kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал по организации иссле-довательской деятельности «такая странная бумага» /в рамках инновационной деятельности/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моей работы: изучение свойств бумаги путём проведения экспериментов с предметом исследования.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал по организации иссле-довательской деятельности «такая странная бумага» /в рамках инновационной деятельности/»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАКАЯ СТРАННАЯ БУМАГА» /В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/

Бумага – какое простое и всем известное слово! С бумагой мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни - когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, покупаем в магазине подарки, продукты, пишем письма, делаем игрушки и собираем макулатуру. Деньги, учебники, открытки, репродукции картин, фотоснимки, настольные игры печатают на бумаге. Бумажными обоями оклеивают стены домов. На бумаге инженеры создают чертежи будущих машин, архитекторы - будущих домов и зданий. Подарки упаковывают в бумагу.

Это наиболее распространенный материал, который используется в различных областях. Нельзя представить нашу современную жизнь без такого простого и вместе с тем необходимого и нужного материала как бумага.

Наверняка у многих возникал вопрос, какие же виды бумаги существуют и каковы их свойства? И не уйдет ли из нашей жизни бумага совсем, когда в мире наступает эра электроники и электронные носители информации все больше вытесняют бумажные?

Данная тема заинтересовала меня еще и потому, что я очень люблю работать с бумагой, делать различные поделки, оригами. И мне стало интересно, какие интересные изделия можно сделать из бумаги, узнать лучше ее свойства.

Цель моей работы: изучение свойств бумаги путём проведения экспериментов с предметом исследования.

Для успешного решения цели я поставил следующие задачи:

  • найти интересную информацию о происхождении и свойствах бумаги

и поделиться ею с окружающими;

  • учиться наблюдать, обобщать полученные знания и делать выводы;

  • провести опыты по выявлению разных удивительных свойств бумаги.



ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Мы все повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Это общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда он обращается к документам – паспорту, диплому, справке, когда берём в руки книгу, извлекает из почтового ящика корреспонденцию. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.

Но что мы знаем о бумаге? Из книг и из рассказа учительницы я узнал, что основной материал для изготовления бумаги - древесина. Используется древесина ели. А использование древесины осины, тополя, берёзы, соломы хлебных злаков и травянистой части тростника значительно удешевляет бумагу и позволяет экономить ценную древесину хвойных пород.

Можно сказать, что бумага – это материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса,– чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия.

У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого. Одни материалы были тяжёлыми, другие – хрупкими, третьи – дорогостоящими. Их обработка требовала больших усилий, которые, однако, не всегда оправдывались.

И вот появилась бумага – простой, доступный для письма материал, приготовленный из   сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к   знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БУМАГИ

Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.

Впервые люди узнали бумагу в 105 году н. э. в Китае. Это стало одним из самых важных изобретений того времени, наряду с компасом, порохом и, гораздо позднее, книгопечатанием. Бумагу изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Способ получения бумаги удавалось долго держать в секрете, и только в VI–III веках бумага появилась в Азии, а в X веке – в Европе. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготовлялась весьма примитивно – массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)

  • Отделочный материал (обои)

  • Поделочный материал (оригами, папье-маше, аппликации)

  • Упаковочный материал (фантики, пакеты, мешки, коробки)

  • Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)

  • Производство денег

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Цель: определять необычные качества и свойства бумаги.

Опыт №1- Я назвал его «Сильная бумага».

Интересно, какой вес может выдержать лист бумаги?

Для проведения опыта понадобятся: 2 пустые банки, лист бумаги, чайничек или любая посуда, довольно тяжёлая.

1.Поставим две банки на расстоянии 20-30 см друг от друга.
2.Положим сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
3.Поставим на лист наш чайник. Бумага не выдержит его веса и прогнётся вниз.
4. Изменим немного опыт. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту «гармошку» на две банки и поставим на неё чайник. Гармошка не прогибается!

Вывод: меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становится прочнее.Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Опыт №2- «Рекордный вес».

А теперь я вам покажу, как обычный лист бумаги выдержит ещё больший вес - рекордный!

Для проведения опыта разрежем лист бумаги на полосы. У меня получилось 6 полос. Теперь скатаем их в рулончики и закрепим концы клеем или скотчем, чтобы не разматывались. Ставим рулончики бумаги на стол, сверху кладём какой-нибудь плотный материал, например, картон.

А теперь приступаем к эксперименту. Какой же вес выдержит бумага? Осторожно сверху кладём кирпичи. Взвесим наш груз.

Делаем вывод: бумага довольно прочный материал и может выдержать значительные нагрузки.

Опыт №3- «Притягательный воздушный шар».

Надуваем воздушный шарик и посыпаем его сверху разноцветными бумажками – конфетти. Бумажки упали на стол.

Изменим опыт: потрём шарик о шерсть, мех или даже волосы и снова насыпаем на него сверху разноцветные бумажки. Конфетти прилипают к воздушному шарику, тем самым украшая его. Теперь можно и поиграть с этим красавцем, разноцветные бумажки будут держаться довольно долго.

Интересно, почему бумага притягивается к натёртому шарику, а к простому – нет?

Всё дело здесь в статическом электричестве, которое образуется путем трения двух разнородных веществ друг о друга. Во время трения часть электронов (мелких частиц, из которых состоят все окружающие предметы) переходит с одного материала на другой, и потом эти чужие электроны могут притягивать к себе легкие частички: бумагу, пыль, мусор.

Опыт №3- «Безразмерная бумага»

Как вы думаете, смогу ли я пролезть через этот лист бумаги и не порвать его? А я вам докажу, что не только я, но и мои друзья смогут пройти через один лист бумаги, не повредив его. Но для этого бумагу нужно разрезать особым образом и тогда она на глазах увеличит свои размеры.

Опыт №4- «Цветение лотоса».

Видели вы когда-нибудь, как распускается утром на озере лотос? Это чудесное зрелище я вам сейчас покажу. Это цветок из обычной бумаги. Сейчас я его опущу в тарелку с водой и о чудо! Прямо на ваших глазах лотос начинает раскрываться.

Бумага впитывает в себя воду, тяжелеет, начинает погружаться на дно и происходит её деформация.

Опыт №5- «Тайнопись».

Вы любите приключения и поиски клада? Тогда этот опыт придется вам по душе.

Итак, берем сок лимона и добавляем небольшое количество воды. Ватной палочкой наносим текст или рисунок на бумагу, используя лимонный сок в качестве чернил. Дожидаемся высыхания надписи. Теперь в тарелке делаем слабый раствор йода и помещаем в него тайную записку. Как только бумага намокнет, мы сможем прочитать скрытый текст.

Обратите внимание на то, как изменился цвет бумаги, ведь до помещения ее в раствор йода, лист был абсолютно белым. Все дело в том, что в процессе изготовления бумаги используют крахмал для улучшения ее внешнего вида. и печатных свойств (в книгопечатании этот процесс называется мелование бумаги), а при взаимодействии с йодом крахмал окрашивается в синий цвет.

Кстати, это замечательный повод заняться творчеством и порисовать на бумаге разведенным йодом!

Опыт №6-

Как вы думаете, сколько раз можно сложить этот лист бумаги? Я утверждаю, что вы не сможете сложить эту бумагу даже 7 раз. Проверим?

Сделаем вывод: бумага довольно пластична, но не до бесконечности. В определённый момент она перестаёт гнуться.

Опыт №7- Подумайте, как мне удалось так разрезать лист бумаги?

В результате проведенного исследования я узнал, что бумага обладает интересными свойствами. Это – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Я выяснил, что, используя свойства бумаги, можно создать очень интересные композиции.

Я учился наблюдать, обобщать полученные знания и делать выводы. Провел ряд интересных опытов для выявления свойств бумаги.

Вот сколько секретов оказалось в таком простом и обычном материале. Моё исследование оказалось очень интересным, поучительным и занимательным.
И я рад, что узнал о бумаге столько нового!!!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Капранова Елена Викторовна

Дата: 27.10.2017

Номер свидетельства: 434870

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства