Самоопределение к деятельности | Цель курса, проверка подготовленности учащихся к занятию | Учащиеся выполняют самопроверку | Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Актуализация знаний | На уроках географии, истории вы изучали способы и методы исследовательской работы Давайте их вспомним • Говоря об этимологии слова "исследование", заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, мы должны уметь сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, В основном вы перечислили активные формы исследования. Но есть и другие: Как вы считаете тихое чтение литературы является ли формой и методом исследования? Почему? При работе с текстом надо видеть информацию: • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) | Учащиеся повторяют материал, изучают памятку | выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; |
Постановка учебной задачи | Сегодня мы будем работать с тестами, но непростым, а текстом карты. Что мы можем узнать по физической карте? То есть тоже можем выделить фактуальную, подтекстовую, концептуальную части | Уч-ся высказывают предположения и определяют тему : гп и рельеф | формулирование познавательной цели; |
«Открытие» учащимися новых знаний | Город Ртищево расположен на западной окраине Приволжской возвышенности в 214 км к северо-западу от Саратова. Занимает площадь 32,95 км². Протяженность города — 5,25 км в длину и 4,5 км в ширину, высота над уровнем моря около 210 метров. Поверхность территории города Ртищево, расположенного в юго-восточной части Окско-Донской низменности на Донской равнине, представляет собой плоско-волнистую, слабо всхолмлённую равнину, в разной степени расчленённую эрозионной сетью. На территории города расположено довольно много оврагов: на западе — Попов, северо-западе — Красный Луч, юго-западе — Третьяк и на юге — Дубовый. В оврагах Красный Луч и Дубовый построены пруды площадью около 15 тыс. м² и около 12 тыс. м² соответственно. В пределах города Ртищево протекает несколько малых рек, наиболее крупными из которых являются притоки Хопра — Ольшанка и Изнаир. Река Ольшанка протекает по северной границе города и является одним из водоприёмников его гидросистемы. Река Изнаир протекает южнее Ртищево. Вода из неё использовалась для нужд города с 1940 года до постройки в конце 1980-х годов водопровода из реки Хопёр. По гидрогеологическому районированию, территория города Ртищево принадлежит Сурско-Хопёрскому артезианскому бассейну. На территории этого района почти всюду до глубины 10-20 м залегают безводные валунные суглинки и глины среднечетвертичного возраста. Только местами они заключают в себе слабый водоносный горизонт — грунтовые воды, изредка используемые посредством шахтных колодцев. Полезные ископаемые В окрестностях города выявлен и разведан комплекс различных видов нерудных полезных ископаемых и твёрдых горючих ископаемых. Нерудные полезные ископаемые представлены сырьём для производства строительных материалов — кирпичными и керамзитовыми глинами; стекольными и строительными песками. Кирпичные глины, как строительный материал в Ртищево являются общераспространённым видом сырья. Широко распространены строительные пески, половина или более половины, которых являются пригодными для производства бетона. Месторождения строительного камня мелкие, лишь частично удовлетворяющие нужды местного строительства. Из твёрдых горючих ископаемых имеются месторождения торфа, однако в настоящее время его добыча не ведётся. В целом город Ртищево хорошо обеспечен минерально-сырьевой базой строительных материалов, имеет перспективные месторождения минерального сырья сельскохозяйственного и промышленного назначения. | Учащиеся знакомятся с особенностями ГП и рельефом Ртищево | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). |
Самостоятельная работа | А теперь выполним в тетради таблицу из 2-х граф Рельеф и полезные ископаемые | Учащиеся выполняют задание в тетради | |
Рефлексия | Выполнение детонантного задания: Р – то, что относиться к Ртищево Т И Щ Е В О | Учащиеся выполняют и обсуждают полученные результаты | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |