kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие «Введение в образовательную программу «Азбука народных промыслов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с работой детского объединения по программе «Азбука народных промыслов», историй развития декоративно преклонного искусства, ознакомить с разными видами народной росписи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие «Введение в образовательную программу «Азбука народных промыслов»»














Открытое занятие

«Введение в образовательную программу

«Азбука народных промыслов»





Разработала:

педагог дополнительного

образования

Гаранина Анастасия Васильевна

















Класс: учащиеся 3 класса (9 лет)


Тема: «Введение в образовательную программу» «Путешествие в удивительную страну Ремесел»


Цели:

Ознакомление с работой детского объединения по программе «Азбука народных промыслов», историй развития декоративно преклонного искусства, ознакомить с разными видами народной росписи.


Задачи занятия:

Обучающие:

- дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного творчества;

- познакомить с видами декоративно-прикладного искусства и техникой их выполнения;

-научить оформлять подарочный медальон своими руками.


Воспитательные:

- создать предпосылки к воспитанию у обучающихся гражданственности и любви к Родине, через изучение народного творчества;

- воспитать трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности, самостоятельности при работе с материалами и инструментами;

Развивающие:

- создавать условия для развития к положительного отношения и интереса детей к декоративно - преклонному творчеству

- развить творческих возможностей обучающихся, формирование технического мышления и конструкторских способностей;

- развить фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, эстетического вкуса и чувства прекрасного.


Методы, используемые педагогом:

- словесный рассказ, беседа;

- наглядная демонстрация образцов

- демонстрация готовых изделий, выставка;

- практическая работа.


Оборудование:

Готовый медальон рассписанный мезенской росписью– образец,

деревянные заготовки под роспись,

кисть белечья №2,

краски гуашь 2 цветов: красная и черная.

баночка для воды,

бумажные салфетки (влажные салфетки).

  1. для демонстрации:

работы детей объединение «Азбука народных промыслов»,

готовые изделия расписанные разными видами росписи.

  1. для обеспечения информационной основы занятия:

компьютер, слайды, презентация;







Ход занятия

  1. Организационный этап.

Добрый день дорогие ребята. Меня зовут Анастасия Васильевна , я работаю педагогом объединения «Азбука народных промыслов» в г. Октябрьск. Давайте познакомимся с вами.

И я познакомлю вас с деятельностью нашего объединения, познакомимся с видами декоративно-прикладного искусства и техникой их выполнения; и выполним роспись медальона.

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»


Сегодня мы осуществим увлекательное путешествие в удивительную страну Ремесел.  Отправляясь в путь, мы будем делать остановки на каждом великом городе- мастеров.

Вся наша земля – это земля мастеров.

Наш народ всегда был богат на таланты.

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов - места, где сложился и развивался определенный вид декоративно - прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это города, деревни, село Городец, Хохлома, Палех, Гжель. Не забудем упомянуть о талантливых городах севера.

 Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи.

Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки , из глины лепили посуду, все делалось руками. На всех этих предметах традиционно есть узоры, орнаменты, которые близки и понятны нашему народу.




И так, продолжаем урок-путешествие и отправляемся в путь. Вот и вошли мы на Нижегородскую землю в село Семино, место рождение хохломской росписи. В край « Золотой Хохломы»

А название роспись получила от торгового села Хохлома, где была большая ярмарка где продавались с расписанными изделиями.

Даже дома здесь как из сказки деревянные с резными ажурными наличниками.


Хохломская роспись- это уникальное явление декоративного искусства, не только в России, но и так же известна во всем мире.

Это роспись стала визитной карточкой России, многочисленные туристы из разных стран, вазрощаясь собой везут хохломские сувениры. Изделия

расписанные хохломской росписью узнаваемы ими любуются и восхищаются.

Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, желтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.



Продолжаем путешествие по Нижегородской земле.

Вот и следующий город у нас на пути. Это город-Городец.

Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами, с резьбой, весело раскрашены вот  здесь и зародился  старинный промысел как Городецкая роспись.


Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой- нибудь другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. В ней  часто используют сюжеты из жизни ( чаепитие, кавалеры с дамами, всадники на конях, охотники в лесу), изображение птиц, коней.

Цветы – розаны и купавки, ромашки, листья. Цветы  в городецкой росписи символ здоровья и процветания.

Раньше  городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносили на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых, черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную  краску, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же как много лет назад и те же мотивы и образы присутствуют в ней .



Мы отправляемся в путешествие по Северной Двине, к мастерам Пермогорья здесь родина пермогорской росписи.

Чем ближе цель нашего путешествия, тем выше горы вот и перед нами Пермогорья. Удивительна и своеобразна природа Севера.

Алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики, и светлое небо.

Это и есть сюжет и вдохновение для мастеров росписи.



Роспись поражает своей нарядностью и позитивом, не смотря на то, что орнамент довольно-таки простой и незатейливый. Необычность белого фона, птицы сирины в кругу, единорогов, изображение прях, делают эту роспись необычной, сказочной и при этом легко узнаваемой. Есть еще одна интересная отличительная деталь: элементы не обводятся черным контуром, а наоборот, сначала наносится контур, а потом заливается сам элемент. Основным цветом росписи является красный, а желтый и зеленый – дополнительными, редко золотистый и голубой.






Вот и привело наше путешествие в Ивановскую область село Палех.

Где и зародилась роспись Палехская миниатюра.


Особенность палехской росписи - это сюжеты, позаимствованные из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Для стиля палехской росписи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого.



И снова мы возвращаемся на прекрасный север, село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Здесь и родина мезенской росписи.



Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.

Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть.

Элементы росписи, имеющей значение оберега Солнце и луна, земля и вода, ветер и огонь в языческом представлении являются основополагающими объектами, тесно связанными с добрыми творческими силами Вселенной.

Символика животного и растительного мира Другие значимые образы мезенской росписи – деревья, птицы, лоси, кони, олени, снег и холод, который сопровождает жизнь северных народов большую часть года.

Птицы – предвестники счастья

Птицы в народной культуре обещают богатство и благо, связаны со светом и добрыми силами. Любимые персонажи мезенских мастеров – лебеди и утки.

Лошади и олени

Элементы рисунка предельно просты: прямоугольники-торсы с мощными выпуклыми шеями и волнообразно изогнутыми ногами. В изображении коней щедрыми штрихами набросаны гривы и хвосты.

Физминутка.

Мы очень долго сидели без движения. Немного отдохнем.


А сейчас мы с вами, дети,

Политаем на ракете. /приседают и встают, тянутся вверх, становятся на носочки, руки вверху/

На насочки подтянулись,

А потом – руки вниз, /опускаю руки/

Раз, два, три, четыре /вращение головой/

Полетит ракета ввысь! /тянутся вверх/





Сегодня мы с вами побудем мастерами, и роспишем мезенской росписью медальон, только это будет не просто красивое украшение это - оберег.

Давайте расмотрим оброзец готового медальона мы с вами видем, оформлен медальон в рамочку- солнце. А это значит символ добра и света,

В центре изоображение лебедя плывущего по воде- символ богатства и удачи, а волны по каторым плывет лебедь гонит ветер изоображенный в низу ввиде спиральки.

Левой стороны освещает путь лебедю солнце.




Перед вами заготовка медальона, давайте вы возьмете в ручки и хорошо расмотрите, а сейчас мы свами закончим рамочку, вы видете что у вас есть подсказка намечено детали карандошом, мы берем красную гуашь и кисточку, и раскрасим до конца рамочку.


Но у нас еще не готов медальон мы свами изообразим птицу лебедь, для этого берем красную гуашь и по образцу рисуем птицу. И волну красной гуашью,

Далее мы черной гуашью выполняем мелкие детали, хвостик птицы, крыло, и волну,

Вот у нас и закончена работа, готов медальон- оберег. Такое украшенее являеться отличным падарком сделанным своими руками.

Вот и подходить к концу наша занятия, есть вопросы ребята?...

Спасибо, досвидания…








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие «Введение в образовательную программу «Азбука народных промыслов»

Автор: Гаранина Анастасия Васильевна

Дата: 06.06.2019

Номер свидетельства: 513596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства