Ликвидация аварийных разливов нефти нефтепродуктов на подводном переходе
Ликвидация аварийных разливов нефти нефтепродуктов на подводном переходе
работа предназначенна для учащихся колледжей специальности "Сооружение и эксплуатация газонефтяных и заправочных станций". Цель работы: рассказать учащимся о специфики влияния трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов на окружающую среду; ознакомить с основными средствами локализации, ликвидации и утилизации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ликвидация аварийных разливов нефти нефтепродуктов на подводном переходе »
Министерство науки и образования Республики Казахстан
Петропавловский колледж железнодорожного транспорта
Методическая разработка теоретического занятия
по дисциплине: «Сооружение и капитальный ремонт газонефтепроводов»
на тему: «Ликвидация аварийных разливов нефти нефтепродуктов на подводном переходе»
Выполнила: Айтимбетова М.А.
г. Петропавловск, 2014
Тема: Ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на подводном переходе
Цель: Раскрыть основные понятия новой темы. Изучение нового материала с
использованием компьютерных технологий
Задачи:
1. Образовательная: рассказать учащимся о специфики влияния трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; ознакомить с основными средствами локализации, ликвидации и утилизации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
2. Развивающая: обобщить изученный материал при помощи компьютерных технологий
3. Воспитательная: обобщить знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Сооружение и капитальный ремонт газонефтепроводов»
Оборудование:
1. мультимедийная установка
2. познавательный видеоролик «Методы Ликвидации аварий на подводном
переходе»
3. тестовый материал по предыдущей теме
Ключевые понятия: авария, боновые заграждения, нефтесборщики « Спрут 1» и
« Спрут 2» , установки для утилизации «Форсаж»
Ход занятия:
1. Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих, проверка
готовности аудитории к занятию, сообщение темы и хода занятий)
2. Проверка домашнего задания.
3. Изложение нового материала
Учащимся выдаются тестовые задания на установление правильной последовательности по теме «Ремонт магистральных трубопроводов».
Вариант 1:
1. При всех технологических схемах проведения ремонтов существуют общие
положения:
1) получение исполнителем разрешения производить работы ___
2) сдача трассы заказчиком производителю по акту в присутствии
владельцев близлежащих коммуникаций ___
3) определение дефектного участка, положение трубопровода, установка
вешек и т. д. ___
4) вскрытие трубопровода и снятие верхнего слоя почвы ___
2. Технологические операции при выполнении выборочного ремонта без
замены элементов трубопровода:
1) присыпка грунта под трубопровод и засыпка траншеи ___
2) разработка грунта под трубопроводом и соединительными деталями ___
3) визуальный осмотр и замер геометрических параметров сварных швов ___
3.Земляные работы, выполняемые при укладке трубопровода в специально
построенные туннели (в горах), осуществляются механизированным
способом и включают в себя:
1) рекультивация плодородного слоя ___
2) устройство полок для размещения ремонтной техники ___
3) снятие плодородного слоя почвы ___
4) засыпка траншеи ___
5) устройство временных дорог и подъездов ___
6) вскрытие траншеи по трассе трубопровода ___
4. Технология изоляционных работ включает в себя следующие основные
операции:
1) очистка поверхности ___
2) подготовка изоляционных материалов ___
3) просушка и подогрев поверхности ___
4) контроль качества покрытия ___
5) нанесение грунтовки и покрытия ___
Группа делится на 2 команды для рассмотрения ситуации: На подводном переходе через реку Ай произошла авария и разлив дизельного топлива. Разлив длился в течении 8 часов. В результате этого на поверхность вытекло около 7 тонн продукта. Пострадала флора и фауна.
Вопрос командам: каковы ваши действия?
Ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на подводном переходе
Специфика влияния трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов на окружающую среду заключается в том, что в случае отказа линейной части трубопровода вредному воздействию в той или иной мере подвергаются практически все компоненты окружающей среды. Так, при растекании нефти или нефтепродукта по дневной поверхности в результате аварии на нефтепродуктопроводе загрязняется почвенно-растительный комплекс, при этом растительный покров уничтожается, что может привести к смене пастбищ животными или путей их миграции. Характер и степень воздействия нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс определяются объемом ингредиента и его свойствами, видовым составом растительного покрова, временем года и другими факторами. Самовозгорание или сжигание разлившейся нефти (нефтепродукта) с целью удаления их с поверхности земли загрязняет приземный слой атмосферы.
Аварии на магистральных нефтепродуктопроводах с выливом (разливом) нефтепродукта происходят в результате образования на трубопроводе свищей, трещин, разрывов стенок трубы, повреждения запорной арматуры и фланцевых соединений.
Свищи могут образовываться в результате внешней и внутренней коррозии стенок труб. Внешние свищи появляются при повреждении пассивной защиты (изоляция трубопровода) и нарушения режима работы катодной защиты. Свищи от воздействия внутренней коррозии образуются в стенке трубы при недостаточной очистке транспортируемого нефтепродукта и образования отстоя подтоварной воды.
Плавучая нефтяная пленка может захватывать громадные пространства. Установлено, что одна капля дизельного топлива образует на поверхности водоема пятно площадью 0,25 м2, а одна тонна дизельного топлива покрывает площадь около 500 га поверхности водоема. Собрать или уничтожить нефть (нефтепродукт), разлитую по поверхности воды, весьма трудно, и инженерная мысль пока безуспешно ищет радикальные средства борьбы с этим бедствием.
Аварийная ситуация, угроза загрязнения водоема, атмосферы и грунта, большие трудности и объемы выполнения работ по ликвидации АРН и нефтепродукта могут привести к замешательству и трудностям в организации работ. Поэтому очень важно разделить территории и функции на мелкие и легкоуправляемые участки и зоны, распределить по ним рабочие силы (группы) и технические средства, организовать проведение тренировок и учений. Учения и тренировки рекомендуется проводить не реже одного раза в год поочередно в летний и зимний периоды года.
Мероприятия по сокращению выхода нефтепродукта из подводного перехода магистрального нефтепродуктопровода
Остановить перекачку нефтепродукта по МНПП.
Закрыть задвижки до и после подводного перехода.
Без огневым методом врезать патрубки с задвижками Ду = 100 мм в перекрытый трубопровод с обоих берегов.
Подключить насосы к патрубкам и вести откачку нефтепродукта из аварийного участка МНПП. Откачку нефтепродукта вести до прекращения выхода нефтепродукта на поверхность водоема в месте повреждения.
Приступить к поиску места повреждения трубы и вскрытию.
Откачку нефтепродукта и воды вести в передвижные емкости, отводы к нефтебазе или во временно сооруженные котлованы.
В случае истечения нефтепродукта через свищ небольшого сечения рекомендуется освободить трубопровод от нефтепродукта путем вытеснения его водой.
В комплекс работ по локализации АРН входят:
- локализация пятна нефтепродукта на акватории с целью его последующего сбора;
- защита береговых сооружений от загрязнения нефтепродуктом, пляжей, заповедных зон, водозаборов, рыбоводных сооружений и других объектов.
Доставку заграждений к месту применения целесообразно осуществлять судами или автотранспортом.
Установка заграждений должна проводиться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
Угол постановки существенно изменяется при изменении длины и зависит от конструктивных возможностей конкретной марки бонового заграждения.
Последовательность выполнения операции по постановке БЗ на акватории:
Буксировка БЗ осуществляется мотозавозней (или другим судном) вблизи берега, заводка троса определенной длины (30 м) конца БЗ крепится к береговому якорю, в разрыв между нижней кромкой БЗ и берегом заводится нефтесборщик с двумя направляющими секциями БЗ («усами»), концы которых закрепляются за береговой якорь и за нижнюю кромку БЗ.
Подача троса на берег производится с помощью лодки или работник входит в воду и вручную переносит трос и крепит к якорю.
Постановка БЗ на акваториях со слабым течением (менее 0,2 м/с) производится в зависимости от силы и направления ветра, а также от направления распространения АРН.
В случаях ширины реки не более 200 м БЗ раскрепляется между берегами. Нефтесборщик заводится и крепится в разрыв между БЗ и берегом или в разрыв двух линий БЗ, закрепленных противоположными концами за берега.
Нефтесборщики приводятся в действие масляной станцией установленной на берегу.
Через специальные шланги отходящие от нефтесборщика собранная нефть поступает в емкости. Эти емкости применяются в процессе проведения работ по оперативной локализации и ликвидации аварийных утечек нефти, нефтепродуктов и т.п.; в процессе проведения плановых ремонтных работ нефтяного оборудования и т.п.
Перед эксплуатацией емкости "ВХН-100К" необходимо осмотреть ее на предмет внешних повреждений. Особое внимание при этом следует обратить на целостность вкладыша и тросов, на исправность замковых соединений и наличие скоб. Только в случае, если соблюдены все эти условия, емкость может быть допущена к эксплуатации.
Устройства "Спрут-1" и "Спрут-2" предназначены для сбора нефти и нефтепродуктов с водной поверхности в безледный период.
Установка «Форсаж» предназначена для утилизации методом сжигания нефтепродуктосодержащих отходов, образующихся на предприятиях ТЭК, таких как :
- отработанные фильтры;
- промасленная ветошь;
- промасленные опилки;
- бумажные изделия.
Установка по утилизации отходов «Форсаж» может успешно применяться как при плановой периодической утилизации отходов, так и в процессе ликвидации последствий различных аварийных ситуаций, например при ликвидации последствий аварийной утечки дизельного топлива, когда образуется большое количество отходов.