kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "День экономии в Кощеевом царстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международный День экономии – не достаточно популярный праздник в образовательной среде, поэтому готовых разработок для его проведения нет. Сценарий занятия «День экономии в Кощеевом царстве» является оригинальной авторской разработкой. В него включена разноплановая информация, дающая пищу для размышлений и практического вклада в дело сохранения  климата на планете, через простые и доступные приёмы экономии природных ресурсов в повседневной жизни людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка занятия "День экономии в Кощеевом царстве" »

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»





«Утверждаю» «Согласовано» «Рекомендовано»

Директор МУДО ДЭБЦ г.Черемхово Зам. по УМР М.О. протокол №__

_____________Матвеева В.В. ________Толстикова С.Н. «___»________________2015





Номинация: Педагогическая разработка по теме: «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»



Занятие «День экономии в Кощеевом царстве»



Автор:

Царегородцева

Светлана Васильевна,

педагог-организатор,

педагог доп. образования

МУДО ДЭБЦ г. Черемхово









2015

Введение

Международный День экономии – не достаточно популярный праздник в образовательной среде, поэтому готовых разработок для его проведения нет. Сценарий занятия «День экономии в Кощеевом царстве» является оригинальной авторской разработкой. В него включена разноплановая информация, дающая пищу для размышлений и практического вклада в дело сохранения климата на планете, через простые и доступные приёмы экономии природных ресурсов в повседневной жизни людей. Автор уверен, что современный школьник в равной степени должен уметь ориентироваться среди множества маркетинговых уловок сферы товаров и услуг, направленных на неоправданную трату денег, а так же чётко понимать значимость экономичного потребления природных ресурсов и соблюдать принципы природосбережения. Наша задача научить детей экологично экономить - без вреда своему бюджету, здоровью и природе.

Цель занятия: Формирование рационального и гуманного отношения к природопользованию, развитие экономического мышления и навыков практической экономии.

Продолжительность: 1 час 20 мин.

Аудитория: дети города, объединений ДЭБЦ в возрасте 11- 12 лет.


Методическое обеспечение: Занятие сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей информацию об основных этапах мероприятия; вычисления Кощеевых денег; виртуальный шопинг в супермаркет и его анализ; рекомендации по энергосбережению, экономии денежных средств и природных ресурсов; зарядку для глаз; интернет-подборку и мастер-класс «Вторая жизнь газеты». Для виртуального шопинга обучающиеся зарабатывают денежные банкноты Кощеева царства (кощейки и экономли). Для сказки-экспромт необходимы маски зверей

Итоги проведения занятия. Житейским премудростям учились ребята нашего Центра вместе с Кощеем на полезных переменках и спец. уроках: 1. «Экономия денежных средств», 2. «Экономия природных ресурсов» и 3. «Практическая экономия». В результате, к своему стыду, Кощей понял, что его иногда чрезмерная скупость и безответственная расточительность приносят вред не только ему самому, но и окружающей среде г. Черемхово и в целом, Земли. За такое открытие Кощей щедро отблагодарил школьников.

Отрадно, что после занятия обучающиеся сами не раз инициировали обсуждение фактов нерационального использования природных ресурсов и премудростей экономии. Выходит, для школьников эта тема интересна и актуальна. Значит, возможно, совсем скоро празднование Международного дня экономии станет популярным среди всех образовательных учреждений, и наша методическая разработка поможет кому-то сделать первые шаги в этом правильном направлении.





















Сценарий экологической познавательной программы «День экономии в Кощеевом царстве»

Ведущий. Добрый день, дорогие, друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах Кощеева царства-государства! Вы можете выразить свою радость в бурных аплодисментах!

Кощей. Важно проходит по залу, выключая всё подряд. Здрассссьте! Так, тихо! Не хлопайте в ладоши, экономьте силы. А чего музыка тут играет, свет горит, вода бежит, полы пачкаются, мыть тут потом, воду тратить, тряпки изнашивать?! Сплошное расточительство!

Ведущий. Вас послушать, Кощей Скупердяевич, так вообще ничегошеньки нельзя, даже дышать, а то воздух закончится.

Кощей. Издеваетесь, да?! А вы хоть знаете, какой праздник сегодня в моём царстве, а?

Ведущий. День жадности, Кощей Скупердяевич?

Кощей. Вот, что за люди, а?! Сколько повторять, не Скупердяевич я, а Экономович! И сегодня праздник как раз подходящий – Международный День экономии. Так что я в режиме экономии.

Ведущий. Да, да, знаем: «Царь Кощей над златом чахнет…», вам не привыкать.

Кощей. Завидуете? Да, я богатый!!!

Ведущий. Ага, только глаза голодные и одет так себе и трон не подходящий для Вашей царственной персоны. Мы же знаем, что вы так экономите, что во всём себе отказываете.

Кощей. То-то я и вижу, вы себе ни в чём не отказываете. Ишь, щёки наели!

Ведущий. Ну почему же не отказываем, отказываем, в излишествах разных, чтобы и на хлеб с маслом хватало и на одежду, и на развлечения, и на оплату коммунальных услуг. А вот вам, с вашим богатством стыдно должно быть долги по квартплате иметь.

Кощей. Ой, не верю я вам: тратите мани туда-сюда и долгов нет и не разорились?! Как это?

Ведущий. Мы экономим! Хотите, вас, Скупердяй Экономович, научим?

Кощей. Эконом Кощеевич, э, т.е. Кощей Экономович я! Ладно, давайте открывайте школу экономии, а то мне и впрямь есть хочется, да и холодно уже, пора шубку покупать. Давайте школу нескучную! А то я всё экономил на веселье, так и смеяться разучился.

Ведущий. Ну, хорошо, тогда начнём с весёлого экономного (неэлектрического) звонка на урок. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Первые три ряда, кричите по сигналу следующие три ряда «Эко!», следующие «Но!», «Мия!», а ряды слева «Дз!». Давайте попробуем по очереди по моему сигналу…. И вместе…

Игра «Звонок». 1-й урок «Экономия денежных средств».

Ведущий. Наш первый урок «Экономия денежных средств». Ребята, выручайте, без вашей помощи не обойтись, шепчет: нужно выманить у Кощея деньги. Не мне, а вам. Сейчас вы их будете зарабатывать. Деньги не обычные – экономли и кощейки.

Кощей. Вам деньги мои нужны?! Не дам!!!

Ведущий. Не жадничайте, на знаниях нельзя экономить.

Кощей. Ладно, продолжайте.

Ведущий. Познакомимся ближе с денежными банкнотами Кощея Экономовича.

1 экономль = 100 кощеек, 10 экономлей= 1000 кощеек. Ваша задача правильно просчитать, перевести кощейки в экономли, экономли в кощейки. Один правильный ответ стоит 1 вот такую или такую бумажку (показывает деньги Кощея). Итак, я задаю вопросы:

1) 150 кощеек = сколько экономлей? (1,5); 2) 25 экономлей = ? кощеек (2500);

3) 335 кощеек = ? экономлей (3,5); 4) 12 экономлей = ? кощеек (1200).

Правильные ответы поощряются экономлями и кощейками.

Ведущий. У вас теперь деньги есть, будем их разумно тратить. Отправляемся в супермаркет.

Нам надо купить: зелёный горошек, масло сливочное, спички и редиску. Итак, вот горошек. Возьмём с этой полочки? Почему? Акция? Ладно. Цена одинаковая. Какую банку берём?

Кощей. Побольше!!!

Ведущий. Ребята, вы тоже хотите купить эту большую банку? Хорошо. Давайте деньги! Шучу, на кассе рассчитаетесь. Итак, масло: по 142кощ. и по 139 кощ., какое возьмём? 139 –дешевле.

Ой, смотрите, кетчуп с подарком - чаем. Заманчиво! Возьмём? Берём. Спички. Все по одной цене. Какие берём? Какая разница - любые. Редиска стоила 23 кощ., стала 19 кощ. Подешевела, замечательно! Берём? Берём. Теперь давайте разбираться, сэкономили ли мы?

Горошек, оказывается, стоит не 89, а 140 кощ., потому что на ценнике цена за 0,5 литровую банку, а не литровую, а мы взяли литровую. Внимательно читайте ценники. И успеете ли вы съесть литр горошка до того, как он испортится? И если он испортится, то тогда вы не сэкономили и неоправданно затратили ресурсы сельского хозяйства.

- А масло вы выбрали дешевле, но оказалось, что в ценнике прописано название другого масла, а ваше стОит на самом деле дороже. Не 139 кощ., а 154 кощ. По невнимательности, мы могли бы приобрести и не натуральное масло.

- Кетчуп с подарком без ценника. На кассе выясняется, что стоит он 250 кощ. Открою вам секрет: вчера этот кетчуп стоил 150 кощ., а чай 100 кощ. (дороговато). Поэтому в стоимость кетчупа вошла стоимость «подарка». Вы ничего не сэкономили, а купили то, чего не планировали.

Вывод: не выбирай товар, не узнав цены. В Канаде, например, покупатель вправе потребовать любой товар за 1 цент, если на нём нет ценника. 1 цент = 32 коп.

- Спички. Все по одной цене, а количество спичек в коробке разное: в одной – 50,45,38 шт. мы взяли, не читая, коробок с меньшим количеством спичек. Сэкономили? Нет.

- Редиска. Стоила 23 кощ., стала 19 кощ. Сэкономили? Нет. Покупая некачественный просроченный товар, вы рискуете здоровьем.

Можете отравиться и потратить ещё много денег на лекарства.

Итак, подытожим наш поход в супермаркет. Мы не сэкономили, взяли то, что не планировали и то, что может привести к сбою в организме.

Напрашивается вывод: Заманчивая реклама может содержать скрытые условия акции. Читайте внимательно всё, что написано на ценнике мелким шрифтом.

Например, объявлена акция на телевизоры: приставка в подарок! Приставка о которой мечтали Вы, между прочим. Телевизор не очень-то и нужен, но ради подарка бежите и выбираете телевизор (подешевле!), а на кассе выясняется, что нужно было купить телевизор не за 20000, а за 40000 эк., только в этом случае Вам вручили бы приставку. Всё это было написано на объявлении, но мелким шрифтом.

На распродажах тратится больше. Пошёл за хлебом, набрал полный пакет. Вы хотите сохранить свои деньги, не приобретать товары в пластиковой таре, которую потом выбросите, захламляя Землю? Тогда откажитесь от того, что выбрали в супермаркете сегодня и впредь будьте внимательнее и экономнее.

И ещё совет, чтобы не переплачивать за воду, ставьте счётчики и экономьте воду.

Посмотрите на экран и отгадайте, какой пословице посвящён памятник? (Копейка рубль бережёт).

Кощей. Всё, устал смотреть на ценники, товары, деньги, аж глаза заболели.

Ведущий. Да, зрение надо экономить. Предлагаю физкультминутку для глаз. Следуйте глазами за предметами и следите, чтобы они совсем не разбежались. Ваши глаза, .

Игра - перемена «Зарядка для глаз»

Кощей. Глазам легче стало. Можно идти и тратить мои богатства со знанием дела.

Ведущий. Подожди, Кощей Экономович, нас ждёт следующий урок, но сначала пусть прозвенит весёлый звонок. Готовы?

«Весёлый звонок». Урок 2-й «Экономия природных ресурсов»

Кощей. А я к ним – природным ресурсам никакого отношения не имею!

Ведущий. Как это?! Водой пользуетесь? Свет включаете? Машинкой стиральной, посудомоечной машиной, которые делаются, между прочим, из природных ископаемых пользуетесь?

Кощей. Воду лью: открою кран и любуюсь, нервы успокаиваю. Перед сном секреты долголетия читаю, засну, а свет так до утра и горит. А вот всякой бытовой техникой не пользуюсь, экономлю!

Ведущий. То, что Вы воду и свет не бережёте, это ужасно, теперь понятно, почему у Вас такие долги огромные за Ваши царские апартаменты. Если бы вы и бытовой техникой пользовались, разорили бы весь наш Черемховоград. А ведь бытовая техника в хозяйстве как палочка выручалочка, главное правильно эксплуатировать её.

- Покупайте энергоэффективную бытовую технику. Она должна иметь соответствующую маркировку. Наиболее экономичные приборы имеют маркировку А, А+, А++. А вот старая техника, выпущенная 15-20 лет назад, потребляет вдвое больше электроэнергии, чем современная.
- Заряжать ноутбук и телефон надо тоже в экономном режиме. Глава компании Cadex Electronics И. Бушманн советует заряжать батарею до 80%, потом отключить, выждать, пока уровень заряда не снизится до 40% и снова включить. Этот приём позволит продлить жизнь вашей батареи до четырёх раз, а значит меньше тратить электроэнергии для зарядки ноутбука.
- Hi-Fi системы, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и некоторые другие приборы потребляют электроэнергию даже в «спящем» режиме. За год стоимость электроэнергии, используемой бытовыми приборами в «спящем» режиме, может достигать нескольких тысяч рублей! Экономьте, отключайте не использующиеся приборы из розетки.
- Компактные энергосберегающие лампы потребляют в 3-5 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания.
- Не оставляйте зарядные устройства подключенными к розетке. Они потребляют электроэнергию, даже когда не используются по назначению, зарядное устройство, подключенное к розетке, нагревается и даёт сильнейшее излучение, чем при зарядке телефона.

Соблюдайте эти правила и тогда ни себя, ни планету нашу не разорите!

Кощей. Ха, а планете-то что сделается?

Ведущий. Ресурсы Земли уже на грани истощения. Ученые опасаются, что планета не сумеет прокормить и обеспечить всех землян, что приведет к кровопролитным войнам не только за сырье и воду, но и за продовольствие. Только задумайтесь, что за последние 200 лет площадь лесов на земле сократилась примерно вдвое. В то же время объем потребления людьми природных ресурсов ежегодно увеличивается на 5%. Вот вы, чтобы согреться, что делаете?

Кощей. Я так люблю: зимой окна открою, печку раскочегарю и хожу, чихаю себе на здоровье.

Ведущий. А чем печку топите? Углём, дровами и бумагой? (Да!) Это и есть природные ресурсы, а вы ими улицу греете - окна не закрываете. Не экономите Вы лес и наше черемховское золото - уголь! И дым от печи загрязняет воздух.

Кощей. А я буду меньше топить, скоро шубу себе куплю натуральную, буду в ней дома ходить, зимой с горок кататься, чтобы не рассыпаться, летом на ней буду загорать, чтобы мягко было.

Ведущий. Лучше и не продолжайте, Кощей Живодёрович, Вам зверюшек-то пушных не жалко? С такой не бережливостью вам придётся каждый год покупать шубу, тратить деньги, но главное, наносить вред пушным зверям, сокращая их популяцию. А вы знаете, сколько для одной шубы требуется норок или лисиц? Ребята, как думаете? Кто готов сразиться, выходите на сцену. Вот кто правильно сейчас скажет, тому целый экономль. Выскажите ваши предположения (ответ: примерно 36-65 норок или 10-24 лисицы). Убивать столько зверьков ради шубы – подстилки для сна и катания… - это не гуманно!!! Дети остаются на сцене!!!

Кощей. Мне-то что до всего? Мне никого и ничего не жалко. Главное, что я бессмертный! Я буду один царствовать, властвовать!

Ведущий. Где?

Кощей. На Земле!

Ведущий. Так Земля-то тоже исчезнет, если не беречь всё живое на ней, все её природные богатства: леса, воду, природные ископаемые, растения и животных.

Кощей. Можно подумать, я один всю планету разорю.

Ведущий. Нет, но примете в этом активное участие.

Ведущий. Чтобы Вам было понятнее, зачем, например, лес беречь надо, мы с ребятами сейчас вам растолкуем – сказку покажем. Объявляем сказочную перемену. Только роли распределим: деревья – лес, звери и ветер (на сцену приглашаются ещё 6 ребят, всего 8 чел.).

Сказочная перемена (авторская сказка-экспромт «Как Кощей лес губил»)

Подчёркиванием выделены персонажи и соответствующие им действия

Ведущий. В Кощеевом царстве-государстве был прекрасный волшебный лес, он любил громко шелестеть листвой, качая ветками. Жили в нём зверюшки разные: Зайчик – попрыгайчик, Лисичка-хитричка, Волчок – пухлый бочок, Белка-прострелка. Всё бы было хорошо, да повадился Кощей в лес за дровами шастать. Раз пришёл, срубил самое молоденькое стройное Деревце (Кощей замахивается топором: «Хрясь!»). Деревце жалобно и пискляво скрипнуло: «Скрип!» Изломал его Кощей об коленку (Хрясь!), сгрёб в охапку и уволок. Звери деревце оплакивают, больше всех Зайчик-попрыгайчик рыдает, а остальные звери его успокаивают, гладят, на лапках качают, убаюкивают. Только Зайчик уснул, захрапел, как вдруг раздались страшные звуки, это Кощей второе Дерево рубить начал, чтобы фабрику открыть бумагоделательную. Как ударил он топором по дереву Кощей громко: «Хрясь!». Дерево жалобно скрипнуло: «Скрип!». Второй раз рубанул: «Хрясь!». Дерево ещё жалобнее скрипнуло «Скрип!!!» Лисичка-хитричка в обморок упала прямо на Зайчика-попрыгайчика. И тут рухнуло дерево прямо на волчью лапу. Волк завыл, а Кощей взвалил дерево и уволок. Звери рыдают, особенно Лисичка-хитричка, которая под этим деревом запасы хранила, кладовка у неё тут была, Кощей её ограбил втихомолку. А тем временем Кощей снова в лес пожаловал с пилой, чтобы дерево спилить, да за границу переправить. Увидели его звери, и предложила Лисичка-хитричка обороняться. Забралась на последнее - самое крепкое и старое дерево (ему лет 500!), да не Лиса, а Белка-прострелка забралась на дерево и стала в Кощея шишками кидаться. Попала прямо ему в лоб, так, что лесоруб наш от дерева отлетел на открытое пространство, а тут Ветер резко подул, сильно так, долго и унесло Кощея восвояси.

А звери стали жить-поживать, да с экологами дружить, те им лес восстановили и Кощея к этому приобщили, так что он теперь сам стал главным защитником природы.

Вот и сказочке конец, а кто слушал, громко хлопает артистам!

Кощей. Весёлая сказка получилась. Только мне не понравилось, что меня ветром сдуло. С чего это вдруг в лесу и ветер?

Ведущий. А Вы у ребят спросите: к чему приводит вырубка леса? Дети отвечают.

Кощей. Выходит, я по заслугам получил?! А как бумагу производить, чтобы деревья не вырубать?

Ведущий. Надо её вторично использовать и перерабатывать. Пора звонить на 3-й урок. Весёлый звонок. 3-й урок «Практическая экономия»

Ведущий. Ребята, у меня в руках газета. Как думаете, что можно сделать, чтобы она ещё послужила для дела? Сдать на макулатуру? Посмотрите, какие идеи предлагает нам интернет (слайды). А сейчас я предлагаю нам с вами тоже сделать из старой газеты полезную вещь. Как говорится, готовь сани летом, телегу – зимой. Чтобы летом голову не напекло, сделаем пилотку.

Мастер-класс «Пилотка из газеты»

Финал.

Кощей. Да, понравилась мне школа экономии! А вам, ребята? Напомните мне, пожалуйста, что и как надо экономить, чтобы я теперь смог жить ни глупо, ни скупо, а экономно! Дети отвечают.

Ведущий. Ребята всё прекрасно усвоили. Остаётся только дополнить, чем грозит нам изменение климата, связанное с пагубным влиянием человека на природу. Итак, глобальное повышение температуры на Земле приводит к таянию ледников, повышению уровня воды в океане, к учащению природных катаклизмов и может стать причиной глобального продовольственного кризиса. Так что в отношениях Человек – Природа мелочей не бывает, от каждого из нас зависит будущее нашей планеты. Вот Вы, Кощей Экономович, передумали шубу на катке портить?

Кощей. На старом линолеуме кататься буду, не на шубе и тепло в хоромах своих беречь буду, и техники энергоэффективной наберу.

Ведущий. Правильно. И компьютер купите, чтобы на экологическом портале http: //gisse.ru энергосбережению учиться. А в нашей школе экономии объявляются эконом - каникулы. Мы с Кощеем Экономовичем прощаемся с вами. Надеюсь, все мы будем теперь ещё экономнее. Главное, не экономьте на добре! Пусть прозвенит наш неэлектрический весёлый звонок с нескупыми аплодисментами, три-четыре! Весёлый звонок.

Ведущий. А мы пока обменяем кощейки и экономли на конфеты. Вот и всё, всем спасибо! Всего доброго и до новых встреч!

Литература


  1. Лесные ресурсы мира [Электронный ресурс]. – http://www.yaklass.ru;

  2. Масько Л.Г. Электронная физминутка "Звездочет" [Электронный ресурс]. – http://pedsovet.su
  3. Международный день экономии [Электронный ресурс]. – http://www.calend.ru;
  4. Спасём климат не выходя из дома [Электронный ресурс]. – http://www.greenpeace.org;
  5. Энергосбережение детям [Электронный ресурс]. – http: //gisse.ru;

  6. Энергосбережение: Начни с себя! Изд. 2-е, доп. – Иркутск: ИРОО «Байкальская Экологическая волна», 2005. – 32 с.

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
методическая разработка занятия "День экономии в Кощеевом царстве"

Автор: Царегородцева Светлана Васильевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства