kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка шахматного занятия "Знакомство с шахматной фигурой конь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с применением интерактивной доски

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой конь»

Время проведения: 45 минут

Тип занятия: урок введения нового знания

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийное сопровождение в среде «Smart Notebook», шахматные доски с фигурами, раздаточный материал

Цели урока:

  1. Повторить основные шахматные понятия; познакомить с шахматной фигурой конь,  местом коня в начальном положении, ходами коня, правилами  взятия конем фигур.
  2. Развивать память, логическое мышление, способность решать шахматные задачи, ориентироваться на плоскости.
  3. Воспитывать интерес к игре в шахматы, внимательность, усидчивость,  самостоятельность, воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка шахматного занятия "Знакомство с шахматной фигурой конь"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новинская средняя общеобразовательная школа





Методическая разработка

шахматного занятия

с применением интерактивной доски

1 класс

Тема «Знакомство с шахматной фигурой конь»





Автор: Сазанов Николай Николаевич

учитель физической культуры


Руководитель:

Вострякова Елена Александровна









Богородский район

2014 год

Занятие с применением интерактивной доски

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой конь»


Время проведения: 45 минут

Тип занятия: урок введения нового знания

Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийное сопровождение в среде «Smart Notebook» , шахматные доски с фигурами, раздаточный материал

Цели урока:

  1. Повторить основные шахматные понятия; познакомить с шахматной фигурой конь, местом коня в начальном положении, ходами коня, правилами взятия конем фигур.

  2. Развивать память, логическое мышление, способность решать шахматные задачи, ориентироваться на плоскости.

  3. Воспитывать интерес к игре в шахматы, внимательность, усидчивость, самостоятельность, воображение.

Целесообразность использования интерактивной доски на занятии:

  1. недостаточное количество иллюстрационного материала;

  2. развитие наглядно-образного мышления, повышение эффективности усвоения учебного материала за счет повышения уровня наглядности;

  3. интенсификация учебного процесса за счёт уменьшения времени подачи материала и увеличения времени на тренировку в его употреблении;

  4. развитие понятийного мышления за счёт необходимости обобщать и систематизировать изучаемый материал;

  5. повышение мотивации к занятию шахматами;

















Организационная структура урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

  1. Организаци

онный момент


-Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!


Рад приветствовать всех на очередном шахматном занятии.


Желаю всем доброго дня и интересного занятия (слайд 1)


Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.


  1. Актуализация знаний


-На свете есть забавная волшебная игра.

В нее с утра до вечера играет детвора.

Там мчатся кони резвые, трубят поход слоны.

И клетки черно-белые чудес и тайн полны….

Что же это за волшебная страна?

Верно!

Эта чудесная страна вам известна с детства,

Называется она шахмат королевство.


А теперь отгадайте загадки этой шахматной страны:

Интерактивные загадки (слайды 2-7) :

  1. Быть особо защищенным - у него такая роль, это правило резонно, потому что он - ...(король)

  2. Обитает он в саванне, и не так огромен он, но такое же названье у фигуры этой ...(слон)

  3. Это правило известно, короля нам есть нельзя, но свободно можешь есть ты вместо этого ...(ферзя)

  4. Это есть не пораженье, не фиаско, и не крах, а всего лишь нападенье - королю объявлен ...(шах)

  5. Если в шахматы играешь, то, конечно, это знаешь - будет лучший результат, если ты поставишь …(мат)

  6. Он не цокает, конечно, но легко перешагнём через ряд фигур и пешек этим шахматным ...(конем)

Отгадывают интерактивные загадки , находят ответ из предложенных вариантов и переносят в нужное место на интерактивной доске

























  1. Определение темы занятия



- Ребята, о какой же шахматной фигуре сегодня мы будем говорить?

Верно, сегодня на занятии мы поведем речь о самой, пожалуй, загадочной интересной и хитрой шахматной фигуре - коне и прямо сейчас чтобы лучше с ней познакомиться, я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь» - серия «ход конем!». Будьте, пожалуйста внимательны : ваша задача понять – как ходит конь?

После просмотра видеоролика – обсуждение с детьми того, что они увидели и запомнили по теме занятия.

Диалог учащихся с учителем, активное слушание , просмотр, анализ и обсуждение отрывка из мультфильма.

Дети должны сами открыть новое знание



IV. Объяснение нового материала

- Итак, фигура эта (показывает большую фигуру шахматного коня) не проста,

Грива есть, но нет хвоста,

Ход похож на уголок –

2 клетки прямо, клетка вбок!


Объяснение учителем на интерактивной доске место коня на шахматной доске, хода коня, правил взятия конем фигур.

(слайд 8)

Учащиеся слушают учителя и работают параллельно на шахматных досках в парах.


V. Динамическая пауза


А сейчас объявляется физкультминутка.

Пожалуйста, встаньте!

Представьте себя шахматной фигурой конь! Сейчас мы узнаем , кто лучше всех запомнил как ходит конь.

Повторяйте движения коня на шахматной доске!

Приготовились! Вперед!


(муз сопровождение-«Песенка про моего любимого КОНЯ» (слайд 9)


Выполняют физические упражнения, повторяя под руководством учителя движения коня на интерактивной доске.


VI. Закрепление нового материала

А сейчас, ребята, конь предлагает вам немного поиграть. (слайды 10-13)


Итак, игра 1 «Один в поле воин!»

Ходит только белый конь, черные фигуры неподвижны – заколдованы. Побей белым конем все черные фигуры, беря каждым ходом по одной фигуре.





Игра 2 «Кратчайший путь»

Помоги белому коню быстрее добраться до поля, помеченного крестиком




Игра 3 «Лабиринт»

Переберись белым конем на поле, помеченное крестиком, не становясь на «минные поля» (кружочки)



Игра 4 «Сними часовых!»

Доберись белой фигурой до черных фигур и побей их, избегая полей, атакованных черными фигурами




Решают шахматные интерактивные задачи сначала на персональных шахматных досках (задачи также имеются у детей на столах – раздаточный материал), а затем показывают решение на интерактивной доске с последующим обсуждением.












VII. Рефлексия.

-Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым!

Подведем итоги того, что же мы нового узнали на занятии.

Откройте нужные слова! (Слайд 14)

Быстро скачут наши кони

Понеслись они в погоню!

Прыгают кони умело.

И поле меняют смело.

Знает маленький игрок

Буквой «Г» у них скачок!

Выполняют все вместе интерактивное упражнение, открывая верные слова


VIII. Самоанализ проделанной работы.

Подведение итогов занятия.

-Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено!

Если вы сегодня все хорошо запомнили про шахматную фигуру конь и научились решать задачки, поставьте, пожалуйста, на шахматную доску белого коня, а если не очень хорошо что то поняли – черного! Спасибо!

-Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши.

- Эти аплодисменты в вашу честь, ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Всего вам доброго! (слайд 15)

Анализируют и оценивают свою работу на занятии и расставляют фигуры на интерактивной доске







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка шахматного занятия "Знакомство с шахматной фигурой конь"

Автор: Сазанов Николай Николаевич

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278179


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства