kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация бивака на дневке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по пешеходному туризму, возраст обучающихся 11-17 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация бивака на дневке»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»










План - конспект

открытого занятия



Тема: Организация бивака на дневке








Разработан: Земляковой О.В. педагогом

дополнительного образования

Объединение: Прометей

Программа: Пешеходный туризм

Возраст обучающихся: 11-14 лет








г. Новый Уренгой

2017 г.




План-конспект открытого учебного занятия


Образовательная область (направленность)

Туристко-краеведческая

Дата

и время проведения

09.02.2017г.

16.30ч.

Раздел

и тема занятия

Основы туристической подготовки.

Организация бивака на дневке.

Цель

Способствовать формированию умений и навыков, необходимых для организации бивака в однодневном походе и формированию мировоззрения о сборах и походах.

Задачи

Образовательные: Обучить учащихся понятию бивак, бивачные работы. Научить воспитанников основным требованиям разбивания бивака во время туристического похода, изучить меры безопасности при проведении бивачных работ, при разведении костра и при обращении с топором. Объяснить различия между биваками однодневными и многодневными. Обучить правилам снятия лагеря, понятию экологическая чистота.

Развивающие: развивать наблюдательность, творческое мышление, внимание, логическое мышление, память, умение делать выводы, чётко формулировать вопросы, умение применять полученные знания в практике и принимать правильные решения.

Воспитательные: развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений, взаимовыручки, взаимопомощи, дисциплинированности. Научить бережно относиться к природе; самосохранение жизни и здоровья в походе.

Материально-техническое оснащение занятия

Ноутбук, Бумага А4, сигнальная лента (волчатник), учебная доска, мусорные мешки, демонстрационный материал (бумага, щепки, палочки), ватман, фломастеры, кнопки, мел, рабочие перчатки, канистра пластиковая, секундомер.

Учебно-методическое оснащение занятия

Для педагога: энциклопедические словари, теоретическая литература по теме.

Для обучающихся: рабочая тетрадь, ручка, карандаш, резинка. Бумага А4

Тип учебного занятия

Теоретическое/практическое занятие, систематизация и обобщение учебного материала

Используемые методы и приемы обучения

Словесные: вступительное слово педагога, лекция, беседа, ответы обучающихся.

Наглядные: демонстрация, презентация.

Практические: выполнение заданий по теме занятия, упражнения (выполнение задания в парах, в группах), воспроизведение пройденного материала.

Используемые педагогические технологии

  1. Личностно-ориентированная

(технология сотрудничества)

  1. Перспективно - опережающего обучения

  2. Информационно-коммуникативная

  3. Здоровьесберегающая

  4. Игровая

Формы организации занятия

  1. Групповая работа

  2. Индивидуальная работа

  3. Ролевая игра

Предварительная работа

  1. Работа с литературой по теме занятия.

  2. Составление конспекта занятия.

  3. Создание презентации по теме занятия.

  4. Подготовка материально-технического оснащения, материла для демонстрации, опросника с вопросами.

  5. Подготовка материально-технического оснащения для выполнения практического закрепление материала и демонстрации его обучающимися.

Используемая литература

Для педагога:

  1. Свободная энциклопедия «Википедия».

  2. Соловьева А. Палатки для туризма. - 2005. - Изд-во BHV, 48с.

  3. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.

  4. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;

  5. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.

  6. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.

  7. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

  8. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.

  9. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.

Для обучающихся:

  1. Свободная энциклопедия «Википедия».

  2. Лебедев А. Организация бивуаков. Безопасность на бивуаках. [Электронный ресурс] www.turclubmai.ru/heading/336/index.php?.

  3. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивных туристских походов. –  М., 1986.

  4. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 144с.





План занятия


п/п

Этап занятия

Время, мин.

1

Вводная часть

Организационный момент

Сообщение темы и цели занятия

5 минут

2 минуты

3 минуты

2

Теоретическая часть


10 минут

3

Практическая часть

20 минут

4

Подведение итогов

Рефлексия

5 минут

2 минуты


Итого

40 минут



Ход занятия.


п/п

Этапы

Содержание занятия

Примечание


1.

1 мин.

















2.

1 мин.
















3.

3 мин.













4

10 мин.

















































































































































5

2 мин.




6

5мин.


7

4 мин




8

2 мин


9

5 мин



10

2 мин










6

3 мин.


















7

2 мин.






Организационный момент. Приветствие обучающихся.

Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Доставайте свои рабочие тетради, ручки, карандаши.















Отложите их на время, и давайте внимание сосредоточим на одном из важнейших вопросах туристического похода – организация бивака. Но прежде, чем начать наше с вами занятие, хотелось бы, представить вам присутствующих гостей, которые сегодня посмотрят и оценят работу нашего объединения со стороны.

И так, тема нашего занятия: Организация бивака на дневке, и на этом занятии вы научитесь основным требованиям разбивания бивака во время туристического похода, изучите меры безопасности при проведении бивачных работ, при разведении костра и при обращении с топором, узнаете в чём различия между биваками однодневными и многодневными. Научитесь правилам снятия лагеря и понятию экологическая чистота.

Вводная беседа.

Посмотрите на доску, почитайте что там написано. (БИВАК).

Кто знает, что такое бивак?

Во многом вы правы, давайте откроем свои рабочие тетради и запишем тему нашего урока: «Организация бивачных работ на дневке». Теперь отложим ручки и поговорим подробнее об особенностях установки бивака.

Бивак это отдых участников похода, место где они питаются, спят, и готовятся к дальнейшему пути, это костёр, очаг, укрытие от погоды. В зависимости от продолжительности биваков они подразделяются на малый привал, обеденный привал, ночлег и дневку.

Особое значение имеет выбор места бивака.

Теоретическая часть

По каким критериям выбирают место для постановки полевого лагеря? 

Определим, что вне зависимости от типа бивака, выбранное место для его организации должно обязательно удовлетворять следующим двум условиям: во-первых, оно должно быть безопасным; во-вторых, на месте бивака должна быть вода (питьевая, или пригодная для употребления после кипячения). 

Туристы должны уметь найти безопасное и удобное место, быстро расставить палатку, а если её нет – соорудить временное укрытие, в любую погоду разжечь костёр. Для всякого бивака выбирают защищённое от ветра, ровное сухое место, неподалёку от которого есть дрова и вода. Иногда для разбивания бивака приходиться разравнивать площадку. В наших северных тундровых районах более сухой участок можно найти на речных террасах, каменистых и песчаных повышениях почвы.

Немаловажно, распределить обязанности среди участников похода. Работа по организации выполняют все участники: разжигают костёр, приносят воду и принимаются за приготовлением пищи, другие собирают дрова.

Вещи нельзя раскидывать по всей территории лагеря во избежание их утери в камнях, траве, песке. Топоры хранятся всегда в одном месте, и в чехле.

Работы на биваке должны занимать минимально возможное время. Чем быстрее будут они окончены, тем больше времени останется на отдых и на передвижение, то есть собственно на поход. Не нужно при этом экономить время за счет качества работ, удобства отдыха. Вес работы на биваке (заготовка дров, воды, установка палаток, разведение костра, разжигание печки или примуса, приготовление пищи) весьма желательно проводить параллельно, то есть одновременно. Как только загорелся костер, над огнем вешают ведра с водой. Если бивак без костра, а с печками или примусами, то кастрюли или ведра сразу же ставят на них. Каждую из работ на биваке выполняют участники, которым это поручено. Отдельные работы поручают обычно тем, кто на них "специализировался", у которых они лучше и быстрее получаются. Но если какой-либо вид работ тяжелей других, то их лучше делать по очереди, например заготовку дров для зимнего ночлега у костра. Естественно, девочки не должны заниматься тяжелыми работами, например валкой, разделкой и переноской деревьев. При хорошей организации работы на биваке заканчивают в основном к моменту, когда готов ужин. Для отдыха и сна при этом остаются достаточно времени. Распределить работы на биваке надо сразу же по приходе на место или еще раньше. Порядок работы зависит от вида туризма и конкретных условий, от количества людей в группе и их опыта. В схоженной группе Руководителю нет особой нужды распределять работы и управлять ими, опытные туристы сразу же видят, что нужно сделать в первую очередь каждом случае.

Если на месте бивака мало сухостоя и валежин, то больше людей заготавливают дрова; если надвигается или уже идет дождь, то сразу же ставят палатки.

В схоженной группе все работы идут без лишней суеты и как бы неспешно. Тем не менее разбивка лагеря от момента остановки до окончания все вечерних работ занимает не более двух, а иногда и полутора часов, что совсем хорошо. В такой группе люди не сидят без дела, когда другие работают, а ищут его, помогая другим, пока не окончены работы. Нужно взять за правило не рыться в чужих рюкзаках (все равно вряд ли найдешь нужную вещь), а взятое у товарища возвращать ему в руки. Оставляйте бивак таким, чтобы другие захотели остановиться здесь и им не нужно было бы искать другую площадку, разводить костер на свежем месте и все заново оборудовать. Мусор сожгите, обожженные консервные банки закопайте, колышки от палаток и оставшиеся дрова сложите близ костра. После уборки бивака обязательно залейте костер водой или засыпьте землей, даже если костер разведен вдали от деревьев леса. Это правило нельзя нарушать, ибо, нарушив его раз, легко разрешить себе нарушение и в другой. Непогашенный костер в лесу — уголовное преступление. Уходя, осмотрите бивак — не забыты ли вещи. Осматривают бивак дежурные или те, кому это поручено, иначе каждый может понадеяться на других.

Как вы думаете, чем отличается дневка от многодневки, однодневный поход от многодневного?

Правильно, не обязательно брать палатку. можно отдохнуть под куском брезента или полиэтилена соорудив с помощью ветвей односкатный или двухскатный тент. Из одеял можно сделать наклонный заслон и перед ним на расстоянии 2-2,5 м. от лежащих под заслоном туристов разжечь длинный костёр.

Давайте запишим, что же такое дневка.

Днёвка - день в походе, предназначенный главным образом для отдыха и подготовки к дальнейшему движению по маршруту. 

Кратковременный бивак для туристской группы или дневка – это тип полевого лагеря, который разбивается туристами после дневного перехода на одну ночь (две в случае предусмотренной на маршруте дневки) с целью отдыха после ходового дня. Именно он характерен для туристских походов, и на нем в дальнейшем мы сосредоточим свое внимание.

Во время днёвки туристическая группа остаётся на одном месте, не меняя расположения лагеря. Если туристы совершили хотя бы один переход и перенесли лагерь в другое место, то говорят о "полуднёвке". 

Как правило, днёвка проводится в удобном месте, а при возможности около заброски. Во время днёвки туристы совершают экскурсии, проводят разведку предстоящего пути туристского маршрута, переносят в лагерь заброску, ремонтируют и сушат туристическое снаряжение, перераспределяют груз по рюкзакам, убирают или оборудуют место, отведённое для бивака. 

Во время днёвки туристы стараются приготовить себе вкусный и сытный обед, хорошо отдохнуть.

Днёвка планируются заранее при составлении графика движения, с учётом подготовленности туристской группы и целей похода: 
- для обычного похода - через каждые 3-4 дня пути; 

-для походов с детьми - через 1-2 дня; 
Устраивать днёвку целесообразно до или после прохождения наиболее напряжённых участков туристского маршрута. Можно использовать днёвку, как резерв времени на случай отставания от графика движения туристической группы. Вынужденная днёвка проводится вследствие непредвиденной задержки, например, из-за непогоды или болезни участника туристского похода. 
Напоследок хочется заметить, что днёвка, как таковая, помогает восстановить силы человеческого организма для продолжения похода в тех случаях, когда во время неё созданы максимально комфортные условия для отдыха. 

Вводный инструктаж.

А теперь давайте посмотрим презентацию, что нельзя делать при организации бивачных работ. И сейчас все вместе, попробуем виртуально разбить свой бивак. Давайте разделимся на 2 команды: Одни у нас будут работать с наглядным пособием, вторая команда создавать бивак на бумаге. На работу вам даётся 5 минут. Давайте посмотрим, правильно ли организовали свои бивачные работы 1 команда, Прошу 1 команду к доске. Замечательно! Теперь давайте попросим 2 команду продемонстрировать свою работу. Молодцы! Все хорошо справились, теперь можно и к делу перейти.

Практическая часть.

Продолжаем работу.

Давайте перейдём в другой кабинет и попробуем воплотить наш бивак в жизнь.

Весь необходимый инвентарь находится здесь (указываю рукой), вам необходимо за 5 минут сделать самый правильный бивак, распределить роли участников, составить легенду (рассказ) и рассказать о нём.

Подведение итогов

Интересный рассказ и бивак получился, теперь можно смело идти в поход, но для этого, хотелось бы понять, действительно ли вы поняли, как правильно ставить бивак, где, и что точно делать нельзя. Мне нужен помощник ответственный и честный. А теперь разделимся на 2 равные команды. Задание такое я задаю вопрос, кто первым правильно ответил тому балл. Вопросов всего 5, отвечаем быстро и правильно.

Вопросы:

1)….-это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха.(бивак)

2). Можно выбирать место вблизи населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, газопроводов, под ЛЭП; в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи?(нельзя)

3) Костер разводят не ближе, чем в 4—5 м от деревьев (да)

4) Основные требования к месту бивака.(  1. Безопасность, наличие дров, наличие воды)

5) Скажите на ваш взгляд какое требование более важное в зимний период, какое в летний?(Летом более важна вода, а зимой – наличие дров.)

Выиграла та команда, которая заняла больше баллов, все молодцы!, на этом наше занятие заканчивается, Рефлексия.

Мне понравилась с вами сегодня общаться. Цели поставленные на занятии я считаю мы достигли. Очень важно не только систематизировать материал в аудитории, но и научиться принимать его на практике в реальных походных условиях. И такая возможность у вас будет.

что вам понятно было, что не понятно, что более интереснее?

Сейчас можно отдохнуть, встретимся после перерыва.

Неопаздывать.

ПЕРЕРЫВ.

Проверяю готовность ребят к занятию, добиваюсь тишины и внимания. Отмечаю отсутствующих, уточняю причину отсутствия на прошлом занятии. Записываю тему на доске. Перехожу к ведению занятий. Наглядные пособия приготовлены до занятия. На доске написать слово - БИВАК, прикрыть половиной доски.


Обратить внимание на присутствующих гостей, и призвать к дисциплинированности.



Обучающиеся записывают тему.










Ответы воспитанников.

Выслушиваю ребят, выясняю на сколько хорошо они себе это представляют. Затем уточняю и дополняю знания кружковцев.

Далее ввожу понятие о биваке. Вкратце содержание беседы сводятся к следующему.

Записываю на доске краткие тезисы и поясняю. Обучающие записывают понятия и важные правила в рабочие тетради.

Ответы обучающихся, комментирую




















































































Предполагаемые ответы обучающихся







Обучающие записывают в свои рабочие тетради













































Показываю презентацию, обсуждаем с детьми, записываю тезисы на доске. Одной команде даю материал для разбивание бивака, палочки, щепки и т.д. Другой ватман и фломастеры.

Слушаем выступление и обсуждаем.




Переходим в другой кабинет, где заранее подготовлено материально-техническое оснащение

В течение всей работы поясняю и отвечаю на возникающие вопросы. Контролирую рабочую обстановку. После ребята выбирают выступающего, и он рассказывает про бивак, другие дополняют и помогают в рассказе.

Выходит к доске 1 из ребят и помогает на доске считать баллы, пока педагог задает вопросы.

Ответы обучающихся









Ответы обучающихся










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация бивака на дневке

Автор: Землякова Ольга Викторовна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Привалы и ночлеги "
    ["seo_title"] => string(20) "privaly-i-nochlieghi"
    ["file_id"] => string(6) "244773"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446008930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства