Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Организаци онный момент | -Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Рад приветствовать всех на очередном шахматном занятии. Желаю всем доброго дня и интересного занятия (слайд 1) | Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. | |
Актуализация знаний | -На свете есть забавная волшебная игра. В нее с утра до вечера играет детвора. Там мчатся кони резвые, трубят поход слоны. И клетки черно-белые чудес и тайн полны…. Что же это за волшебная страна? Верно! Эта чудесная страна вам известна с детства, Называется она шахмат королевство. А теперь отгадайте загадки этой шахматной страны: Интерактивные загадки (слайды 2-7) : Быть особо защищенным - у него такая роль, это правило резонно, потому что он - ...(король) Обитает он в саванне, и не так огромен он, но такое же названье у фигуры этой ...(слон) Это правило известно, короля нам есть нельзя, но свободно можешь есть ты вместо этого ...(ферзя) Это есть не пораженье, не фиаско, и не крах, а всего лишь нападенье - королю объявлен ...(шах) Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь - будет лучший результат, если ты поставишь …(мат) Он не цокает, конечно, но легко перешагнём через ряд фигур и пешек этим шахматным ...(конем) | Отгадывают интерактивные загадки , находят ответ из предложенных вариантов и переносят в нужное место на интерактивной доске | |
Определение темы занятия | - Ребята, о какой же шахматной фигуре сегодня мы будем говорить? Верно, сегодня на занятии мы поведем речь о самой, пожалуй, загадочной интересной и хитрой шахматной фигуре - коне и прямо сейчас чтобы лучше с ней познакомиться, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь» - серия «ход конем!». Будьте, пожалуйста внимательны : ваша задача понять – как ходит конь? После просмотра видеоролика – обсуждение с детьми того, что они увидели и запомнили по теме занятия. | Диалог учащихся с учителем, активное слушание , просмотр, анализ и обсуждение отрывка из мультфильма. Дети должны сами открыть новое знание | |
IV. Объяснение нового материала | - Итак, фигура эта (показывает большую фигуру шахматного коня) не проста, Грива есть, но нет хвоста, Ход похож на уголок – 2 клетки прямо, клетка вбок! Объяснение учителем на интерактивной доске место коня на шахматной доске, хода коня, правил взятия конем фигур. (слайд 8) | Учащиеся слушают учителя и работают параллельно на шахматных досках в парах. | |
V. Динамическая пауза | А сейчас объявляется физкультминутка. Пожалуйста, встаньте! Представьте себя шахматной фигурой конь! Сейчас мы узнаем , кто лучше всех запомнил как ходит конь. Повторяйте движения коня на шахматной доске! Приготовились! Вперед! (муз сопровождение-«Песенка про моего любимого КОНЯ» (слайд 9) | Выполняют физические упражнения, повторяя под руководством учителя движения коня на интерактивной доске. | |
VI. Закрепление нового материала | А сейчас, ребята, конь предлагает вам немного поиграть. (слайды 10-13) Итак, игра 1 «Один в поле воин!» Ходит только белый конь, черные фигуры неподвижны – заколдованы. Побей белым конем все черные фигуры, беря каждым ходом по одной фигуре. Игра 2 «Кратчайший путь» Помоги белому коню быстрее добраться до поля, помеченного крестиком Игра 3 «Лабиринт» Переберись белым конем на поле, помеченное крестиком, не становясь на «минные поля» (кружочки) Игра 4 «Сними часовых!» Доберись белой фигурой до черных фигур и побей их, избегая полей, атакованных черными фигурами | Решают шахматные интерактивные задачи сначала на персональных шахматных досках (задачи также имеются у детей на столах – раздаточный материал), а затем показывают решение на интерактивной доске с последующим обсуждением. |
|
VII. Рефлексия. | -Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым! Подведем итоги того, что же мы нового узнали на занятии. Откройте нужные слова! (Слайд 14) Быстро скачут наши кони Понеслись они в погоню! Прыгают кони умело. И поле меняют смело. Знает маленький игрок Буквой «Г» у них скачок! | Выполняют все вместе интерактивное упражнение, открывая верные слова | |
VIII. Самоанализ проделанной работы. Подведение итогов занятия. | -Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено! Если вы сегодня все хорошо запомнили про шахматную фигуру конь и научились решать задачки, поставьте, пожалуйста, на шахматную доску белого коня, а если не очень хорошо что то поняли – черного! Спасибо! -Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши. - Эти аплодисменты в вашу честь, ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Всего вам доброго! (слайд 15) | Анализируют и оценивают свою работу на занятии и расставляют фигуры на интерактивной доске | |