kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Задачи:

Познакомить с историей ткачества и с устройством  ткацкого станка.

Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке.

- Воспитывать и прививать любовь к истории, культуре своей малой родины.

Используемые приемы:

-индивидуальный — во время практической работы;

-групповой

Оборудование : мастерская  оформлена  в праздничном виде: половики, одежда,  полотенца,  скатерть, предметы старины; ткацкие станки.

Ход занятия:

Ι. Организационный момент.

(Дети сидят за столом. Дверь тихонько отворилась, в кабинет входит педагог в русском народном костюме).

II. Вводная часть.

- Здравствуйте,  ребята! Посмотрите сегодня в нашей горнице кругом,

 Лавки, крытые ковром,

Полотенца все в узорах,

Скатерть на столе дубовом,

Ну и я в наряде новом!

Так наряжались и украшали дом в старину люди.

Посмотрите на эти изделия, которыми украшена наша мастерская, что вы можете про них сказать? (ответ детей: все вещи изготовлены своими руками, сотканы на станках).

Правильно, все эти вещи ткали на станках.

- Я сейчас вам продемонстрирую фотографии, где показан народный быт нашего севера, а вы определите какие  вещи сотканы на станке.(дети отвечают)

III. Сообщение новой темы.

 И тема нашего занятия - «Ткацкий станок, устройство и принцип его работы».

Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды.

- Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось.

- Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры.

- С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества.

- В 13 в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство.

- Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

Вот и у нас в мастерской стоят 6 ткацких станков, подойдем к одному из них поближе

 и начнем знакомство  с устройством ткацкого станка:

(Педагог  показывает каждую деталь и объясняет для чего она предназначена.

IV. Практическая часть.

А) Повторение ТБ

Ребята, сейчас мы приступим к практической части. Но прежде чем начать работать, повторим технику безопасности с ножницами. (дети отвечают)

Б) Показ процесса тканья  половика педагогом с комментированием:

- Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия.  Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.

В) Упражнения детей в ткачестве:

Одни дети начинают ткать половик, другие – наблюдают, затем меняются местами.

V. Подведение итогов и оценка выполненной работы.

К окончанию занятия были  рассмотрены фрагменты половика, который ткали дети.

Педагог задает вопросы:

-Посмотрите, ровные ли края.

-Правильно ли подобран цвет. (дети отвечают).

Итог:

Ребята, созданный вами на ручном ткацком станке половик будет не просто работой, в которую вы вложили свою душу, но и станет отличным украшением вашего дома или подарком, например, на день рождения. До свидания.
 

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».»

Тема: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».


Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».

Объединение: " Северные ткачи".

Педагог ДО: Вершинина Валентина Павловна.

Дата проведения: ноябрь 2018г.

База проведения: Муниципальное бюджетное общеобразоватальное учреждение "Урдомская средняя школа" структурное подразделение " Центр дополнительного образования детей".

Количество детей: 6ч.- 4-5 класс.

Цель:  Приобщение обучающих к одному из древнейших видов народного творчества.

Задачи:

- Познакомить с историей ткачества и с устройством ткацкого станка.

- Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке.

- Воспитывать и прививать любовь к истории, культуре своей малой родины.

Используемые приемы:

-индивидуальный — во время практической работы;

-групповой

Оборудование : мастерская оформлена в праздничном виде: половики, одежда, полотенца, скатерть, предметы старины; ткацкие станки.


Ход занятия:

Ι. Организационный момент.

(Дети сидят за столом. Дверь тихонько отворилась, в кабинет входит педагог в русском народном костюме).

II. Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите сегодня в нашей горнице кругом,

Лавки, крытые ковром,

Полотенца все в узорах,

Скатерть на столе дубовом,

Ну и я в наряде новом!

Так наряжались и украшали дом в старину люди.

Посмотрите на эти изделия, которыми украшена наша мастерская, что вы можете про них сказать? (ответ детей: все вещи изготовлены своими руками, сотканы на станках).

Правильно, все эти вещи ткали на станках.

- Я сейчас вам продемонстрирую фотографии, где показан народный быт нашего севера, а вы определите какие вещи сотканы на станке.(дети отвечают)

III. Сообщение новой темы.

И тема нашего занятия - «Ткацкий станок, устройство и принцип его работы».

Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды.

- Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось.

- Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры.

- С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества.

- В 13 в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство.

- Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

Вот и у нас в мастерской стоят 6 ткацких станков, подойдем к одному из них поближе

и начнем знакомство с устройством ткацкого станка:

(Педагог показывает каждую деталь и объясняет для чего она предназначена.


IV. Практическая часть.

А) Повторение ТБ

Ребята, сейчас мы приступим к практической части. Но прежде чем начать работать, повторим технику безопасности с ножницами. (дети отвечают)

Б) Показ процесса тканья половика педагогом с комментированием:

- Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.

В) Упражнения детей в ткачестве:

Одни дети начинают ткать половик, другие – наблюдают, затем меняются местами.

V. Подведение итогов и оценка выполненной работы.

К окончанию занятия были рассмотрены фрагменты половика, который ткали дети.

Педагог задает вопросы:

-Посмотрите, ровные ли края.

-Правильно ли подобран цвет. (дети отвечают).

Итог:

Ребята, созданный вами на ручном ткацком станке половик будет не просто работой, в которую вы вложили свою душу, но и станет отличным украшением вашего дома или подарком, например, на день рождения. До свидания.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».

Автор: Вершинина Валентина Павловна

Дата: 05.12.2018

Номер свидетельства: 488999

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства