Основной этап Цель для обучающихся: Цель для педагога: Оценка уровня практической подготовленности воспитанников, корректировка знаний учащихся. Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития воспитанников через представление собственных знаний; Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия. Методы работы: Форма организации фронтальная; индивидуальная. Критерии достижения целей и задач данного этапа: Методы мотивирования учебной активности детей: Цель для обучающихся: изучение понятий: обряд, обрядовая кукла, «Кукла- оберег Домашняя Масленица»; в процессе практического сравнения. Совершенствование умения слушать и слышать педагога в процессе выполнения задания; Расширение понятийной базы по теме. Цель для педагога: Знакомство воспитанников с моделями обрядовых кукол, показать значимость обучаемого материала; Учитывание индивидуальных особенностей детей; Развитие у детей метопредметных (универсальных) учебных действий; Перевод здоровьезатратных действий детей в здоровьесберегающие. Методы организации работы: Форма организации работы: Индивидуальная; Фронтальная. Критерии достижения цели и задач данного этапа занятия: Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интерес к изучаемому материалу: Методы мотивации учебной активности воспитанников: Смена видов деятельности; Использование различных педагогических технологий; Создание условий для личностной реализации воспитанников через возможность высказать собственное мнение по обсуждаемым вопросам. | Повторение пройденного материала Игра на закрепление пройденного материала. Объяснение нового материала. или сообщение новой информации Игровая пауза Практическая часть | 2-3 мин. 5-6 мин. 6-7 мин. 1-2 мин. 15-17 мин. | Этап II. Актуализация ранее пройденного материала. 1.Экскурс-повторение «Куклы-обереги из бабушкиного сундучка». (П.) - Сегодня мы продолжим с вами знакомство с куклами-оберегами, «Куклами из бабушкиного сундучка». Традиции хранятся нашими бабушками и дедушками с Древних времён. И особенно в деревянных старых домах можно увидеть такой символ хранения традиций как сундук. (П.) (Задаёт вопрос) - Ребята я попрошу вас вспомнить, с какими традиционными народными куклами мы знакомились? Предлагаю вам вспомнить ранее изученный материал по теме: «Народная игрушка», заглянуть в наш сундучок и разобраться, какие традиции хранит он. Куклы-обереги, что находятся внутри этого сундучка, вам уже знакомы, изготовили мы их на предыдущих занятиях, а с некоторыми просто знакомились. Давайте вспомним их и расскажем о значении каждой куклы и её роли в жизни человека, семьи, рода. - И сейчас мы с вами поиграем. - Кто хочет заглянуть в сундучок?» (Актуализация пройденного материала проходит в форме игры). (П.) (Педагог дополняет по необходимости). (Примечание №1) (П.) (Задаёт вопросы): - Что общего у всех кукол-оберегов? - Что значит «Безликие» куклы – обереги? - Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? -Назовите главную особенность каждой знакомой вам куклы… -Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (П.) (педагог дополняет по необходимости). (Приложение №2). (П.) (Благодарит и хвалит детей). Этап III. Основная часть занятия. Изучение нового материала. История и традиции праздника "Масленица". (П.) Активизирует знания детей через беседу (П. )Что как ни праздники ведут нас в прошлое, знакомят нас с традициями, приметами старины. Праздники продолжают жить и в наши дни. Интерес к ним растёт, изучаются народные обряды. (П) Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой, главной героиней самого яркого, весёлого народного праздника. - Давайте вспомним, какой праздник приближается? (П. ) Февраль начинается, Масленицей славится. Когда была эпоха вчерашняя, Делалась к празднику Кукла – Масленица Домашняя, Из лыка да из соломы её мастерили, И в доме на видном месте хранили. (П.) Наше занятие проходит в преддверии народного праздника Масленица. Праздник Масленица - это весёлые проводы зимы, которые озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели важное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Её называют по-разному: разгульною, широкою, узкою, честною. В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои и водили хороводы. Начинается праздник тем, что чучело Масленицы наряжают в женские одежды, ввозят на гору с зазыванием. Наши предки считали, что Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, Длился он целых две недели — 14 дней. Сейчас Масленица празднуется 7 дней, и каждый день имеет определенное название: Масленица начинается с понедельника - «встреча», вторник - «заигрыш», среда- «лакомка», четверг- «разгул», пятница - «золовкины вечёрки», суббота - «тёщины посиделки», и последний, седьмой день – «Прощеное Воскресенье». В последний день масляной недели, в Прощеное воскресенье, люди просили друг у друга прощения. В этот день все обиды прощаются, забывают ссоры, все признают свои ошибки, мирятся. Воскресенье - проводы Масленицы. Вывозят провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер. Народ отмечает Масленицу шутками, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! А мы Масленицу ожидали, Дорогую гостьюшку встречали, Блинами гору устилали, Сверху маслицем поливали. Народ отмечает (П.) - И мы сейчас с вами поиграем! Игра «Передай блин». (Закрепление материала через игру). (П.) (предлагает детям встать в две колонны, объясняет и показывает игру, выдаёт заготовки - муляжи блинов, проводит игру) (П.) - Молодцы! Получили заряд энергии? Мастер- класс «Домашняя Масленица» (П.) А сейчас мы с вами познакомимся ещё с одной куколкой - «Домашнюю Масленицу». Всем известно, что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу Масленицу, которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла символизировала зиму, с которой народ прощался, прогонял, открывая двери весне. Однако существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она «Масленица Домашняя». Её ещё называют дочкой Масленицы или её младшей сестрой. «Домашняя Масленица» символизирует крепкое здоровье и достаток в семье. Кукла «Масленица» - считается мощнейшим оберегом дома, семьи и тепла. Она хранилась весь год в «красном углу», а во время масленичной недели выставлялась на окно. В дни масленичной недели её выставляли в окнах или в дворах. Такую куклу также делали в подарок на свадьбу молодым. На руки кукле вешали тесёмки, завязывая которые люди загадывали желания. (педагог поясняет): В течение года кукла «Домашняя Масленица» должна охранять покой в вашем доме. Если в семье случится неприятность, ссора или обида, можно пожаловаться кукле и завязать на ней яркую цветную ленточку. Через год оберег сжигают вместе с большим чучелом. Считается, что когда сгорят все завязанные ленточки, вместе с ними уйдут и все несчастья. (П.) У Вас на столах приготовлены заготовки для куклы «Домашняя Масленица» (ткань цветная, ткань белая, синтепон, нитки красные, кружева, атласная лента, берёзовая палочка, берёзовое лыко). (П.) Напоминаю про осторожное обращение с режущими предметами, способы передачи и работы с ножницами. (Инструктаж по технике безопасности). (П.) (достаёт из сундука куклу «Домашняя Масленица» и рассказывает о её назначении). (П.) На этом занятие мы сделаем такую куколку «Домашнюю Масленицу» для тепла, уюта, мира и добра в наших домах. Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы: дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия. (объясняет и показывает последовательность изготовления куклы «Домашняя Масленица» с показом слайдов; приложение №3) (П.) ( предлагает смастерить куколку «Домашнюю Масленицу»). (П.) (задаёт вопрос). - Как вы думаете, для чего эти ленточки на ручках? (П.) (дополняет) В последний, прощённый день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания. Завязывая ленточки на ручках у куклы, загадывали желания и приговаривали: Чтобы в доме был достаток, Чтобы хлеб всегда был сладок, Чтобы рыба шла к вам в сети, Чтоб здоровы были дети!- А вы теперь продолжайте….. (П.) (задаёт вопрос) - Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким. Теперь по старинной традиции можно нарвать полоски красной ткани и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки. Говорят, желания обязательно сбудутся! (П.) (задаёт загадки) (Приложение №4) | (Д.) активизируют свои знания, вспоминают пройденный материал по теме «Народная игрушка»: куклы-обереги: «Зерновушка», «Богач», «Неразлучники», «Параскёва – Пятница», «Десятиручка», «Спиридон-Солнцеворот», «Кукла Коза», «Ангелочки», «Коляда»; Куклы – обереги оберегают, защищают, в них играют, изготавливают из кусочков ткани, ниток, соломы и т.д. (Д.) желающие достают куклы из сундучка, рассказывают о них, высказывают свои суждения. (Д.) отвечают на вопросы: куклы- обереги; «безликие», т.е. не обозначены части лица: глаза, брови, губы; красный- цвет солнца - цвет жизни. душистая трава у куклы «Кубышки – Травницы», общая рука у кукол «Неразлучников», длинная коса у куклы «На Счастье», монета у куклы «Благополучница», десять рук у куклы «Десятиручка» и т.д.; образ женщина - это мать, хранительница домашнего очага. (Д.) Масленица! (Д.) внимательно слушают, запоминают информацию. (Д.) выходят из-за парт, встают в две колонны, включаются в игру, получают заряд энергии для дальнейшей работы. (Д.) -да (Д.) внимательно слушают педагога, запоминают. (Д.) внимательно слушают педагога (Д.) внимательно слушают педагога, повторяют инструктаж по технике безопасности (Д.) смотрят этапы последовательности изготовления куклы на экране (Д.) достают из конверта заготовки деталей куклы «Домашняя Масленица», мастерят куколку. (Д.) загадать желания (Д.) на концы рук куклы привязывают ленточки (Д.) отгадывают загадки. |