Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями."»
Конспект занятия на тему: «Изготовление игрушки-дергунчика «Лошадка»
Цель: изготовлениеигрушки из картона в технике «Изготовление из картона плоских игрушек с подвижными частями»; ознакомление с понятием «принцип действия подвижной игрушки».
Задачи занятия:
познакомить с историей кукольных театров, со сказочными персонажами уличных передвижных театров;
научить рационально, использовать материал;
научить правильно работать с колющими и режущими инструментами (ножницами, шилом, иглой);
объяснить сборку изделия с подвижными (шарнирными) соединениями;
Оборудование: чертежи игрушек с подвижными соединениями (приложение №1), проволока, цветная бумага, краски, цветные карандаши, клей с кисточкой, игла, ножницы, нитки, плотный картон, копировальная бумага, скрепки, технологическая карта, готовый образец игрушки- лошадки; куклы-петрушки (Петрушка, мужике и лошадь), ткань для занавеса мини-сцены.
Возраст, на который рассчитано занятие: 7-8 лет.
Ход занятия:
1.Организационный момент
а) Проверка готовности учащихся к занятию;
б) Объявление темы, целей и задач занятия.
2. Объяснение нового материала
2.1. Вводная беседа:
Кукольный театр имеет многовековую традицию. Бродячие кукольники давали представления на ярмарках, площадях, перебираясь из города в город, из страны в страну. Эти представления не редко носили сатирический характер, в них высмеивались людские пороки.
- Ребята, вы, наверное, уже были в театре? Там, как только поднимается занавес, начинается особая жизнь, и мы переживаем радости и печали, наблюдая ее.
- А как называются люди, играющие в спектаклях? (Актеры.)
- А кто ещё может играть в спектаклях? (Животные, куклы.)
- Как называется театр, где артисты – куклы? (Кукольный театр.)
- Вам, ребята, наверное, интересно узнать, когда и в какой стране возник кукольный театр? Но этого никто не знает, потому что куклы появились в незапамятные времена у всех народов мира. Кукол делали из глины, дерева, соломы, ниток и хлопчатобумажных тканей. Все дети играют с куклами, а ведь это тоже своего рода кукольный театр.
Взрослые в древние времена делали фигурки, изображающие богов – Солнца, воды, войны, охоты и даже петушиного пения, и поклонялись им.
Но постепенно с куклами стали разыгрывать сказки, басни, разные смешные истории.
- Ребята, а кто был главным героем сатирических сценок в кукольном театре? (Петрушка.) Верно, а в Германии этого героя звали Ганс Вурст, а в Англии – Панч, во Франции – Полишинель, В Италии – Пульчинелла, в Чехии – Кашпарек. Вот видите, кукольный театр существовал давно и во всех странах. Но и сейчас кукольный театр не потерял своего значения. В кукольных театрах теперь работают настоящие актеры, играет оркестр. Кукол же делают в специальных мастерских. И мы с вами сегодня будем мастерами кукол.
В России народ издавна любил веселые представления бродячих актеров – скоморохов и кукольный театр Петрушки.
Путешествие в кукольный театр.
- Представьте себе, что мы с вами на ярмарке. Звучит веселая музыка, кругом улыбчивые лица, шутки, смех, кружится карусель. Слышите? Нас зовут куда-то! Это кукольный театр Петрушки зовет нас на представление! Скорее туда!
Появляются дети с игрушками – дергунчиками: Петрушка (П), мужик (М) и лошадь.
- Начинается представление! Почтеннейшая публика, вам всем на удивление! Как Петрушка лошадь купил!
П.: Эй! Продается животное?
М.: Смотря какое!
П.: Да вот эта кляча!
М.: Какая тебе кляча? Отличный конь! Чего стоишь тут, коня закрываешь от покупателей? Иди-иди!
П.: Я бы постыдился такую тощую клячу, как эта, людям предлагать! Ай-яй-яй! Да её даром не возьмут. Сколько просишь-то?
М.: Двести!
П.: да ты что?! Я ее и за сто не возьму! Ее, бедную, ноги еле держат, кожа да кости!
М.: Ты, рыжий, уйди отсюда лучше, не зли меня…
П.: Да, ладно, ладно, так уж и быть – возьму твоего коня-старичка, за сто.
М.: Нет, 180!
П.: 110!
М.: 170!
П.: Нет, 120!
М.: 160! Не меньше!
П.: Только за 150!
М.: Я сказал 160!
П.: Ой-ой-ой! Ну ладно! Бери свои 155 тысяч!
М.: (Погрозив Петрушке, уходит.)
(Петрушка остался с лошадью, садится верхом да подпрыгивает: «Иго-го-го!». Лошадь бьет копытами, Петрушка падает на сцену. Все артисты выходят на сцену, выводят своих кукол и кланяются.)
- Ну-ка, покажите, что умеют ваши куклы? (По очереди артисты показывают, какие движения умеют делать куклы.)
- Спасибо вам за представление.
А нам пора на занятие.
2.2. Знакомство с новой темой занятия.
- Итак, ребята, мы сегодня с вами изготовим игрушку-дергунчика – лошадь.
Игрушка-дергунчик состоит из нескольких деталей: основа – туловище; подвижные детали - руки, ноги, они крепятся к туловищу. Чтобы руки ноги могли двигаться, нужно соединить ниткой или проволокой – в этом секрет движения и механизм игрушки. После соединения наша игрушка оживет.
Ребята, а что вы знаете о лошади?
Лошадь, это очень доброе подвижное, крепкое и выносливое животное. Лошадь по природе травоядное животное.
Лошадь – помощник человека. Лошадь кормила, лошадь пахала, лошадь поила, лошадь воевала, лошадь участвовала в спортивных соревнованиях и формировала в человеке представления о прекрасном. Всё это - лошади продолжают делать и сейчас.
А скоро наступит новый 2014 год - символом которого является синяя лошадь. И лошадку которую вы сегодня сделаете, можете подарить своим друзьям, родственникам.
2.3.Повторение инструктажа по ТБ с материалами и инструментами на занятии.
- Ребята, для того, чтобы сделать игрушку, нужно знать какие инструменты во время работы нам пригодятся (ребята отвечают – ножницы, шило, игла)
- Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
Передавать только кольцами вперёд. Не держать ножницы остриём вверх. Резать материал только за столом.
- ТБ с иглой:
Храни иглу в определённом месте. Не вкалывай иглу в одежду, не бери в рот. Сломалась игла, сдай педагогу.
- ТБ с шилом:
Храни инструмент в безопасном месте. Работай только на подкладной доске. Делай прокол, вращая ручку вправо, влево.
- И ещё нужно соблюдать общие правила.
1. Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.
2. Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.
3. Не мешай товарищу.
4 . После работы убери рабочее место.
2.4.Физкультминутка.
Ты скачи, скачи, лошадка
Ты скачи, скачи, лошадка, («Ходьба» сидя, высоко поднимая колени с рывковыми движениями руками назад («вожжи»).)
Скок, скок, скок, скок. (Четыре раза поднять и опустить согнутые ноги вперед, руки согнуты вперед.)
Мимо дома, стой — тут яма, (Повторить ходьбу, на слове «стой» - прогнуться и соединить лопатки, руки согнуты в стороны.)
Цок, цок, цок, тпру. (Откинуться назад на парту, руки в стороны, расслабиться.)
2.5.Работа с технологической картой изготовления игрушки дергунчика – лошади (Приложение №1).
а) Копируем чертеж на картон.
б) Раскрашиваем переведенный чертеж.
в) Вырезаем готовые раскрашенные детали.
г) Соединяем детали при помощи проволоки.
д) Вдеть нитку в иголку и закрепить детали по схеме. Все детали должны свободно двигаться.
Практическая работа обучающихся
1. Работаем по технологической карте: переводим, раскрашиваем, вырезаем, проводим оформление и сборку.
2. При выполнении работы обратить внимание на экономное и рациональное использование материала, аккуратность, эстетическое оформление работы.
3. Подведение итогов занятия.
- Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы? (Ребята отвечают – красивые, аккуратные, интересные, смешные и т.д.)
- Какие качества вам потребовались при работе? (Ребята отвечают: трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество и т.д.)
- Молодцы ребята!
Вот закончился урок,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро собери,
И порядок наведи.
- Вот и подошло наше занятие к концу, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Изучали? Что интересного вы узнали? (ответы детей).
- Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.
Приложение№1. Чертеж куклы-дергунчика.
Список используемой литературы
И. Сапунков, мастер-игрушечник, фото В. Пирожкова. Журнал "Наука и жизнь" №3, 2005.