kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«От трагедии Семипалатинска до Манифеста «Мир 21 век»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • повысить экологическую грамотность учащихся на примере Семипалатинского полигона;
  • познакомить учащихся с вышедшим 31 марта 2016 года манифестом «Мир 21 век»;
  • углубить знания о антиядерной политики Казахстана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««От трагедии Семипалатинска до Манифеста «Мир 21 век»»»

Внеклассное мероприятие.

Раздел: экологическое воспитание.

Аудитория: учащиеся девятых классов.

Выборка: от 15 до 25 человек.

Тема: «От трагедии Семипалатинска до Манифеста «Мир 21 век»»

Цель:

  • повысить экологическую грамотность учащихся на примере Семипалатинского полигона;

  • познакомить учащихся с вышедшим 31 марта 2016 года манифестом «Мир 21 век»;

  • углубить знания о антиядерной политики Казахстана.

Задачи:

  • активизировать эмоциональную сферу личности учащихся;

  • развивать творческую самостоятельность ребят и их интерес к экологическим проблемам;

  • воспитывать чувство уважения к природе, желание ее охранять, любовь к Родине.

Временные рамки:_________ минут.

Оборудование: выставка книг: Н. Назарбаева «Эпицентр мира», «Семипалатинский полигон» Кешрима Бозтаева, «Ядролық сынақ аймағы: кеше және бүгін» Даулета Сейсенова, «Көргендерім» М.Аймакова и книги Султана Картоева о трагических событиях, происходивших на полигоне, М. Сарсеке «Семей қасіреті». Интерактивная доска, листы формата А3, фломастеры, стикеры.

Ход мероприятия.

Учащиеся занимают места в классе, по 4-5 человек (группами). На экране надпись: «Путешествие во времени. От трагедии к миру. Семипалатинск»

Здравствуйте ребята! Сегодня мы совершим с вами путешествие во времени и отправляемся в 1947 год, в город Семипалатинск. (на условной карте обозначается красным флажком).

Историческая справка:

Семипалатинский ядерный полигон был создан по решению Совета Министров СССР – 21 августа 1947 года. Здесь состоялись первые испытания ядерного оружия, созданного в Советском Союзе, но прежде решались такие задачи как: возможность создания ядерной бомбы, схема ее устройства, как организовать производство компонентов «нового» вида оружия, строительство промышленных предприятий, сборка всех конструктивных узлов бомбы в единое целое. Для такой работы требовалась значительная площадь.

Полигон раскинулся на территории Семипалатинской, Павлодарской, Карагандинской областей. Для ядерных экспериментов было отведено18500 кв.км. земель. Для первого испытания готовилось «опытное поле». В его эпицентре, в верхней части 30-метровой башни, был установлен ядерный заряд. Вокруг возведены железобетонные укрепления, бронированные башни. На различном удалении от центра находились: военная техника, артиллерийские орудия, танки, самолеты, автомобили, бронемашины. Во многих сооруженных убежищах разместили подопытных животных – овец, свиней, собак, крыс. Немного дальше построили целый городок – жилые трехэтажные дома, предприятия, отрезок подземного метро, железнодорожный и автомобильный мосты, по полю расставлены чучела, одетые в военную форму, ящики с продовольствием. Все это было подготовлено для исследования мощности разрушительной силы ядерного взрыва. 29 августа 1949 года было проведено первое испытание. Л.Берия лично отвечал перед Кремлем за успех эксперимента. 12 августа 1953 года – испытание термоядерного устройства. 22 ноября 1955 года – испытание сверхмощной водородной бомбы, созданной академиком А. Сахаровым. Сразу же после испытания такого заряда на полигон и прилежащие к нему поселки выпали локальные радиоактивные осадки. За 40 лет, с 1949 по 1989 год было проведено: 473 ядерных взрыва, из них: 90 – воздушных, 26 – наземных, 354 – подземных. Так же произведено 175 взрывов с применением химических веществ, из них 44 с зарядами более 10 тонн. Радиоактивные осадки распространились на территории 304 тысячи кв.км, где проживало более 1,7 млн. человек. Семипалатинская область стала зоной экологического бедствия.

Задание группам: на одной стороне рабочего листа выполнить работу «прошлое» (ассоциативный ряд: полигон, ядерная катастрофа, записи. рисунки)

Звучит стихотворение:


Звучит над миром колокол беды,
Тревожа память, поминая горе, 
Жесток и страшен лик седой войны, 
Как в шторм разбушевавшееся море.

Япония скорбит уж много лет,
Известны людям Хиросима, Нагасаки, 
Но не наложен на трагедии запрет, 
Стоят повсюду ядерные плахи.

Не хочет человечество понять,
Что жизнь на свете самое святое, 
Ее мгновенно можно оборвать 
В горниле взрыва или гуще боя.

Всех жертв и испытаний нам не счесть,
Но целы арсеналы, полигоны, 
Семипалатинска убийственная весть 
Предупрежденье поколеньям новым.

Тысячелетье начало отсчет,
Век двадцать первый по земле шагает, 
Пусть его детям больше повезет. 
И солнца луч их каждый день встречает.

Ребята заканчивают работу.

Релаксационная пауза.

1 группе предлагается задание: создать кластер «последствия испытаний ядерного оружия». Материалы: вырезки из газет. Статей, статистика о заболеваемости, смертности, распечатанные материалы Интернет-ресурсов.

Итог: стат. справка.

Обсуждение 5-7 минут.

Ведущий: 28 февраля 1989 года родилось антиядерное движение. Названное «Невада-Семипалатинск», организатором и президентом которого был О. Сулейменов, на митинге у здания Союза писателей Казахстана он объявил: «Только что создано антиядерное движение! Наша цель – навеки прекратить испытания ядерного оружия в Казахстане, закрыть Семипалатинский полигон, бороться за закрытие всех ядерных полигонов!»

Через несколько дней было распространено обращение движения: «Братья и сестры!...»

2 группе предлагается задание: создать кластер «движение «Невада -Семипалатинск»». Материалы: текст обращения, основные тезисы.

Обсуждение 5-7 минут.

Итог: в 1989 году акции движения остановили 11 взрывов из 18 запланированных, а в 1990 и 1991 годах не позволили произвести ни одного. Усилие антиядерного движения были прекращены ядерные испытания на казахстанской земле, когда на карте мира появился суверенный Казахстан, его первым государственным актом стал Указ Президента от 29 августа 1991 года «О закрытии Семипалатинского ядерного полигона».

Независимый Казахстан стал первым свободным от ядерного оружия государством, среди республик бывшего Советского Союза. В августе 1996 года Казахстан подтвердил приверженность к миру, поставив свою подпись в ООН под «Договором о запрещении, нераспространении ядерного оружия».

И возвращаясь в настоящее, остановимся на дате 31 марта 2016 года. Чем же знаменательна эта дата для Казахстана?

В это время вышел манифест «Мир. 21 век» Н.А. Назарбаева.

Давайте обратимся к словарю, что значит слово МАНИФЕСТ?

Манифест – торжественное письменное обращение, верховной власти к народу (устар.); - письменное обращение, воззвание, изложение каких-нибудь положений программного характера к народам мира, народу. (Русский толковый словарь).

3 группе предлагается задание: создать кластер «Мир.21 век». Материалы: полный текст манифеста, основные тезисы. Кратко выписать 5 основн.тезисов.

Обсуждение 5-7 минут.

Пока ребята работают, идет видео –ролик: «Казахстанцы о манифесте»

Ведущий: Н.А.Назарбаев-цитата.

«Мой Манифест «Мир. XXI век» продиктован искренней тревогой за судьбу грядущих поколений, которым предстоит жить и работать в XXI веке. Мы, лидеры государств и политики, несем огромную ответственность за будущее человечества. Как человек и политик, прошедший через многие тернии и трудности, как государственный деятель, принявший сложное решение о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, я обращаюсь к мировым лидерам и всему международному сообществу с настоятельной просьбой прислушаться к разуму. Надо сделать всё от нас зависящее, чтобы навсегда избавить человечество от угрозы смертоносной войны. Сейчас и в обозримом будущем более актуальной задачи у нас нет».

Ведущий: и в завершении нашего путешествия – творческое задание всем группам: на рабочих листах изобразить «будущее» каким вы хотите его видеть – мирным, без войн, террористических угроз, экологических катастроф. Звучит приятная музыка 3-4 минуты.

Подведение итогов.

Рефлексия: выставка кластеров и рабочих листов.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«От трагедии Семипалатинска до Манифеста «Мир 21 век»»

Автор: Заводина Ирина Валерьевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства