельности. Познавательный час "В гости к Фразеологии"
Открытое занятие по внеурочной деятельности. Познавательный час "В гости к Фразеологии"
Фразеология как самостоятельный раздел русского языка в традиционной начальной школе не изучается. А жаль. Фразеологизмы не только способствуют развитию лингвистического мышления и обогащают словарный запас детей, они помогают понять историю и характер русского народа.
На занятии используются разные методы, приемы и средства обучения. Используется презентация в программе PowerPoint.
Впервые с фразеологизмами школьники знакомятся в 3 классе.
Фразеологизмы способствуют формированию коммуникативной компетенции, так как, во-первых, во фразеологии запечатлён богатый исторический опыт народа, его материальная и духовная культура; во-вторых, фразеологизм, благодаря своей экспрессивно-стилистической окраске, обладает большей по сравнению со словом выразительностью и смысловой весомостью. Всё сказанное свидетельствует о том, что обучение фразеологизмам способно оптимизировать формирование коммуникативной компетенции учащихся, активизировать познавательную деятельность учащихся, способно повысить культуру школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по внеурочной деятельности. Познавательный час "В гости к Фразеологии"»
Познавательный час «В гости к Фразеологии»
Аннотация:
Фразеология как самостоятельный раздел русского языка в традиционной начальной школе не изучается. А жаль. Фразеологизмы не только способствуют развитию лингвистического мышления и обогащают словарный запас детей, они помогают понять историю и характер русского народа.
На занятии используются разные методы, приемы и средства обучения. Используется презентация в программе PowerPoint.
Методическая база занятия.
Повторительно-обобщающее занятие по теме «Фразеологизмы»
Впервые с фразеологизмами школьники знакомятся в 3 классе.
Фразеологизмы способствуют формированию коммуникативной компетенции, так как, во-первых, во фразеологии запёчатлён богатый исторический опыт народа, его материальная и духовная культура; во-вторых, фразеологизм, благодаря своей экспрессивно-стилистической окраске, обладает большей по сравнению со словом выразительностью и смысловой весомостью. Всё сказанное свидетельствует о том, что обучение фразеологизмам способно оптимизировать формирование коммуникативной компетенции учащихся, активизировать познавательную деятельность учащихся, способно повысить культуру школьников.
2. Цели занятия.
- Вспомнить изученное о фразеологии и фразеологическизмах, углубить и расширить знания учащихся по теме.
- Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.
- Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
3. Методы работы:
- Игровые технологии (лексико-фразеологические игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект).
- Информационно-коммуникационные технологии (презентация, созданная в Microsoft Power Point).
4. Формы организации деятельности учащихся: опрос, работа в группах, работа в парах, индивидуальная, коллективная работа.
5. Оборудование: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок, папка с файлами, презентация к уроку, ноутбук, проектор, смайлики для рефлексии, рисунки ребят, экспозиционный экран, звуковое пособие.
6. Этапы занятия.
- Организационный момент.
- Игры.Обобщение изученного.
- Итоги.
Форма работы: внеурочная деятельность.
Приобретаемые навыки детей: учащиеся научатся распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запоминать, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.
Планируемые результаты:
Предметные: обеспечить в ходе занятия развитие учебно-языковых, речевых умений.
Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
Познавательные УУД
Общеучебные
- формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Коммуникативные УУД
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;
- учёт разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг r другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
-контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
-коррекция;
-оценка;
-волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Личностные УУД
- формирование моральной самооценки;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 4 классе
по теме «Фразеологизмы». Познавательный час « В гости к Фразеологии».
Cагирова Нурания Наримановна, учитель высшей категории ГБОУ СОШ с. Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области
Ход занятия
Организационный момент
Л.Н.Толстой: «Как богат русский язык! Как много в нем метких слов, выражений!»
Добрый день, дорогие ребята, гости!
Встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного настроения! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на занятие к нам пришли гости. Улыбнулись добрыми улыбками, у нас сегодня день улыбок. Садитесь, пожалуйста.
(2 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на занятие?
Ученик 1: Ильназ бегал по школе сломя голову, путался под ногами у всех, ему делали замечание. А он и глазом не моргнул и снова побежал, куда глаза глядят. Я его поймала и повела его в класс, а вот видите, у него глаза на мокром месте. Он вышел из себя, и никак не может успокоиться.
Ученик 2: Да, не сносить тебе головы.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать по школе нельзя, а тебе, Ильназ, все как об стенку горох.
- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?
- О каких метких словах говорил Л. Н. Толстой? Что за интересные выражения?
- Правильно, это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока «Фразеологизмы»
- Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты. Давайте представим, что в нашей речи не было бы устойчивых оборотов.
Какой была бы наша речь? (бедной, невыразительной)
Девиз нашего урока.
Работать засучив рукава.
Итак, приступаем к работе. Фразеологическая викторина . Игра «Кто быстрее?»
Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:
Дать-
Идти-
Встать-
Выйти-
Держать-
2. Игра «Кто больше?»
Фразеологизмы с частицей ни… ни
ни дать ни взять
ни рыба ни мясо
ни два ни полтора
ни много ни мало
ни конца ни краю
ни сыт ни голоден
ни кола ни двора
ни ума ни фантазии
ни свет ни заря
3. Фразеологическое лото. Собрать фразеологизмы.
зарубить на носу
задирать нос
водить за нос
совать нос
оставить с носом
повесить нос
Игра «Доскажи словечко»
Прикусить …
Морочить …
Клевать …
Хлопать …
Умывать …
Терять …
5.Фразеологические загадки:
Медведь на ухо наступил
Гнаться за двумя зайцами
6. Давайте посетимфразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов.
Хитра как … Труслив как … Голоден как … Здоров как Надут как … Нем как … Грязный как … Упрям как … Колючий как …
Игра «Пантомима»Эта игра требует от вас не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью жестов и мимики. А остальные должны назвать его.
Сказочные фразеологизмы.
В тридевятое царство…
Поди туда – не знаю куда, …
Скоро сказка сказывается, …
«Фразеологическая минутка»
Как снег на голову Неожиданно
На глазок Примерно
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встали, как истуканы.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза..
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
Фразеологические задачи.
Яблоку негде упасть
В двух словах
Семь пятниц на неделе
Как дважды два четыре
Фразеологическая игра «Покажи»
1)Его задирают, зазнаваясь. 2) Не цветы, а вянут. 3) Ими машут, как мельница. 4) Он длинный и без костей. 5) Ими щелкают от голода. 6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди.
14. Игра “Аплодисменты”.
Отметьте хлопком фразеологический оборот.
золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
Работа в группах
Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!
Прочти письмо.
Раскрась рисунок. Подбери фразеологизмы.
«Очеловечь» рисунок. Назови фразеологизм.
Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения.
Слова левого столбика
Слова правого столбика
Играть Мартышкин Замести
следы на нервах труд
16. Игра в мяч: замени фразеологизм одним словом
сломя голову – быстро,
рукой подать – близко.
Вылетело из головы – забыл.
Зарубить на носу – запомнить
Баклуши бить – бездельничать
Язык прикусить – замолчать
Душа в пятки ушла – испугаться
На краю земли - где-то очень далеко
Скороговорка.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
(Подбери синонимы к фразеологизму ЩЕКА К ЩЕКЕ: лицом к лицу)
Картинная галерея
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайдах с 26 по 42юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица» и т.д. ). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. ( Вот что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).
Кроссворд “Фразеологизмы”.
Флаг вам в руки
Рука об руку ( раз –два и обчёлся)
Аппетит приходит во время еды
Заруби на носу (золотые руки)
Есть за двоих
От доски до доски
Лёгкая рука
Остаться с носом
Глазом не моргнуть
И днём и ночью ( и в огонь и в воду)
Задать жару (заварить кашу)
Мокрое место останется (махнуть рукой)
IV. Итог занятия.
1. Для чего нужны фразеологизмы?
2. А где можно найти значение фразеологизма? (ответы учащихся) Конечно в словаре. Если затрудняетесь объяснить значение фразеологических оборотов, на помощь вам придёт «Школьный фразеологический словарь русского языка» (показ словаря)
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в разговоре. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Спасибо за работу! Мы сегодня не переливали из пустого порожнее, а работали засучив рукава. И хотя к концу занятия мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки.
VIII.Рефлексия.
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Поломал голову-
Знаю как дважды два –
Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера!
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)
3. Сайт YouTube
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. М. «ВАКО» 2011
2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка. М. Мнемозина, 2003
3.Рыбченкова Л.М., Алесандрова О.М и др. Русский язык.М. Просвещение, 2014