kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия Тема: «Художественный образ в танце «Русский лирический»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Танец-это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами пластики бального танца. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

Законы хореографической драматургии
Закон «единства формы и содержания»: «Содержание и форма неотделимы как в творческом процессе, так и в завершенном  произведении». ( «Когда форма  есть выражение содержания, она связана  с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержание; и наоборот, отделить содержание от формы, значит уничтожить форму») ( В. Белинский)
Закон «художественного образа»: «Образ в замысле автора, режиссерский образ, образ актерский, образ зрительского восприятия – неадекватные образы  и глубоко субъективны» ( И. Есаулов)
Закон «соподчиненности»: «В подлинном  произведении искусства все части и частности соподчинены и согласованы в единстве замысла и целостного разрешения»

Тема занятия – «Художественный образ в танце «Русский лирический». Данная тема соответствует программе 6 года обучения. Сложность темы  адекватна для данной группы обучающихся, соразмерна возрасту. Группа смешанная (мальчики, девочки), шестого года обучения (7 класс). Продолжительность занятия - 2 часа.

        Тема занятия выбрана не случайно. В каждом коллективе существует репертуар для исполнения композиций на сцене. Мы не можем составить композицию танца, не определив художественный  образ   произведения. Поэтому мною была выбрана тема «Художественный образ в танце «Русский лирический». Данная тема способствует развитию образного мышления и  воображения  обучающихся.

Цель занятия:

  • формировать представления о художественном образе в композиции «Русский лирический» – Царевна Лебедь;

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • актуализация полученных ранее знаний.
  •  создать условия для обучения взаимодействию в группе;
  • разучить новые элементы русского танца с акцентированием внимания на постановку рук в русском танце.
  •  сформировать умения применять полученные знания на практике.

Форма занятия – групповая.

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия Тема: «Художественный образ в танце «Русский лирический» »

Министерство образования и науки РФ

МОУ «Гимназия № 83» г. Ижевска











Методическая разработка занятия

Тема: «Художественный образ в танце «Русский лирический»













Выполнил:

Аникина Наталья Владимировна

Педагог дополнительного

образования высшей категории

МБОУ «Гимназия № 83»











Ижевск 2015







Пояснительная записка

Танец-это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но в то же время наделенный изобразительными правами пластики бального танца. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.

Законы хореографической драматургии
Закон «единства формы и содержания»: «Содержание и форма неотделимы как в творческом процессе, так и в завершенном  произведении». ( «Когда форма  есть выражение содержания, она связана  с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержание; и наоборот , отделить содержание от формы, значит уничтожить форму») ( В. Белинский)
Закон «художественного образа»: «Образ в замысле автора, режиссерский образ, образ актерский, образ зрительского восприятия – неадекватные образы  и глубоко субъективны» ( И. Есаулов)
Закон «соподчиненности»: «В подлинном  произведении искусства все части и частности соподчинены и согласованы в единстве замысла и целостного разрешения»

Тема занятия – «Художественный образ в танце «Русский лирический». Данная тема соответствует программе 6 года обучения. Сложность темы адекватна для данной группы обучающихся, соразмерна возрасту. Группа смешанная (мальчики, девочки), шестого года обучения (7 класс). Продолжительность занятия - 2 часа.

Тема занятия выбрана не случайно. В каждом коллективе существует репертуар для исполнения композиций на сцене. Мы не можем составить композицию танца, не определив художественный образ произведения. Поэтому мною была выбрана тема «Художественный образ в танце «Русский лирический». Данная тема способствует развитию образного мышления и воображения обучающихся.

Цель занятия:

  • формировать представления о художественном образе в композиции «Русский лирический» – Царевна Лебедь;

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • актуализация полученных ранее знаний.

  • создать условия для обучения взаимодействию в группе;

  • разучить новые элементы русского танца с акцентированием внимания на постановку рук в русском танце.

  • сформировать умения применять полученные знания на практике.

Форма занятия – групповая.



Цель и задачи соответствуют теме занятия. Чтобы достичь цели занятия и выполнить задачи, мною было продумано следующее содержание занятия:



Цель и задачи способствовали систематизации знаний и формированию умения применять полученные знания на практике (обучающимися использованы знания о средствах музыкальной выразительности, русской литературы).

Мини-тренинг актерской психотехники позволил сформировать внимание, мобилизацию обучающихся к дальнейшему процессу занятия, способствовал созданию творческой атмосферы.

При повторении ранее пройденного материала обучающиеся обнаружили теоретические знания: материалом для общения являются внутренние чувства и мысли; объектом – партнеры; средствами и приемами общения –движение, жест мимика, взгляд; отметили непрерывность общения, а так же владение практическими хореографическими навыками и навыками парного взаимодействия.

. В конце занятия был затронут момент ситуативной рефлексии, когда был опрос обучающихся, что им больше всего понравилось, запомнилось. Закончилось занятие подведением итога стараний обучающихся.

Все, что было запланировано на это занятие - выполнено.

Я считаю, что мне удалось привлечь внимание обучающихся, так как материал, который я использовала, был доступен обучающимся по возрасту, интересен, подан в интересной форме. И девочки и мальчики были активны на занятии.

Вопросы овладения познавательной деятельностью, мыслительной активностью решались следующим способом – опорой на определенные навыки развития внимания, пространственной ориентации, хореографической подготовки, знания по музыке, истории, литературе.

Данный материал занятия способствует формированию знаний о художественном образе танце, а также формированию умений по воплощению художественного образа в танцевальной композиции.

На занятии были использованы активные методы обучения: проблемный и интерактивный методы, так как они способствуют эффективному усвоению знаний, повышают мотивацию к обучению, усиливают и концентрацию внимания обучающихся, развивают творческое мышление детей; репродуктивный метод (повторение пройденных ранее упражнений с целью закрепления навыка правильного исполнения движений. Так же были использованы наглядные, словесные и практические методы.

Приемы:

  1. Наглядно-зрительные – показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства.

  2. Тактильно-мышечные. Тактильно-мышечная наглядность выражается в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося. Например: когда педагог выпрямляет осанку прикосновением руки.

  3. Наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка.

При словесном методе использовались следующие приемы:

- краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представлений учащегося;

- пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющего его отдельные элементы;

- указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений учащимися;

- команды, распоряжения и сигналы.

- словесная инструкция.

Основными в освоении содержания занятия являлись принципы:

1. Наглядность («посмотри и повтори»). Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.

2. Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, от медленного к быстрому, учитывая степень подготовленности ребенка.

3. Учет особенностей возраста, подготовленности обучающихся.

Качество освоения материала определялось методом рефлексии (обратной связи). Степень сложности и характер заданий соответствовали шестому году обучения и возрасту обучающихся. Контроль ЗУН и активности обучающихся проходил в течение всего занятия и в заключительной части.

Я считаю, что я смогла настроить обучающихся на занятие. Девочки и мальчики были активны и работоспособны на всем протяжении занятия, проявили интерес к данной теме.

В течение всего занятия менялся вид деятельности обучающихся, что способствовало развитию внимания. Регулярное повторение материала способствовало развитию мышления, развитие воображения шло через образную подачу материала.

Цель и задачи данного занятия считаю полностью выполненными.













План открытого занятия

Аникиной Натальи Владимировны, педагога

дополнительного образования высшей категории,

руководителя ансамбля бального танца «Капельки»

МОУ «Гимназия № 83»





Время и место проведения:

Кабинет № 316 МОУ «Гимназия № 83»

Участники: 1 группа шестого года обучения. Возраст 13 – 14 лет.

Тема занятия:

«Художественный образ в танце «Русский лирический».

Цель занятия:

  • формировать представления о художественном образе в композиции «Русский лирический» – Царевна Лебедь;

Задачи:

  • актуализация полученных ранее знаний.

  • создать условия для обучения взаимодействию в группе;

  • сформировать умения применять полученные знания на практике.

  • разучить новые элементы русского танца с акцентированием внимания на постановку рук в русском танце.

Методическое обеспечение:

  • Г.Х.Андерсен сказка

  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

  • Врубель «Царевна Лебедь» иллюстрация

  • «Дикие лебеди в природе» видеофильм

  • Ансамбль «Березка» видеофильм



Содержание занятия:



  1. Организационная часть. Настрой на работу - мини-тренинг.

Игра «Возьми и передай»

Цель игры: Развитие актерского мастерства.

Процедура игры: дети стоят по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле поднимает его, демонстрируя, какой он тяжелый.

- тяжелый чемодан,

- пуховая подушка,

- воздушный шарик,

- мышка,

- хрустальная ваза,

- горящая свеча,

- букет цветов,

- маленький ребенок,

- мягкая игрушка,

- ведро, полное воды,

- горячая картошка,

- олимпийский огонь,

- ежик,

- штангу,

- звезда с неба.

Музыкальное сопровождение:

- «Лошадиная песня»;

- «Хэппи енд»;

- «Крылатые качели»;

- «Облака».





  1. Разминка в стиле Русского танца.

  2. Этап систематизации знании: танец «Русский лирический»

  • повторение на словах;

  • повторение под счет;

  • самостоятельно под музыку;

работа «учитель – ученик» (одна пара – учителя, другая – ученики, работаем 5 минут, меняемся);

  • показ педагогу.



  1. Практическая часть.

  • Обсуждение сказок Г.Х.Андерсена и А.С.Пушкина

  • Просмотр видеофильмов

  • Проучивание рук в соответствии с художественным образом

  • Соединение основного хода с руками

  • Разводка композиции танца





  1. Заключительная часть:

Исполнение композиции, уделяя особое внимание художественному образу.

Рефлексия: оценка качества выполненной работы.

Подведение итогов. Определение отношения детей к занятию.

Домашнее задание.















Приложение

(материал для занятия)

Михаил Врубель. Царевна-лебедь.

1900. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русском былинном эпосе, национальной фольклорной традиции. Опираясь на миф, легенду, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земною тоской и человеческим страданием.

Надежда Ивановна Забела, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир Врубеля не только обаяние женской прелести. В его сердце еще больше вошла музыка. Искусство Врубеля и творчество Забелы были нерушимо связаны между собой незримыми, но прочными нитями. Дарование Забелы формировалось при самом непосредственном участии Врубеля.

Надежда Ивановна создала незабываемый образ Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Знаком этого успеха послужила и открытка, выпущенная после бенефиса, - фотография Забелы в роли Царевны-Лебеди. Эта открытка, по-видимому, и явилась толчком к появлению нового произведения Врубеля - картины "Царевна-Лебедь".

Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, "превращающейся", тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи.

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину! Рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси.

"Крылья - это родная почва и жизнь", - писал Михаил Врубель, а в другом обращении к близкому товарищу он восклицал: "Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?" Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и Врубель потому-то и смог написать этот шедевр, ибо любил Отчизну, народ, красоту.

"Царевна-Лебедь". Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества. В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой. 





Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.

Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...

Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте.

Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

"Царевна-Лебедь" - один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником. В ней нет безмятежности «Морской Царевны» - в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А.П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от змеи, коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью.

На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее прощальный, томный взгляд, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения. Необыкновенно красиво ее лицо: «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно - мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. «Царевна-лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее висела всегда у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю»:



 Дали слепы, дни безгневны,

Cомкнуты уста.

В непробудном сне царевны

Синева пуста.

Что мгновенные бессилья?

Время - легкий дым...

Мы опять расплещем крылья,

Cнова полетим!

И опять, в безумной смене

Рассекая твердь,

Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Аникина Наталья Владимировна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 239998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства