Вышивка лентами — один из древнейших видов рукоделия. До нас дошли работы, возраст которых составляет более двух с половиной тысяч лет. Ручная вышивка лентами украшала наряды при дворе в самых разных странах. В России расцвет этой техники пришелся на вторую половину девятнадцатого века. Это один из красивых и невероятных видов рукоделия. Из тоненьких ленточек можно создать безумно красивые цветы и узоры. Как и в каждом виде рукоделия в вышивке с лентами есть свои секреты и хитрости, но как в любом деле все приходит с опытом.
Занятия вышивкой вызывает у обучающихся большой интерес. Они направлены на воспитание художественной культуры и развитию эстетического вкуса. Такой вид рукоделия требует от обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога постоянного наблюдения за обучающимися и практической помощи каждому.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной краткосрочной общеразвивающей программы.
- направленность (профиль) программы - художественная, так как работа ведется с текстильными материалами.
- актуальность программы состоит в том, что изучив технику вышивки, обучающиеся смогут создать своими руками красивые вещи. У ребят появится возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик. С помощью оригинального объемного рисунка можно объединить в единый ансамбль несколько предметов своего гардероба, а универсальность этого вида рукоделия позволяет оформить как платье, шапочку и сумку, так и реализовать собственные идеи и фантазии в виде оригинальных вещей.
- педагогическая целесообразность заключается в том, что технология образовательного процесса позволяет добиться поставленных целей и задач в очень короткие сроки. Это становится возможным благодаря отбору самых основополагающих тем и преобладанию практики над теорией.
Особенности организации образовательного процесса.
Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий: Онлайн-обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн-обучение.
Онлайн-обучение:
Видеоконференция на платформе ZOOM;
Чат (онлайн-консультация);
Видео-консультирование.
Офлайн-обучение:
Мессенджер WhatsApp;
Электронная почта;
Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;
Мастер-классы, презентации.
Видео-уроки
Дистанционные конкурсы
Выставки
Основной вид деятельности – самообучение, организуемое посредством взаимодействия обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы. Электронное обучение с применением дистанционных педагогических технологий расширяет возможность самостоятельного поиска информационно-познавательных ресурсов, т.е. находить нужную информацию, обрабатывать её и применять в практической деятельности.
-уровень программы – ознакомительный.
- адресат программы - возраст учащихся, участвующих в реализации программы от 6 до 18 лет, для успешной реализации программы создаются учебные группы по 10-15 человек.
- объём программы – 36 часов.
- формы обучения – очная, дистанционная.
- срок освоения программы – 8 недель.
- режим занятий - занятия проводятся группой 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом между занятиями 15 минут.
В дистанционном режиме: занятия проводятся 2 раза в неделю: дети с 6 до 11 лет – 20 минут занятие, с 12 до 18 – 30 минут занятие.
- методы обучения - теория и практика.
1.2 Цель и задачи программы.
- цель – формирование творческой активности и самостоятельности обучающихся через обучение основам вышивки атласными лентами.
- задачи:
Предметные:
познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
привить интерес к ленточной вышивке и побудить желание совершенствования в данном направлении;
сформировать навыки в работе с различными материалами, инструментами и приспособлениями, оборудованием.
Личностные:
развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно;
развить творческую активность обучающихся, привить любовь к ручному труду;
развивать способности детей (логическое и образное мышление, внимание, память, глазомер, моторику рук);
развивать у воспитанников чувство гармонии окружающего мира, мира красок и линий, художественных образов.
развитие умения работать дистанционно индивидуально;
развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.
Метапредметные:
формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность,
терпение при выполнении творческих работ;
воспитывать умение самостоятельно планировать свою работу, а также оказывать взаимопомощь.
формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами;
формирование навыка самостоятельного поиска информации на сайтах, блогах и т.д.
1.3 Содержание программы.
-учебный план –
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. Инструменты и материалы
1
1
-
-
2.
Ткани и отделочные материалы. История вышивки.
1
1
-
-
3.
Швы и техники вышивания лентами
10
-
10
-
4.
Основные элементы в вышивке.
12
-
12
-
5.
Изготовление элементов декора в различных техниках.
12
-
12
Выставка работ
Итого:
36
2
34
-
-содержание учебно-тематического плана-
Тема №1 Вводное занятие. Инструменты и материалы – 1 час.
Теория (1 час). Предусматривает ознакомление с правилами внутреннего распорядка в объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Техника безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений для ручной работы, подбор атласных лент для шитья.
Тема № 2 Ткани и отделочные материалы. История вышивки– 1 час.
Теория (1 час1). Исторические сведения о возникновении ленты, родоначальнике вышивки атласными лентами
Тема № 3Швы и техники вышивания лентами - 10 часов.
Практика (10 часов). Подготовка пялец к работе. Закрепление лент. Отрабатываем простые швы.
Тема № 4 Основные элементы в вышивке - 12 часов.
Практика ( 12 часов).Вышиваем простые цветы атласными лентами.
Тема №5 Изготовление элементов декора в различных техниках – 12 часов.
Практика (12 часов). Изготавливаем панно с помощью атласных лент.
1.4 Планируемые результаты.
По окончанию изучения программы обучающиеся будут знать:
историю применения лент для украшения интерьера и сочетание цветов;
общую последовательность выполнения изделий;
основные материалы и техники вышивки шелковыми лентами;
технологию выполнения настенных панно.
Будут уметь:
изготавливать цветы несколькими способами;
создавать композицию из цветов, располагая их на панно и добавляя листья стебли;
изготовлять небольшие изысканные мелочи для дома и картины-панно
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
1 группа
№ п/п
Дата
Тема
Кол-во часов
Время проведения занятий
Форма занятия
Место проведения
Форма контроля
план
факт
1.
02.06
Вводное занятие. Организация рабочего места. ТБ при работе с материалами.
1
45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
беседа
2.
02.06
Ткани и отделочные материалы. История вышивки.
1
45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
беседа
3.
Швы и техники вышивания лентами
10
Наблюдение, беседа
06.06
09.06
13.06
Прямой и боковой ленточный стежок
6
2 часа по 45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
Наблюдение, беседа
16.06
20.06
Стежок трилистник
4
2 часа по 45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
Наблюдение, беседа
4.
Основные элементы в вышивке
12
23.06
27.06
Ромашка
4
2 часа по 45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
Наблюдение, беседа
30.06
04.07
Подснежник
4
2 часа по 45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
Наблюдение, беседа
07.07
11.07
Простой ирис
4
2 часа по 45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
Наблюдение, беседа
5.
Изготовление элементов декора в различных техниках
12
14.07
18.07
21.07
Изготовление панно «Подсолнухи»
6
2 часа по 45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
Наблюдение, беседа
25.07
28.07
01.08
Изготовление панно «Анютины глазки»
6
2 часа по 45 минут
групповая
ЦТ
Кб. № 8
Выставка работ
Итого:
36
2.2 Условия реализации программы – для реализации программы необходимо:
Материал (атласные ленты, кружева, рамка для панно).
Учебные пособия по изготовлению цветов из лент.
Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходимо: компьютер с подключением к сети интернет и веб-камерой, видеокамера для записи офлайн видео-урока, соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.
2.3 Формы аттестации–выставка детских работ в учреждении по истечении срока реализации программы.
2.4 Оценочные материалы - наблюдение, опрос детей в устной форме, практическое задание, творческая работа.
2.5 Методические материалы.
Занятия в объединении проходят успешно лишь в том случае, если дети увлечены работой, поэтому необходимо правильно организовать работу и методику проведения занятий.
В организации занятий целесообразно выделить следующие этапы работы:
Организационная часть.
Повторение пройденного.
Изложение нового материала.
Подготовка к практической работе.
Практическое выполнение задания.
Заключительная беседа. Подведение итогов.
Уборка рабочих мест.
Программа включает теоретическую часть и практическую работу.
3. Список литературы.
1. Цветы из лент и ткани / Л. Чернобаева. — Москва: АСТ, 2014. — 32 с.: ил. — (Простейший способ)
2. Канзаши: цветочное очарование Японии своими руками / Анна Зайцева.- Москва: Эксмо, 2015.- 64с. : ил. – (Азбука рукоделия).
3. Шелковые и атласные ленты: мастер-класс вышивания на объемных основах / Анна Зайцева. – М. : Эксмо, 2012. – 80 с. : ил.
4. Интернет-ресурсы:
мессенджер WhatsApp;
платформа Zoom – для видео-связи;
сервисы Яндекс.
www.livemaster.ru
www.podelki-doma.ru
Нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.