kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка конспекта занятия кукла - оберег "Домашняя Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году масленичная неделя пройдёт с 12 по 18 февраля. По обычаю куклу "Масленицу" изготавливали в первый день масленичной недели, и мы с ребятами из объединения "Игрушечный дом" решили смастерить такую куколку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта занятия кукла - оберег "Домашняя Масленица"»

Методическая разработка конспекта занятия.

Тема: кукла-оберег «Домашняя Масленица».


Автор: Андронова Надежда Михайловна, педагог дополнительного образования объединения «Игрушечный дом» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детско – юношеского центра №1, г. Иваново, 2018 год.

Описание: методическая разработка конспекта по теме кукла - оберег «Домашняя Масленица» нацелена на изучение и возрождение народных традиций, изучение исторических корней праздника Масленица, знакомство с устным народным творчеством, обрядовыми действиями, народными играми и забавами, развитие декоративно-прикладного творчества, изготовление куклы «Домашняя Масленица».

Кукла «Масленица» является обязательным атрибутом веселого народного гулянья — проводов зимы. Присутствие в доме домашней куклы масленицы в старину было обязательным. Кукла делалась на год, а затем на празднике сжигалась или пускалась по воде. Масленица символизирует достаток в семье и является мощным оберегом жилища. Куклу помещают перед входом в дом или в красном углу избы. Многие и сейчас верят в ее чудодейственную силу. Традиционно обрядовую куклу «Масленицу» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево, олицетворяющее буйную силу природы. На руки кукле вешали тесемки, завязывая которые загадывали желание.

В этом году Масленичная Неделя пройдет с 12 февраля по 18 февраля. По обычаю куклу «Домашняя Масленица» изготавливали в первый день Масленицы, и мы с детьми из объединения «Игрушечный дом» решили сделать такую куклу.


Область применения: данная методическая разработка может использоваться в своей работе воспитателями, классными руководителями, педагогами дополнительного образования во внеурочной деятельности. Материал будет полезен педагогам при проведении внеурочных занятий, направленных на расширение и закрепление знаний о традиционных праздниках русского народа; творческим людям; детям 1-6 классов.
Форма и методы реализации: открытое занятие с изготовлением куклы «Домашняя Масленица» с беседой, играми, творческими заданиями, конкурсами.

Цель: 

Создание условий для самореализации каждого обучающегося через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям в процессе изготовления куклы «Домашняя Масленица».

Задачи:

Предметные:

  • расширение понятий базы по теме «Народная игрушка»;

  • формирование умения  изготавливать куклу «Домашняя Масленица»

  • формирование навыков работы с тканью;

  • ознакомление с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;

Метапредметные:

  • воспитание уважительного и бережного отношения к народной культуре, к русским народным праздникам, традициям и обычаям;

  • развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения занятия;

  • воспитание эстетического вкуса, формирование чувства прекрасного, содействие раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Личностные:

  • формирование целеполагания;

  • развитие логического мышления, памяти через выполнение тестовых упражнений;

  • развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития воспитанников

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие рефлекторных умений через проведение анализа собственных достижений и результатов группы;

  • развитие познавательного интереса к традициям своего народа;

  • развитие стремления к самостоятельному творчеству.














подэтап

время

Содержание этапа (деятельность педагога)

Содержание этапа

(деятельность детей)

Вхождение

  • Старт занятия;

  • Установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии.


приветствие

1-2 мин.

Этап 1. Организационный момент.

Педагог (П.) Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на открытом занятии объединения «Игрушечный дом». Сегодня вы будете не только слушателями, но и участниками занятия.


(Д.) отвечают на приветствие.




Мотивация и целеполагание


3 мин.

(П.) (Задает вопрос)

- Ребята, а вы знаете, какой праздник празднуют в начале февраля? Какую куклу мастерили к этому празднику?

(П.) (Знакомит детей с куклой-берегом, активизируя внимание детей на изготовление куклы «Домашняя Масленица»).

(П.) Задаёт вопрос:

- А хотите – ли вы больше узнать об этой кукле?

(Педагог объясняет и мотивирует детей по теме, кукла – оберег у каждого своя, она оберегает, защищает от несчастий и различных опасностей).

(П.)

- Тогда я предлагаю смастерить для каждого куклу- оберег «Домашняя Масленица»

(П) Ребята, а что мы будем делать, чтобы смастерить куклу- оберег?

(Педагог предлагает детям самим определить, назвать действие, каким образом они будут изготавливать куклу, поясняет по ситуации).

(Д.) отвечают: Масленица, кукла «Масленица».






(Д.) отвечают: да, хотим….







(Д.) Отвечают на вопрос, высказывают свои суждения, например: увидеть готовый образец, работать со схемой, подобрать нужную ткань, знать как изготавливать, оформлять.

Основной этап

Цель для обучающихся:

  • Развитие мыслительной деятельности в ходе беседы и слайд-опроса.

Цель для педагога:


  • Оценка уровня практической подготовленности воспитанников, корректировка знаний учащихся.

  • Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития воспитанников через представление собственных знаний;

  • Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.

Методы работы:

  • слайд-опрос.


Форма организации фронтальная;

индивидуальная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа:

  • успешные ответы детей;

  • положительный эмоциональный

  • фон на занятии.

Методы мотивирования учебной активности детей:

  • создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственные мнения по обсуждаемым вопросам.

Цель для обучающихся:

  • изучение понятий: обряд, обрядовая кукла, «Кукла- оберег Домашняя Масленица»; в процессе практического сравнения.

  • Совершенствование умения слушать и слышать педагога в процессе выполнения задания;

  • Расширение понятийной базы по теме.

Цель для педагога:

  • Знакомство воспитанников с моделями обрядовых кукол, показать значимость обучаемого материала;

  • Учитывание индивидуальных особенностей детей;

  • Развитие у детей метопредметных (универсальных) учебных действий;

  • Перевод здоровьезатратных действий детей в здоровьесберегающие.

Методы организации работы:

  • Использование проблемных вопросов и заданий;

  • Объяснение педагога с элементами беседы;

  • Работа со схемами;

Форма организации работы:

  • Индивидуальная;

  • Фронтальная.

Критерии достижения цели и задач данного этапа занятия:

  • Могут пользоваться в процессе работы схемами деталей куклы – оберега, читать и понимать их.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интерес к изучаемому материалу:

  • Заинтересованность в работе;

  • Деловая атмосфера на занятии.

Методы мотивации учебной активности воспитанников:

  • Смена видов деятельности;

  • Использование различных педагогических технологий;

  • Создание условий для личностной реализации воспитанников через возможность высказать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.


Повторение пройденного материала






















Игра на закрепление пройденного материала.





































Объяснение нового материала.

или сообщение новой информации



















































Игровая пауза










Практическая часть









































































2-3 мин.
























5-6 мин.








































6-7 мин.
























































1-2 мин.










15-17 мин.



Этап II. Актуализация ранее пройденного материала.

1.Экскурс-повторение «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка».

(П.)

- Сегодня мы продолжим с вами знакомство с куклами-оберегами, «Куклами из бабушкиного сундучка». Традиции хранятся нашими бабушками и дедушками с Древних времён. И особенно в деревянных старых домах можно увидеть такой символ хранения традиций как сундук.

(П.) (Задаёт вопрос)

- Ребята я попрошу вас вспомнить, с какими традиционными народными куклами мы знакомились?

Предлагаю вам вспомнить ранее изученный материал по теме: «Народная игрушка», заглянуть в наш сундучок и разобраться, какие традиции хранит он.

Куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на предыдущих занятиях, а с некоторыми просто знакомились. Давайте вспомним их и расскажем о значении каждой куклы и её роли в жизни человека, семьи, рода.

- И сейчас мы с вами поиграем. - Кто хочет заглянуть в сундучок?»

(Актуализация пройденного материала проходит в форме игры).

(П.) (Педагог дополняет по необходимости).

(Примечание №1)


(П.) (Задаёт вопросы):

- Что общего у всех кукол-оберегов?

- Что значит «Безликие» куклы – обереги?

- Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему?

-Назовите главную особенность каждой знакомой вам куклы…

-Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки?

(П.) (педагог дополняет по необходимости).

(Приложение №2).

(П.) (Благодарит и хвалит детей).

Этап III. Основная часть занятия. Изучение нового материала.

История и традиции праздника "Масленица".

(П.) Активизирует знания детей через беседу

(П. )Что как ни праздники ведут нас в прошлое, знакомят нас с традициями, приметами старины. Праздники продолжают жить и в наши дни. Интерес к ним растёт, изучаются народные обряды.

(П) Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой, главной героиней самого яркого, весёлого народного праздника.

- Давайте вспомним, какой праздник приближается?

(П. )

Февраль начинается,
Масленицей славится.
Когда была эпоха вчерашняя,
Делалась к празднику
Кукла – Масленица Домашняя,
Из лыка да из соломы её мастерили,
И в доме на видном месте хранили.


(П.) Наше занятие проходит в преддверии народного праздника Масленица. Праздник Масленица - это весёлые проводы зимы, которые озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели важное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Её называют по-разному: разгульною, широкою, узкою, честною. В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои и водили хороводы.

Начинается праздник тем, что чучело Масленицы наряжают в женские одежды, ввозят на гору с зазыванием. Наши предки считали, что Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, Длился он целых две недели — 14 дней.

Сейчас Масленица празднуется 7 дней, и каждый день имеет определенное название:

Масленица начинается с понедельника - «встреча», вторник - «заигрыш», среда- «лакомка», четверг- «разгул», пятница - «золовкины вечёрки», суббота - «тёщины посиделки», и последний, седьмой день – «Прощеное Воскресенье».

В последний день масляной недели, в Прощеное воскресенье, люди просили друг у друга прощения. В этот день все обиды прощаются, забывают ссоры, все признают свои ошибки, мирятся.

Воскресенье - проводы Масленицы. Вывозят провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер.

Народ отмечает Масленицу шутками, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами.

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!


А мы Масленицу ожидали,

Дорогую гостьюшку встречали,

Блинами гору устилали,

Сверху маслицем поливали.

Народ отмечает

(П.)

- И мы сейчас с вами поиграем!

Игра «Передай блин».

(Закрепление материала через игру).

.) (предлагает детям встать в две колонны, объясняет и показывает игру, выдаёт заготовки - муляжи блинов, проводит игру)


(П.)

- Молодцы! Получили заряд энергии?




Мастер- класс «Домашняя Масленица»

(П.) А сейчас мы с вами познакомимся ещё с одной куколкой - «Домашнюю Масленицу». Всем известно, что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу Масленицу, которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла символизировала зиму, с которой народ прощался, прогонял, открывая двери весне. Однако существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она «Масленица Домашняя». Её ещё называют дочкой Масленицы или её младшей сестрой. «Домашняя Масленица» символизирует крепкое здоровье и достаток в семье. Кукла «Масленица» - считается мощнейшим оберегом дома, семьи и тепла. Она хранилась весь год в «красном углу», а во время масленичной недели выставлялась на окно.

В дни масленичной недели её выставляли в окнах или в дворах. Такую куклу также делали в подарок на свадьбу молодым. На руки кукле вешали тесёмки, завязывая которые люди загадывали желания.

(педагог поясняет):

В течение года кукла «Домашняя Масленица» должна охранять покой в вашем доме. Если в семье случится неприятность, ссора или обида, можно пожаловаться кукле и завязать на ней яркую цветную ленточку. Через год оберег сжигают вместе с большим чучелом. Считается, что когда сгорят все завязанные ленточки, вместе с ними уйдут и все несчастья.

(П.) У Вас на столах приготовлены заготовки для куклы «Домашняя Масленица» (ткань цветная, ткань белая, синтепон, нитки красные, кружева, атласная лента, берёзовая палочка, берёзовое лыко).

(П.) Напоминаю про осторожное обращение с режущими предметами, способы передачи и работы с ножницами.

(Инструктаж по технике безопасности).

.) (достаёт из сундука куклу «Домашняя Масленица» и рассказывает о её назначении).

(П.) На этом занятие мы сделаем такую куколку «Домашнюю Масленицу» для тепла, уюта, мира и добра в наших домах.

Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы: дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия.

(объясняет и показывает последовательность изготовления куклы «Домашняя Масленица» с показом слайдов; приложение №3)

.) ( предлагает смастерить куколку «Домашнюю Масленицу»).

(П.) (задаёт вопрос).

- Как вы думаете, для чего эти ленточки на ручках?

(П.) (дополняет)

В последний, прощённый день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания. Завязывая ленточки на ручках у куклы, загадывали желания и приговаривали:

Чтобы в доме был достаток,

Чтобы хлеб всегда был сладок,

Чтобы рыба шла к вам в сети,

Чтоб здоровы были дети!-

А вы теперь продолжайте…..

(П.) (задаёт вопрос)

- Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким. Теперь по старинной традиции можно нарвать полоски красной ткани и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.

Говорят, желания обязательно сбудутся!


(П.) (задаёт загадки) (Приложение №4)






(Д.) активизируют свои знания, вспоминают пройденный материал по теме «Народная игрушка»: куклы-обереги: «Зерновушка», «Богач», «Неразлучники», «Параскёва – Пятница», «Десятиручка», «Спиридон-Солнцеворот», «Кукла Коза», «Ангелочки», «Коляда»;

Куклы – обереги оберегают, защищают, в них играют, изготавливают из кусочков ткани, ниток, соломы и т.д.







.) желающие достают куклы из сундучка, рассказывают о них, высказывают свои суждения.


(Д.) отвечают на вопросы: куклы- обереги; «безликие», т.е. не обозначены части лица: глаза, брови, губы;

красный- цвет солнца - цвет жизни.

душистая трава у куклы «Кубышки – Травницы», общая рука у кукол «Неразлучников», длинная коса у куклы «На Счастье», монета у куклы «Благополучница», десять рук у куклы «Десятиручка» и т.д.;

образ женщина - это мать, хранительница домашнего очага.












(Д.) Масленица!










(Д.) внимательно слушают, запоминают информацию.






















































(Д.) выходят из-за парт, встают в две колонны, включаются в игру,

получают заряд энергии для дальнейшей работы.

(Д.)

-да


(Д.) внимательно слушают педагога, запоминают.



























(Д.) внимательно слушают педагога





(Д.) внимательно слушают педагога,

повторяют инструктаж по технике безопасности











(Д.) смотрят этапы последовательности изготовления куклы на экране

(Д.) достают из конверта заготовки деталей куклы «Домашняя Масленица», мастерят куколку.


(Д.) загадать желания












(Д.) на концы рук куклы привязывают ленточки




(Д.) отгадывают загадки.

4. Заключительный этап.

  • Подведение итогов;

  • Рефлексия.


Цель для обучающихся:

  • В ходе проведения рефлексии определение уровня собственных достижений и затруднений по изученной теме;

  • Выстраивание своей индивидуальной траектории развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

Подвести итоги занятия;


Подведение итогов. Рефлексия

3 мин

Этап IV. Подведение итогов. Рефлексия.

(П.)

- Все закончили работу? Давайте посмотрим на нашу Масленицу, какая же она у нас получилась? Каким бы прилагательным вы её охарактеризовали?

(П.) (Задает вопросы):

- Нравится ли вам ваша кукла?

- С каким настроением вы сегодня работали?

- У кого получилась самая веселая кукла?

(Организует и корректирует просмотр творческих работ обучающихся).


(П.)

- Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой на уроке и результатом своего труда – похлопайте себе.

Продумайте о месте в вашем доме, куда вы поселите на ближайший год свою «Домашнюю Масленицу». Пусть ваша Масленица оберегает Ваш дом!

(Подводит итог, поясняет по ситуации, благодарит и хвалит детей)

(П.)

- Давайте подведём итоги.

С каким православным праздником русского народа мы сегодня познакомились?

- Какой обряд сопровождает этот праздник?

- Что нового вы узнали? Что вам было интересно?

Надеюсь, этот праздник вы встретите и проведёте, соблюдая традиции, с которыми познакомились на нашем занятии.

(П.) Теперь вы сами можете дома сделать такие куклы и подарить друзьям, родственникам.

.


(Д.) яркая, нарядная, красивая, праздничная


(Д.) слушают педагога, отвечают на вопросы, принимают участие в обсуждении работ, делают сравнительный анализ выполненных работ, обсуждают все куколки, выявляют наиболее аккуратные и сделанные со вкусом


(Д.) хлопают




(Д.) отвечают на вопросы






Послесловие

Домашнее задание

1 мин.

(П.) Предлагает закрепить новые знания об обрядовой кукле «Домашняя Масленица», рекомендует детям вместе с родителями найти информацию об обрядовой кукле в различных источниках и подготовить рассказ и показ по этой теме.

Желает творческих успехов!

(Поздравление с наступающим праздником. Чаепитие с блинами).


(Д.) слушают, прощаются с педагогом


Литература, использованная педагогом:

И.Н. Котова «Русские обряды и традиции», партер, 2003г.,

Л.Н. Скворцова «Словарь русского языка», Оникс «Мир и образование» -2005г.,

М.С. Левина «Рукоделие». РТ-Пресс, М. 2000 г.,

М.С. Левина «365 кукол со всего света». Москва, Айрис Пресс, 2000 г,.

О.Я.Воробьёва, Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Авт.сост Волгоград: Учитель, 2009г.

Интернет-ресурсы:

Кукла Масленица. http://www.tridevatoecarstvo.com/showthread.php?tid=4921

www/kukla-dusha.net

http://www.nicelady.ru/content/view/3719/224/

http://www.stranamam.ru/post/5156584/

http://katinclub.ru/domashnyaya-kukla-maslenitsa/











Приложение.

Примечание №.1

В ходе занятия педагог акцентирует внимание участников на значении куклы, её роли и месте в жизни человека и дома. Объясняется значение безликости куклы, а также отсутствие колющих и режущих предметов при её изготовлении. Обращает внимание на символизм цветов и некоторых деталей одежды, а также на некоторые особенности каждой куклы (например, душистая трава у «Кубышки – Травницы», общая рука у «Неразлучников», длинная коса у Куклы «На Счастье», десять рук у «Десятиручке», монета у «Благополучницы» и т.д.

Делают куклу без иголки и ножниц потому, что желают жизни «не колотой и не резаной», а обрывки старых родительских вещей используются для того, чтобы передать силу отца и матери маленькому человечку, защитить его от возможных напастей, когда родителей нет рядом…

Приложение №2

Прежде всего, женщина - это мать, мама даёт нам жизнь, она - хранительница домашнего очага. Красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни.

Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего  владельца, его дом. Оберег приносит  любовь и счастье. Отличительная черта обережных кукол – отсутствие лица. Чистый лик делался из тряпицы, чаще всего однотонной. Считалось, что отсутствие у куклы глаз охраняет хозяина оберега от сглаза, не притягивает негатива.

Приложение №3. Последовательность изготовление куклы «Домашняя Масленица»               

1.В основе куклы – могический крест из двух берёзовых веток изготавливаем крестовину, скрепляем нитью, наложенной крест на крест.

2. Обкладываем крестовину лыком, завязывая красными нитками.

3.Берём кусочек синтепона, скатываем из него плотный шарик, обтягиваем его белой тканью. Одеваем шарик на верх основы и стягиваем нитками. У нас получается шарик – голова куклы.

4. Обтягиваем голову куколки лыком, закрепляем нитками. На закреплённое лыко, на лицевую часть головы накладываем полоску красной ткани или тесьмы, закрепляем узелком с тыльной стороны головы.

5. Чтобы сделать руки куколки, подогнём уголки белой ткани и примотаем их к перекладине основы.

6. Одеваем куклу в сарафан.

7. Завязываем платок на голове куклы и закрепляем крест - накрест под крестовиной узелком с тыльной стороны.

«Домашняя Масленица» готова!

Можете загадать желание и завязать на ручки куклы разноцветные ленточки. Одно желание - одна ленточка Приложение №4. «Загадки».

Его празднуют весной,

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,

И блинами угощают (Масленица).


Его любят все на свете,

Любят взрослые и дети,

Хоть с начинкою, хоть без,

Каждый хочет его съесть,

Круглый он хрустящий,

От маслица блестящий. (Блин).


Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный,

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком. (Блин)

 

Праздник этот знаем мы-

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица).

 


Кто играет на дуде

Целый день

Кто и пляшет и поет,

Веселит вовсю народ

Ох, мальчишечка неплох,

А зовется… (Скоморох).

 

Круглый, а не колесо

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно

Что это ? (Блин)

 

Идет после масленицы

Часового не имеет

А называет себя? (Пост)

 

  Белая, степная, тепла боится

  Пока масленицу не сожжешь,

   Никуда не уйдет. (Зима). 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методическая разработка конспекта занятия кукла - оберег "Домашняя Масленица"

Автор: Андронова Надежда Михайловна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456452


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства