Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».
Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».
Задачи:
- Познакомить с историей ткачества и с устройством ткацкого станка.
- Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке.
- Воспитывать и прививать любовь к истории, культуре своей малой родины.
Используемые приемы:
-индивидуальный — во время практической работы;
-групповой
Оборудование : мастерская оформлена в праздничном виде: половики, одежда, полотенца, скатерть, предметы старины; ткацкие станки.
Ход занятия:
Ι. Организационный момент.
(Дети сидят за столом. Дверь тихонько отворилась, в кабинет входит педагог в русском народном костюме).
II. Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите сегодня в нашей горнице кругом,
Лавки, крытые ковром,
Полотенца все в узорах,
Скатерть на столе дубовом,
Ну и я в наряде новом!
Так наряжались и украшали дом в старину люди.
Посмотрите на эти изделия, которыми украшена наша мастерская, что вы можете про них сказать? (ответ детей: все вещи изготовлены своими руками, сотканы на станках).
Правильно, все эти вещи ткали на станках.
- Я сейчас вам продемонстрирую фотографии, где показан народный быт нашего севера, а вы определите какие вещи сотканы на станке.(дети отвечают)
III. Сообщение новой темы.
И тема нашего занятия - «Ткацкий станок, устройство и принцип его работы».
Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды.
- Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось.
- Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры.
- С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества.
- В 13 в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство.
- Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.
Вот и у нас в мастерской стоят 6 ткацких станков, подойдем к одному из них поближе
и начнем знакомство с устройством ткацкого станка:
(Педагог показывает каждую деталь и объясняет для чего она предназначена.
IV. Практическая часть.
А)Повторение ТБ
Ребята, сейчас мы приступим к практической части. Но прежде чем начать работать, повторим технику безопасности с ножницами. (дети отвечают)
Б) Показ процесса тканья половика педагогом с комментированием:
- Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.
В) Упражнения детей в ткачестве:
Одни дети начинают ткать половик, другие – наблюдают, затем меняются местами.
V. Подведение итогов и оценка выполненной работы.
К окончанию занятия были рассмотрены фрагменты половика, который ткали дети.
Педагог задает вопросы:
-Посмотрите, ровные ли края.
-Правильно ли подобран цвет. (дети отвечают).
Итог:
Ребята, созданный вами на ручном ткацком станке половик будет не просто работой, в которую вы вложили свою душу, но и станет отличным украшением вашего дома или подарком, например, на день рождения. До свидания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».»
Тема:«Ткацкий станок, устройство и принцип работы».
Открытое занятие: «Ткацкий станок, устройство и принцип работы».
Объединение: " Северные ткачи".
Педагог ДО: Вершинина Валентина Павловна.
Дата проведения: ноябрь 2018г.
База проведения: Муниципальное бюджетное общеобразоватальное учреждение "Урдомская средняя школа" структурное подразделение " Центр дополнительного образования детей".
Количество детей: 6ч.- 4-5 класс.
Цель: Приобщение обучающих к одному из древнейших видов народного творчества.
Задачи:
-Познакомить с историей ткачества и с устройством ткацкого станка.
-Дать первоначальные навыки работы на ткацком станке.
- Воспитывать и прививать любовь к истории, культуре своей малой родины.
Используемые приемы:
-индивидуальный — во время практической работы;
-групповой
Оборудование : мастерская оформлена в праздничном виде: половики, одежда, полотенца, скатерть, предметы старины; ткацкие станки.
Ход занятия:
Ι. Организационный момент.
(Дети сидят за столом. Дверь тихонько отворилась, в кабинет входит педагог в русском народном костюме).
II.Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите сегодня в нашей горнице кругом,
Лавки, крытые ковром,
Полотенца все в узорах,
Скатерть на столе дубовом,
Ну и я в наряде новом!
Так наряжались и украшали дом в старину люди.
Посмотрите на эти изделия, которыми украшена наша мастерская, что вы можете про них сказать? (ответ детей: все вещи изготовлены своими руками, сотканы на станках).
Правильно, все эти вещи ткали на станках.
- Я сейчас вам продемонстрирую фотографии, где показан народный быт нашего севера, а вы определите какие вещи сотканы на станке.(дети отвечают)
III. Сообщение новой темы.
И тема нашего занятия - «Ткацкий станок, устройство и принцип его работы».
Ткачество – это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных. Первичной целью человека было защитить тело от воздействия окружающей среды.
- Шли годы, десятилетия, века и ткачество развивалось и совершенствовалось.
- Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд. Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры.
- С древних времен на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавески, половики и многое другое. Как сырье использовали лен, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырье выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоемкому и требующему внимание процессу ткачества.
- В 13 в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 в. станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит ткацкое производство.
- Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.
Вот и у нас в мастерской стоят 6 ткацких станков, подойдем к одному из них поближе
и начнем знакомство с устройством ткацкого станка:
(Педагог показывает каждую деталь и объясняет для чего она предназначена.
IV. Практическая часть.
А)Повторение ТБ
Ребята, сейчас мы приступим к практической части. Но прежде чем начать работать, повторим технику безопасности с ножницами. (дети отвечают)
Б) Показ процесса тканья половика педагогом с комментированием:
- Как правило, не существовало какого-то смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются половики без какого-либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер.
В) Упражнения детей в ткачестве:
Одни дети начинают ткать половик, другие – наблюдают, затем меняются местами.
V. Подведение итогов и оценка выполненной работы.
К окончанию занятия были рассмотрены фрагменты половика, который ткали дети.
Педагог задает вопросы:
-Посмотрите, ровные ли края.
-Правильно ли подобран цвет. (дети отвечают).
Итог:
Ребята, созданный вами на ручном ткацком станке половик будет не просто работой, в которую вы вложили свою душу, но и станет отличным украшением вашего дома или подарком, например, на день рождения. До свидания.