Методическая разработка интегрированного занятия : "Экзерсис в современной хорерграфии с элементами контактной импровизации (в portere и парах).)"
Методическая разработка интегрированного занятия : "Экзерсис в современной хорерграфии с элементами контактной импровизации (в portere и парах).)"
Методическая разработка интегрированного занятия для педагогов дополнительного образования - хореографов.
Предпологаемое занятие является ознакомительным и объединяет учеников разных возрастов (10 -17 лет), с различным уровнем хореографической подготовки.
Занятие разделено на 3 части: партерный экзерсис, экзерсис на середине зала и элементы контактной импровизации.
Основное внимание на данном занятии уделяется знакомству с элементами современной хореографии и правилами исполнения упражнений.
Темой занятия является «Экзерсис в современной хореографии с элементами контактной импровизации (в portere и парах)», и исходя из нее педагог ставит перед собой следующие цель:
Познакомить детей с основами современной хореографии. Пробудить интерес в дальнейшем заниматься этим видом танца.Задачи:
- создать приятную, дружественную атмосферу
-познакомить детей с историей современной хореографии
- рассказать что такое контактная импровизация
- разучить основные термины современной хореографии
- показать, как создадут ученики этюд из разученных элементов
Данная разработка адресована, прежде всего педагогам дополнительного образования, работающим в области художественного творчества, как опытным так и начинающим, отдельные элементы занятия могут быть использованы педагогами физкультуры для эмоциональной разгрузки учащихся.
Занятие состоит из трех частей.
1. Portere экзерсис
2. Экзерсис на середине
3. Контактная импровизация
3.1 Сюжетно – ролевые игры «Глина», «Зеркало»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка интегрированного занятия : "Экзерсис в современной хорерграфии с элементами контактной импровизации (в portere и парах).)"»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 42»
Петропавловск – Камчатского городского округа
Методическая разработка интегрированного занятия
Тема: «Экзерсис в современной хореографии с элементами контактной
импровизации ( в portere и в парах)».
Составила : Педагог дополнительного образования
Шаган Наталья Юрьевн
2015 год
г. Петропавловск – Камчатский
2015 год
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Методические рекомендации по подготовке и проведения занятия.
3.Развернутый план – конспект занятия.
4. Техническое обеспечение
5.Словарь
6. Литература
1. Пояснительная записка
Предполагаемое занятие является ознакомительным и объединяет учеников разных возрастов (10 -16 лет) с различным уровнем хореографической подготовки. Занятие разделено на 3 части: партерный экзерсис, экзерсис на середине зала и элементы контактной импровизации.
Основное внимание на данном занятии уделяется знакомству с элементами современной хореографии и правилами исполнения упражнений .
Темой занятия является «Экзерсис в современной хореографии с элементами контактной импровизации (в portere и парах)», и исходя из нее педагог ставит перед собой следующие цель:
Познакомить детей с основами современной хореографии. Пробудить интерес в дальнейшем заниматься этим видом танца.
Задачи:
- создать приятную, дружественную атмосферу
-познакомить детей с историей современной хореографии
- рассказать что такое контактная импровизация
- разучить основные термины современной хореографии
- показать, как создадут ученики этюд из разученных элементов
Данная разработка адресована , прежде всего педагогам дополнительного образования, работающим в области художественного творчества, как опытным так и начинающим , отдельные элементы занятия могут быть использованы педагогами физкультуры для эмоциональной разгрузки учащихся.
Занятие состоит из трех частей.
1. Portere экзерсис
2. Экзерсис на середине
3. Контактная импровизация
3.1 Сюжетно – ролевые игры «Глина», «Зеркало»
3.2 Групповой этюд в контактной импровизации
Продолжительность занятия -90 минут. Занятие проходит с аудио сопровождением в танцевальном классе, оборудованном зеркалами.
2. Методические рекомендации по подготовке и проведения занятия.
1. Педагогу необходимо заранее подобрать музыкальный материал.
2. Перед началом занятия помещение необходимо проветрить.
3. Рекомендуется обратить внимание на внешний вид и форму одежды, специальная обувь (возможно заниматься босиком, в носках) , соответствующая прическа.
4. При работе на занятии желательно задействовать всех присутствующих детей, никто не должен остаться без внимания педагога.
5.Подробно объясняйте, что представляет собой каждый новый этап занятия или вид работы, и что требуется от ребят, ответьте на все их вопросы.
6.Во время проведения занятия пояснения должны быть простыми, доступными, замечания – тактичными, вежливыми.
7.Во время выполнения движений в portere необходимо помогать ученикам, если у них что – то не получается.
8. Начинать и заканчивать занятия рекомендуется, и в конце занятия обязательно благодарность педагогу и своим одногруппникам в виде аплодисментов.
9. Педагог по своему усмотрению может менять последовательность этапов занятия, увеличивать продолжительность, дополнять элементами, сокращать и даже исключать некоторые моменты.
3.Развернутый план – конспект занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент 2 минуты
2. Целепологание 1 минута
3. Вводная часть 2 минуты
4. Portere экзерсис 25 минут
5. Экзерсис на середине 25 минут
6.Контактная импровизация 25 минут
7. Подведение итогов 10 минут
1. Организационный момент
Педагог приглашает детей построится на середине танцевального класса, расставляет в две или три линии в шахматном порядке лицом к зеркалу.
Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть у себя на занятии. Меня зовут (Ф.И.О.).
В начале нашего занятия мы сделаем поклон. Педагог делает поклон в зеркальном отражении. Поклон – может быть любым! (просто кивок головы, или более сложный).
Музыкальный размер 4 четверти.
Исходное положение 5 позиция ног, руки в подготовительном положении.
1 такт – «раз» - правая нога через батман тандю открывается в сторону, руки открываются в треугольник.
«и» - переход на правую ногу, левая нога на палец, руки в треугольнике.
«два» - левая нога закрывается в 1 позицию
«и» - расе портер левой ногой назад, нога на пальце
« три»- тан ли е назад, на левую ногу, деми плие по 4 позиции
«и» - переход на правую ногу, левая нога открыта вперед на палец.
«четыре» - закрыть через батман тандю левую ногу в 5 позицию.
«и»- руки закрыть в подготовительное положение.
2 такт – все повторить с левой ноги.
2. Целепологание.
Сегодня на занятии мы с Вами слегка прикоснемся к современной хореографии. Вы узнаете, что такое экзерсис в современной хореографии в портере и на середине. Познакомитесь с основными терминами современного экзерсиса. Поиграем в игры «Глина» и «Зеркало», которые помогут нам услышать и почувствовать партнера. Попробуем станцевать этюд на основе контактной импровизации.
3. Вводная часть.
Современная хореография – это искусство танца, которое окончательно сформировалось в 20 –е годы ХХ века. Оно включает в себя множество современных направлений, которые всячески дополняют друг друга. Это и хип - хоп, и джаз, и фанк, и хаус.
Формирование современной хореографии происходило на основе танца модерн и пост модерн. Приверженцы этого вида танца , не стесняясь, выражают на сцене свои эмоции, говорят различными средствами пластики о любви, страданиях, радости…
Философией современной хореографии является формирование индивидуальных черт каждого танцовщика, для этого используются различные танцевальные направления. Этому виду танца свойственен постоянный поиск, исследование различных движений, усиленное знаниями о человеческом теле. Все это формирует философию современного танца.
4. Portere экзерсис.
1. Комбинация восстановление дыхания
Исходная позиция, лежа на полу в 4 позиции. Корпус лежит на голени, полное расслабление – релакс, спокойное дыхание. Перекат через спину в 4 позицию на другую ногу.
2. Комбинация перекат в 4 позиции
Исходная позиция , сидя на полу в 4 позиции, правая нога впереди. Корпус прямой тянется макушкой вверх, руки в положении треугольнике вес тела на впереди лежащей ноге.
1 такт - « раз и два» - перенос тяжести тела с впереди лежащей ноги, на сзади
лежащую левую ногу.
«три и четыре» - перенос веса тела с сзади лежащей левой ноги на впереди
лежащую правую ногу.
2такт –повторение 1 такта
3 такт – «раз и два» - перенос тяжести тела с впереди лежащей правой ноги , на сзади лежащую левую ногу.
«три и четыре» - правая нога вытягивается, открывается вперед.
4 такт – «раз и два» - правая нога закрывается , кладется вперед в 4 позицию.
«три и четыре» - открывается левая, сзади лежащая нога в attetud.
5 такт – «раз и два» - сзади левая нога выводится в сторону.
«три и четыре» - держим ногу в стороне.
6 такт - «раз и два» rond левой ногой в точку №2. узелок. В корпусе спираль
«три и четыре» - узелок, в корпусе спираль.
7 такт – «раз и два» - rondлевой ногой из узелка до стороны.
«три и четыре» - перекат через спину, в исходное положение, 4 позиция ног , левая нога впереди.
8 такт – «раз и два » - releve на коленях.
«три и четыре» - исходное положение , 4 позиция левая нога впереди.
2. Комбинация «Звезда»- релис, контракции.
Исходное положение лежа на полу , руки раскрыты в сторону, ноги раскрыты в сторону «положение звезда».
1 такт – «раз и, два и, три и, четыре и» - релис правой рукой
2 такт – «раз и, два и, три и, четыре и» - релис левой рукой
3 такт – «раз и, два и, три и, четыре и» - релис правой ногой
5 такт – «раз и, два и» - релис усиливаем во все стороны (руки , ноги , голова)
«три и, четыре» - контракция на правый бок в «комочек»
6 такт – «раз и, два и, три и , четыре и» - медленно раскрываемся в исходное
положение «звезда»
Все повторить с левой ноги (на 7-12 такты).
13 такт – «раз и два и» - релис во все стороны (в звезде)
«три и четыре и» - контракция через группировку «комочек» перейти на колени.
14 такт – «раз и, два и три и, четыре и» - медленно через пол в исходное
положение «звезда». Все повторить в другую сторону с левой ноги (на 15-16 такты).
17 такт – «раз и два и» - релис во все стороны (в звезде)
«три и четыре и» - контракция через группировку «комочек», переход на колени, на корточки и правая нога открывается вверх на воздух. Положение треугольник с ногой открытой вверх.
18 такт – «раз и два и» - правая нога сгибается в колене, левая нога тоже сгибается, правое колено заводим к груди.
«три и четыре» - укладываемся на правое бедро, раскрываемся в исходное положение «звезда».
19- 20 такт – повторение 17- 18 тактов, только в левую сторону с левой ноги.
4. Разогрев спины и ног.
Исходное положение , лежа на животе, руки под подбородком.
1 такт - «раз и , дав и, три и , четыре и» - релеве лян правой ногой назад
2 такт – «раз и два и» - правая нога сгибается в колени, ставится на стопу с левой стороны, в корпусе спираль (плечи в пол).
«три и четыре и» - пауза
3 такт – «раз и»- правое колено «цепляет» бедро
«два и» - правый бок «цепляет» правое плече
«три и»- правое плече «цепляет » нос
«четыре и» - пауза в положении спиной в точку №1, левая нога вытянута в точку № 4, правая стоит на стопе, согнутая в колене
4 такт- «раз и два и» - бедра отрываем от пола, вытягиваемся вверх, правая нога поднимается на полу палец.
«три и четыре и» - поза
5 такт - «раз и два и»- корпус вытягиваем вперед к левой ноге
«три и четыре» - продолжаем движение, плечи укладываем на пол, правая нога выворачивается в бедре, положение ноги сзади на воздухе
«и» - повысить ногу и опустить в исходное положение.
5. Растяжка с позами и спиралями
Исходное положение ноги раскрыты в сторону в сэконд.
1 такт – «раз и два и» - правая нога сгибается в колене, стопа на флэкс, правая рука через подготовительное положение , через 1 позицию рук открывается в 3 позицию рук.
«три и четыре и» - спираль в корпусе (правое плече вперед, корпус по диагонали в точку №2)
2 такт – «раз и два и» - правая нога, вытягивается, рука открывается в сторону 2 позиции, корпус наклоняется к правой ноге.
«три и четыре и»- рука (черпает водичку), поднимается из 2 позиции рук в 3 позицию рук, корпус сгибается в лево.
2 такт – «раз и два и» - правая рука из 3 позиции через 1 позицию рук открывается в аллонже.
«три и четыре и» - правая нога сгибается в колене и открывается на воздух.
3 такт - «раз и два и» - одновременно правая нога кладется на пол, корпус с руками кладется на ногу
«три и четыре и» -полу круг корпусом от правой ноги к левой
4 такт – «раз и два и» -пор де бра рукой над головой
«три и четыре и» - исходное положение
5 -8 такт – все с левой ноги
9 такт – исходное положение сэконд, руки в треугольнике на верху
«раз и два и три и четыре» - наклон корпуса вперед
10 такт – подъем корпуса в исходное положение.
11- 12 такт – повторение 9-10 такта.
5. Экзерсис на середине
1.Релеве (перенос веса тела с ноги на ногу)
Исходное положение 6 позиция ног, руки в треугольнике.
1 такт «раз» - правую стопу поставить на полу палец, правая нога сгибается в колене
«и» - стопа, правая нога с согнутым коленом отрывается от пола, подъем
вытягивается (стопа пытается взять, что то с пола)
«два» - правая стопа ставится в пол на полу палец
«и» - правая стопа ставится в 6 позицию ног.
«три и четыре и» - то же упражнение делается с левой ноги
2 такт – повторение 1 такта.
3 такт «раз» - правая стопа через полу палец , согнутым коленом, сразу
отрывается от пола, подъем вытягивается
«и» - правая стопа ставится в исходное положение, 6 позиция ног.
«два и » - то же самое левой ногой
«три и» - то же самое павой ногой
«четыре и» - то же самое левой ногой
4 такт – «раз» релеве на полу пальцы по 6 позиции (пятки отрываются от пола, одновременно сгибаются колени, за счет этого наш рост не меняется)
«и» - исходное положение – повторить это упражнение 3 раза, за четвертым разом, меняем позицию ног.
5- 8 такт – вся комбинация по 1 позиции ног.
9- 12 такт – вся комбинация по 2 параллельной позиции ног.
13 – 16 такт – вся комбинация по 2 позиции ног.
Следить за переносом веса тела, стараться сильно не отклоняться от оси, особенно по 2 параллельной и по 2 позиции.
2. Плие с качелей.
Исходное положение 1 позиция ног, руки опущены вниз.
1такт «раз и два и» - деми плие по 1 позиции, руки открываются в треугольник
«три и четыре и» - вырастаем из деми плие.
2 такт – повторение 1 такта.
3 такт «раз и два и три и четыре» - гранд плие по 1 позиции, руки через стороны
поднимаются в треугольник вверху.
4 такт «раз» - стопы выворачиваются во 2 параллельную позицию, корпус наклоняется вниз, ладони в пол, колени выпрямлены
« и два и три и четыре и» - пауза
5 такт – на каждый счет сгибаем в колене по одной ноге
6 такт «раз и»- две коленки сгибаются, руки заводятся через низ назад (качеля)
«два и»- релеве на полу пальцы по 2 параллельной, руки вверх в
треугольник
«три» - стопы пятками вворачиваются в 1 позицию
«и» - деми плие по 1
«четыре» - батман тандю в сторону
«и»- 2 позиция ног.
7 – 12 такт – вся комбинация исполняется по 2 позиции ног. ( 2 параллельная
очень широкая).
13- 18 такт – вся комбинация по 5 позиции с правой ноги, (вместо 2 параллельной
по 5 позиции, делается 4 параллельная)
19- 24 такт – вся комбинация повторяется по 5 позиции с левой ноги.
25 такт «раз и два и» - гранд плие по 4 позиции, руки открываются во 2 позицию,
«три и четыре и »- из гранд плие по 4 позиции, пятки выворачиваются во 2 позицию, весь корпус поворачивается в точку №3
26 такт «раз и два и» - движение продолжается в гранд плие, пятки продолжают
выворачиваться в 4 позицию, и весь корпус поворачивается в точку №5
« три и четыре» - движение в гранд плие исполняется обратно, через точку №3 в точку № 1.
27 такт «раз и два и» - четвертая параллельная позиция, колени выпрямляются,
корпус вниз, руки в пол
«три и» - корпус выпрямляется вверх, руки вверх, правая нога на
полу палец
« четыре и» - гранд ронд правой ногой назад, встать в 4 позицию ног , левая нога впереди.
28 такт- повторение 27 такта , с левой ноги, в заключении движения левую ногу
закрыть в 1 позицию.
3. Батман тандю и батман тандю жете с аут.
Исходное положение 5 позиция ног, правая нога впереди.
1 такт – «раз и» - батман тандю вперед
«два и» - батман тандю вперед
«три и» - батман тандю вперед
«четыре и» - батман тандю вперед, деми плие
2 такт – все то же самое в сторону
3 такт- все то же самое в назад
4 такт -все то же самое в сторону
5 такт – «раз и» - батман тандю жете вперед
«два и» - батман тандю жете вперед
«три»- батман тандю жете
«и» - перенос тела с опорной ноги, завис на доли секунды (АУТ),выпад на рабочую ногу
«четыре» - толчок стопой рабочей ноги от пола
«и» - ногу закрыть в исходное положение
6 такт – все упражнение исполняется в сторону
7 такт - все упражнение исполняется в назад
8 такт – пауза, далее с 9 такта комбинация повторяется с левой ноги.
4. Ронд де жамб портер с вращением в спирали.
Исходное положение 1 позиция ног, на препорасьен руки открываются во 2 позицию, правая нога в сторону на палец.
«три и» нога открывается в точку № 8, стопа флэкс.
6 такт – «раз и» шаг правой ногой в точку № 8 с пятки, в корпусе волна, левая нога приводится на кудепье, по 6 позицию.
«два и» - шаг левой ногой с пятки в точку № 8, правая нога приводится на кудепье.
«три и » - шаг правой ногой назад в точку №4
«четыре» - шаг левой ногой назад в точку №4
«и» - исходное положение 5 позиция ног, левая нога впереди.
7 – 12 такт – комбинация с другой ноги.
6.Гранд батман жете.
Исходное положение 6 позиция ног, лицом в точку №2, руки вверх.
« раз» - гранд батман назад, корпус наклоняется вниз руки упираются в пол.
« и » - исходное положение. (8 гранд батман правой ногой, 8 гранд батман левой ногой). Далее гранд батманы исполняются без упора рук в пол. Исходное положение то же, руки вдоль корпуса. С началом движения нога бросается вверх, руки выбрасываются вперед, тянуться вдаль (8 гранд батман правой, затем левой ногой).
7. Танцевальная комбинация с пор де бра.
Исходное положение2 параллельная позиция ног. Руки вдоль корпуса.
1 такт - «раз и два и три и четыре и» - руки через подготовительное положение,
через 1 позицию рук, через 3 позицию рук, открываются в арку.
2 такт – «раз и два и три и четыре и» - обратно через 3 позицию рук , перекрещиваются , голова через ролл даун вместе с корпусом наклоняется вперед, руки продолжают движение и заводятся за спину. Голова вниз, шея расслабленна.
3 такт - «раз и два и три и четыре и»- Поочередно сгибаются, то правое ,то левое
Колено, 4 раза. Корпус во время движения ног двигается по инерции.
4 такт « раз и два и» - корпус выпрямляется, руки в 3 позиции
«три и»- тилд в сторону,
«четыре и» - правая рука делает круг через низ, правая нога выпад в
сторону.
5 такт «раз и два и» - пор де бра руками и корпусом в левую сторону через низ.
«и» - препорасьен, (правая рука в 1 позиции, левая рука во 2 позиции, ноги правая на выпаде в сторону, левая вытянута в левую сторону, стоит на стопе, корпус в спирали в лево).
«четыре и» - тур в спирали на правой ноге.
6 такт «раз и два и» - 4 шага в точку № 2, с левой ноги, правая рука движется тоже
в точку № 2
«три и четыре и»- 4 шага с правой ноги назад в точку № 6, руки с
одноименной ногой делают круг назад, 4 – ий шаг заканчивается переносом тела на левую ногу, правая рука в 1 позиции, левая в стороне.
7 такт «раз и два и» - узелок в пол и перекат, по полу
«три и четыре и» - подъем с пола.
8 такт – бег по кругу, с правой ноги в исходное место.
Вся комбинация с левой ноги.
6 .Контактная импровизация – это вид, форма импровизационного движения, вовлекающая два тела в соприкосновение.
Побуждающие импульсы , инерция и вес тела, передаются через точку физического контакта, которая постоянно вращается вокруг танцора.
Танцующие тела перемещаются ,перекатываются, сталкиваются и отскакивают, балансируют и перелетают друг через друга.
Контактная импровизация – это чувственность вальса и танго в сочетании с естественностью, простотой игры и самозабвенным полетом! (Джим Дэвис).
Контактный танец учит тело принимать решение в момент. Быть «здесь и сейчас», учит доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать.
Контактная импровизация, как форма движения в дуэте развивает и укрепляет тело, придает пластичность, гибкость, укрепляет мышцы, наполняет легкостью.
Знакомство с контактной импровизацией:
Перекат в парах
Группа делится на пары, исходное положение, сидя спиной к друг другу. Один из партнеров «дает импульс» - толкает спиной отдавая свой вес, за счет этого второй партнер перекатывается с ягодиц на четвереньки.
По мере усвоения можно усложнить перекат. В момент переката, партнер который сверху поворачивается вертикально по отношению к спине своего напарника.
Групповой контакт
Исходное положение группа сидит в линию на полу, четные номера лицом в право, нечетные влево. Первый из линии дает импульс любой частью тела своему партнеру, и начинается движение с права на лево, передавая импульс от одного к другому по цепочке (любой частью тела).
Полет
Работа в парах. Исходное положение партнеры стоят лицом к лицу держась за руки.
Один из партнеров отставляет ногу назад и начинает садиться на пол и продолжая движение ложится на пол, поднимает согнутые ноги вверх. РУКИ НЕ ОТПУСКАТЬ! Второй за счет веса другого делает шаг вперед и ложится животом на ноги первого. Первый выпрямляет ноги, второй взлетает. Первый сгибает ноги ставит второго на пол и движение продолжается в другую сторону вторым.
3.1 Сюжетно-ролевые игры под музыку.
Игры на внимание, координацию движений, быстроту реакций.
Игры «Глина»- строится на технике Lyrica ljazz
(лирический джаз) – ориентирован на линию тела, он текучий и грациозный
исполняется обычно в форме адажио.
Суть игры в том, что участники разбиваются парами, один из участников «скульптор» легкими прикосновениями, импульсами к различным частям тела заставляет своего партнера «глину» двигаться. Глаза у «глины» закрыты и только лишь легкие команды-прикосновения «скульптора» приводят в движение «глину». Главная цель игры научиться расслабляться, доверять партнеру.
Игра «Зеркало» - строится на технике Modern и Hot jazz(современный и горячий джаз) – отличается легкостью и импровизационностью, в тоже время позы часто преувеличенны, включают покачивание бедрами и выгнутую спину.
Как и в предыдущей игре участники разбиваются по парам, по команде педагога один из участников пары начинает делать не сложные движения (рук, ног, перекаты), в медленном темпе, а второй участник должен точности передать эти движения, будь – то отражение. Так же по команде педагога игроки меняются.
Эти игры помогают лучше узнать возможности своего тела и развивают творческое мышление, легкость.
3.2 Групповой этюд
Групповой этюд строится из разученных элементов и творческого воображения исполнителей.
5. Словарь
Аут – перенос веса с опорной ноги на рабочую ногу
Арка – положение рук веху с отклонением корпуса от оси
Пинт – натянутая стопа
Флэкс – сокращенная стопа
Сэконд – раскрытые ноги в стороны на полу
Контракция – сжатие
Релис – расширение
Ролл ап – обратное движение связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением корпуса в исходную позицию
Ролл даун – спиральный наклон, вниз вперед начиная с головы
Тилд – угол, поза при которых корпус отклоняется в сторону или вперед, в сторону или назад
Методическая литература.
1. В.П .Коркин «Акробатика» - М. Физкультура и спорт :1983 год
2. Джозеф С. «Тело танцора» - электронная книга 2013 год
3. Санкт – Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореографов» 1 и 2 часть.- СПБГУП: 2006 год
4.В. Ю. Никитин «Модерн – джаз танец: этапы развития, метод, техника». – М : ГИТИС, 2000г
5. Базарова Н. П. «Азбука классического танца» М.: 1979 год