kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия «Изготовление куклы Купавка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение учащихся технике выполнения тряпичной куклы Купавка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Изготовление куклы Купавка»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр дополнительного образования детей

Октябрьского района города Ростова-на-Дону



Методическая разработка занятия

«Изготовление куклы Купавка»





Автор-составитель:

Трошина Л.В.



Ростов-на-Дону, 2017 г.

Тип занятия: обучение умениям и навыкам.

Форма занятия: комбинированное занятие (объяснительно-иллюстративный и репродуктивно-практический методы с элементами творческого).

Цель: приобщение детей к народным традициям через народное творчество.

Задачи:

  • образовательные: обучить учащихся технике выполнения тряпичной куклы Купавка; дать представление о традиционных летних праздниках Руси; научить проектированию задуманного изделия и планированию работы над ним; учить применять на практике полученные знания, умения и навыки;

  • развивающие: развивать интерес к прикладному искусству и традиционным народным куклам, развивать художественно-эстетический вкус, умение сочетать цвета;

  • воспитательные: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и упорство в достижении цели;

  • коррекционно-развивающие: коррекция внимания и памяти, зрительных и тактильных восприятий, коррекция и развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировки, коррекция и развитие устной связной речи и мыслительной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Оборудование: компьютерная презентация, книги, журналы, инструкционные карты, разноцветные кусочки тканей, нитки «Ирис», ленты, тесьма, вата, ножницы, две палочки разной длины, линейка, образцы.

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа, с инструкционной картой, применение компьютерной презентации, работа по образцу.









Троица – День Святой Троицы – церковный праздник, который справляется через 50 дней после Пасхи.

До принятия христианства русские, украинцы, белорусы праздновали «зеленые святки», «русальную неделю, «Семик» - это все название одного и того же праздника. С принятием христианства праздник Троицы праздновался в начале – середине июня и совпадал с Русальной неделей. Это был языческий праздник, связанный с проводами весны и встречей лета. Это праздник цветущей природы. В эти дни люди украшали улицы и дома молодой зеленью, травами и ветвями березы. Девушки и парни шли в рощи завивать берёзу, т. е. сплетать её ветви в венки. С собой они несли праздничную еду – кушанья, приготовленные из зерен и яиц – символы жизни и растительной силы.

24 июня – день летнего солнцестояния. На него приходится самый длинный день и самая короткая ночь в году. Праздновали в ночь с 23 на 24 июня праздник Купало. Он связан с поклонением Яриле – богу Солнца.

Церковь 24 июня тоже отмечала праздник – Рождество Святого Иоанна Крестителя. Поэтому праздник Купало часто называют Иванов день, или Ивана Купалы.

Праздновался праздник ночью: жгли костры, пели и плясали, собирали травы, плели венки и бросали их в воду. В день Ивана Купалы с горок катили горящие колеса, зажигали "живой огонь", добываемый трением. Катящееся колесо являлось символом поворота солнца с лета на зиму. Молодые люди прыгали через "купальницкие костры", высота прыжка означала высоту хлебов.

В ночь на Ивана Купалу из земли проступали скрытые в ней сокровища, а в полночь расцветал цветок папоротника. По-поверью, с помощью цветка папоротника человек мог найти клад, понять язык зверей. Утром этого дня принято было купаться. Считалось, что это купание обладает целебной силой.

На праздник Ивана Купала делали куклу Купавку. Это кукла одного дня, бытовавшая в центральных областях - Тульской, Рязанской, Владимирской, Калужской. В одних областях она олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, тесемочки, привязанные к ее рукам, забирали все людские болезни и невзгоды - такое значение придавалось очистительной силе воды. Это кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала (6 и 7 июля нового стиля).

В других областях Купавку делали незамужние девушки, по ней гадали о суженом, о своей будущей судьбе. Разноцветные тесемочки - это желания девушек. Украшали Купавку яркими цветами и зеленой травой. Шумною гурьбой девицы-красавицы шли на берег реки, бросали куклу в воду и смотрели: пристанет к берегу - девушка замуж не выйдет в этом году, прибьется к берегу - быть беде. Значит, совсем невесомой нужно делать куколку, чтобы несли ее воды легко по течению, добрую весть приносили, чтобы не кручинилась девушка, а ждала сватов от суженого.

Тряпичные куклы были традиционными в русской деревне. В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни.

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Традиционно такие куклы делятся на три группы:

  • Обрядовые: «Пеленашка», «Берегиня», «Неразлучникик», «Мировое дерево», «Столбушка», «Купальская кукла»

  • Игровые: «Зайчик на пальчик», «Лошадка», «Птичка»

  • Обереговые: «Домовушка», «Зерновушка», «Кувадка», «Десятиручка»



Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д.

Попробуем и мы сделать КУПАВКУ.

Нам понадобятся:

Нитки

Вата

Лоскут ткани белого цвета 17х17

Лоскут для юбки 20х8

Ленточки по 14 см длиной

Ткань для фартука

Лента для свивания

Ленточки разноцветные по 17см

Для косынки – треугольник 14х22х14

Палочки


Технология изготовления

Купавку делали на крестообразной основе, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс).



  1. Вначале две палочки разной длины перевязываем ниткой крест – накрест так, чтобы получились условные голова, туловище и ручки. Нить наматывать нужно туго.

  2. К верхушке палочки примотайте кусочек ваты – это голова.

  3. Возьмите лоскут белого цвета, сложите вдвое, - получится треугольник. Наложите его сверху на голову и примотайте нитью.

  4. Сформируйте рукава – подверните низ и примотайте нитью.





  1. Возьмите два кусочка ленты одинаковой длины. Приложите к кукле и туго примотайте нитью.

  2. Подготовьте юбку и фартук. Приложите лоскут лицевой стороной к кукле и присборьте пальцами верх по линии талии. Туго примотайте юбку к кукле. Отверните юбку.

  3. Завяжите пояс на два узелка.

  4. Повяжите косынку.

  5. Повяжите ленточки на руки.

Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками. По дороге домой вы можете найти интересные травы или цветы. Можете украсить дополнительно куколку, но помните, что она должна быть лёгкой.



























Жили-были брат Иван да сестра Марья в избушке на берегу озера.
Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.
Каждую ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В эти лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.
И наказывал брат Иван сестре Марье не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь, когда его дома нету. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Вышла к русалкам Марья, надели они венок на голову Марье и признали ее своей царицей.
Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к девушке.
Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя. Решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.
Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марьюшку искать.
Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.
И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия «Изготовление куклы Купавка»

Автор: Трошина Лилия Владимировна

Дата: 07.06.2017

Номер свидетельства: 420843


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства