УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
имени ИЛЬДУСА ХАРИСОВИЧА САДЫКОВА
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
| «Модель кукурузника» |
Разработала
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
детского объединения «Начальное техническое моделирование» спортивно-технического отдела
Буздалова Ольга Вениаминовна
РТ, г. Нижнекамск, 2014 год
Занятие по начальному техническому моделированию.
Тема: Модель «Кукурузника».
Возраст воспитанников: 8-10 лет
Цель занятия:
познакомить с моделью «У-2», «АН-2», составными частями самолета;
создать бумажную модель самолета, похожую на «Кукурузник»;
развивать глазомер при составлении чертежей отдельных деталей конструкции, точность при работе с ножницами;
воспитывать терпение, чувства гордости за смелость и отвагу наших прадедов в годы ВОВ.
Материалы: картон, цветная бумага, бумага в клетку, клей бумажный, скотч, клей «Мастер», пенопласт, английская булавка, зубочистка.
Инструменты: ножницы, скрепки.
Задачи занятия. Сегодня мы приступаем к созданию модели «Кукурузника». Ваша первая задача состоит в том, чтобы самостоятельно изготовить шаблоны самолета. Для облегчения работы мы воспользуемся листком в клетку.
Прежде, чем мы приступим к работе, давайте рассмотрим реальную модель на фотоматериалах.
Фюзеляж мы будем выполнять из картона, он будет иметь цилиндрическую форму. ( Фюзеля́ж (фр. fuselage, от fuseau — веретено) — корпус летательного аппарата. Связывает между собой крылья, оперение и (иногда) шасси. Фюзеляж самолёта предназначен для размещения экипажа, оборудования и целевой нагрузки. В фюзеляже может размещаться топливо, шасси, двигатели). Два одинаковых крыла имеют прямоугольную форму с закругленными краями. Хвостовая часть будет иметь сложную четырехугольную форму.
Практическая работа. Итак, на клетчатом листе строим прямоугольник размером13/15см. Это будет фюзеляж модели «Кукурузника».
Аналогично на клетчатом листе выстраивается чертеж крыльев. Размер прикидывается учениками самостоятельно. (приблизительно 16см на 3 см).
Хвостовая часть состоит из двух деталей: одна прямоугольная, вторая трапециевидная. Размеры так же прикидываются по фюзеляжу, который предварительно можно закрепить в виде цилиндра скрепкой.
Носовая часть имеет круглую форму с прикрепленными к ней полосками для крепежа. Пропеллер имеет прямоугольную форму с закругленными краями. Шасси состоит из двух кругов.
По мере изготовления шаблонов, идет пробная сборка летательного аппарата. При этой работе видно правильность выбора размера частей. При необходимости шаблоны переделываются.
Ребята, а сейчас мы отправимся в экскурс по истории.
7 января 1928 года совершил свой первый полёт самолёт У-2 - многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Поликарпова. Этот самолёт, ставший одним из самых массовых самолётов в мире, как и более позднюю модель советского биплана АН-2, в народе прозвали «кукурузником». Самолёт, с которого начиналась дорога в небо. Самолёт У-2 в СССР использовали для первоначального обучения пилотов. Он открыл дорогу в небо тысячам советских летчиков.
Самолёт У-2 (с 1944 года, после смерти его создателя Н.Н.Поликарпова, – ПО-2) - типичный биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 лошадиных сил. Он широко применялся в самых различных сферах народного хозяйства. Были штабные самолёты, санитарные самолёты, пассажирские, предназначенные для аэрофотосъёмки, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году появилась модель У-2ВС, которая могла брать на борт 6 бомб весом 8 кг на держателях, а в задней кабине такого самолёта находилась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.
В годы Великой Отечественной войны советские У-2 стали настоящей головной болью для немцев, которые называли эти советские самолёты «кофемолка» и «швейная машина». Бипланы широко применялись для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения фашистских войск. У-2 использовались как бомбардировщики, выполняли функции самолёта связи и разведчика. Был и санитарный вариант самолёта. Благодаря тому, что самолёт мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Использовали У-2 и для сброса разведывательных и диверсионных групп, а также разведчиков-одиночек.
Одна из тактик ведения использования У-2 заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики шли к цели на сверхмалой высоте или на малой скорости, что делало их до последнего момента невидимыми для средств ПВО. К тому же бомбометание с малой высоты производилось с высокой точностью, несмотря на примитивные средства прицеливания и тёмное время суток. Зенитчики, стрелявшие с упреждением, из-за низкой скорости самолёта, как правило, промахивались, а высокая маневренность биплана не позволяла немецким истребителям зайти ему в хвост.
Осенью 1941 года в ВВС СССР начали формирование авиационных частей, куда призывали женщин. 23 лётчицам, воевавшим на самолёте У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.
Своё народное название «кукурузник» получил в уже в 1950-е годы, когда основное его использование свелось к использованию на авиахимических сельскохозяйственных работах на кукурузных просторах СССР.
В Советском Союзе «кукурузники» очень широко эксплуатировались для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Достаточно часто самолёт использовали на рейсах, которые связывали областные центры с районными или с сёлами. Среди главных преимуществ самолёта – простота в эксплуатации, возможность взлёта и посадки на неподготовленных грунтовых площадках, малый пробег и разбег, что делало кукурузник незаменимым для работы на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.
Перевод шаблонов на картон, вырезывание деталей.
Сборка модели. Для скрепления краев картонного цилиндра используем скотч. Крылья прикрепляем к фюзеляжу клеем «Мастер», хвостовую часть вставляем в прорези на конце фюзеляжа. Носовую часть, состоящую из круга и наклеенных на него крест-накрест полос, вставляем в фюзеляж и склеиваем клеем. Шасси из двух картонных колес, соединенных зубочисткой, крепим к нижней части фюзеляжа на картонную основу.
По окончанию сборки приступаем к оформлению.
Анализ готовых моделей самолетов, впечатлений о проделанной работе.
P.S. фотографии, используемые в конспекте урока, воспитанникам демонстрируются в форме презентации на экране доски.