kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия по шахматам "В стране шахматных чудес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мудрец: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.  Сегодня мы побываем  «В нашем шахматном королевстве», вспомним, кто в нем обитает, повторим шахматный язык – нотацию.  Я сегодня исполню роль мудреца и проводника в шахматном королевстве. Закройте глаза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по шахматам "В стране шахматных чудес"»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ - «В СТРАНЕ ШАХМАТНЫХ ЧУДЕС»



Цели: формирование творчески мыслящей личности; развитие умственной культуры детей; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, общение со сверстниками.

Форма мероприятия: открытое занятие

Оборудование: шахматная доска, комплекты шахмат, шахматные часы.

Специальная подготовка: подготовка стихов, загадок, атрибутов, шахматные фигуры.

Возраст участников: 7 - 9 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

/Входит педагог в костюме Мудреца/

Мудрец: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы побываем «В нашем шахматном королевстве», вспомним, кто в нем обитает, повторим шахматный язык – нотацию. Я сегодня исполню роль мудреца и проводника в шахматном королевстве. Закройте глаза. (Дети закрывают глаза, педагог открывает макеты шахмат, картинка на экране). (Звучит лирическая музыка. ) На экране

Дети читают стихи:

1.Это чудо из чудес Нам известно с детства, Ждет ребят, как дар с небес-шахмат королевство.

2. Там и нынче, словно встарь, на высоком троне, восседает грозный царь в шахматной короне.

3. Там, отважны и сильны, пешки храбро бьются, там и кони, и слоны доблестно дерутся.

4. Ферзь с ладьей – на страх врагам – поспевают всюду. Кем, не скажете ли нам, выдумано чудо?

5. Черно-белые поля и фигур сраженье. Ждет победа короля или пораженье?

6. Но нет ни крови здесь, ни боли, на деревянном этом поле. Коль безнадежно положенье, король признает пораженье.

7. Чтоб увести от страшной бездны фигур отважных строй железный, здесь очень полководец нужен, который с шахматами дружен!

Мудрец: Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад….

Вся в квадратах – белых, черных – деревянная доска,

А ряды фигур точеных – деревянные войска.

Люди их передвигают, коротают вечера,

Люди в шахматы играют - гениальная игра!

Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки, в черно-белый этот край.

Мудрец: Ребята, я предлагаю вам отгадать две несложные шахматные загадки, за правильные ответы вы получите фишки, а тот, кто к концу нашего занятия заработает больше всего фишек, получит приз! Итак, загадки!

1. Маленькая, удаленькая, все поле прошла и фигуру нашла. (Пешка).

2. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка).Правильно - это пешка. (На экране – пешка)

Восемь пешек встали в ряд – дружный пешечный отряд.

Нужно центр захватить, путь фигурам уступить.

«Короля мы охраняем и назад не отступаем.

Ходим только мы вперед! Рубим вправо, влево – в бок».

Ребята, расставьте пешки на доске./Дети расставляют пешки/

Пешка – маленький солдат, лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперед.

Всю доску пройти должна пешка до конца –

Превратится там она в генерала, не в бойца.

Мудрец: Может ли пешка ходить назад? (нет). Правильно. А вот следующая загадка. Стою на самом краю, пусть откроют – пойду, только прямо хожу, как зовут, не скажу. (Ладья).

Поставьте ладьи на шахматную доску.

Вспомните, что такое нотация . /Дети отвечают- нотация – это система условных обозначений, применяемая для записи шахматных партий или положения фигур на шахматной доске/.

Скажите мне адрес поля, на которых стоит правая белая ладья, левая черная ладья? По полям, какого цвета ходит ладья? (черного и белого цвета)

(На протяжении всего занятия большие шахматные фигуры выставляются в ряд, у доски и на шахматных досках детей).

Физкультминутка – шахматная игра./Дети показывают ходы фигур, водящий отгадывает фигуру/

Мудрец: Слышите, топот копыт раздается.

Не живет в зверинце, не берет гостинцы, по косой он ходит, хоботом он водит. (Слон). А какие бывают слоны, вам подскажет загадка.

Два братца в одной армии служа , а встретиться не могут.(Чернопольные и белопольные слоны). /Дети ставят слонов./

Мудрец: А вот и следующая фигура. Прыгает, подковы звяк! Необычаен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг. И подковы у лошадки необычны и смешны: притаится, словно в прятки и скакнет из-за спины.

Вопрос: Может ли Конь перепрыгивать через фигуры своего цвета и фигуры противника? (Да) . (Дети ставят коней, у доски – макеты. (Педагог предлагает детям назвать адрес поля у себя на доске).

Мудрец: Пора появиться главной фигуре.(Включается музыка - вальс). (Дети ставят короля и называют адрес поля). Будь начеку, королевская рать – должна Короля она оберегать,

Ведь если б Король беззащитный погиб,

Фигуры борьбу продолжить не смогли б!

Запомни, Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей.

Мудрец:

Вопрос: Можно ли срубить Короля? (Нет).

На поле еще кого-то не хватает.(Ферзя). Правильно.

Шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон – и прямо, и наискосок. Направо, налево, вперед и назад, а бьёт и вдаль и в упор. И, кажется, будто мир тесноват, доски черно-белый простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали

– Ты больше вниманья ему удели!(Дети ставят Ферзя на свое место и макет у доски, называют адрес поля).

Вопрос: А может ли эта сильная фигура, из своей начальной позиции сделать первый ход? (Нет).

Фигуры построились, «готовы к игре».

Итак, белый отряд, черный отряд – друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном, точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде, ты сам погляди – оба угла занимают Ладьи.

Рядом с Ладьями Кони видны, рядом с Конями встали Слоны.

А посередине Ферзь и Король выполняют самую важную роль. А пред всеми: Ладьей и Конем, перед Слоном, Королем и Ферзем

Пешки-малышки встали стеной, им начинать этот сказочный бой!



А сейчас я предлагаю вам выполнить задание. (Дети выполняют )

Итог занятия.(Дети считают фишки, получают награды – шоколадные медальки).

Мудрец. Ну вот, ребята, нам пора прощаться. Вам понравилось наше путешествие? (Да). А где вы побывали? (В шахматной стране). А еще, что повторили? (Шахматный язык – нотацию). Я прощаюсь с вами и желаю вам удачи и побед на шахматной доске.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия по шахматам "В стране шахматных чудес"

Автор: Федченко Светлана Александровна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства