Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации учебной дисциплины Основы логистики в отрасли основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) для специальности 080114 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 270843 Монтаж и наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных гражданских зданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Имитационная деловая игра «Построение бережливого производства»
Бережливое производство – система организации и управления разработкой продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени.
Цель урока: обобщение и закрепление темы «Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем».
дать представление о реализации и применении систем управления материальными потоками в условиях работы предприятия путем участия в деловой игре.
Развивающие:
развивать у учащихся логическое, нестандартное мышление, память, интерес к предмету;
способствовать формированию ключевых понятий;
активизация творческой деятельности;
выполнение заданий творческого характера, требующих системного, исследовательского подхода к решению проблемного вопроса;
анализ положительных и отрицательных аспектов применения той или иной системы управления материальными потоками на предприятии, путём рассуждений после проведённого эксперимента.
воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Основные понятия:
«толкающая (выталкивающая) система»;
«тянущая (вытягивающая) система».
Тип урока: обобщающий урок по теме «Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем» в форме деловой игры.
Структура урока:
Организационный момент – 5 минут.
Повторение темы, опрос пройденного материала – 15 минут.
Имитационная деловая игра «Построение бережливого производства» - 58 минут.
Итог урока – 10 минут.
Задание на дом – 2 минуты.
Содержание урока
1. Организационный момент.
1. Отметить отсутствующих. Объявить план занятия.
Итак, сегодня обобщающее занятие по теме: «Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем», которое мы проведём в форме деловой игры «Построение бережливого производства». Для того, чтобы приступить к игре, необходимо вспомнить и повторить предыдущую тему.
2. Повторение темы, опрос пройденного материала.
Для опроса я подготовила несколько вопросов:
1. В чём сущность толкающей системы?
2. В чём сущность тянущей системы управления?
3. Где впервые была реализована тянущая система и какое носила название?
3.Имитационная деловая игра «Построение своего бережливого производства».
Объявить цели занятия.
Дает студентам возможность принять участие в коллективной работе по построению производственного процесса, научиться видеть потери процесса и устранять их, а также на практике понять разницу между «выталкивающей» и «вытягивающей» системами управления.
Правила и содержание игры.
Нашу работу мы построим следующим образом.
В игре одиннадцать ролей (1-6 – основные; 7-11 - дополнительные):
Директор производства
Заказчик
Зав складом сырья
Мастер
Сборщик
Эксперт качества
Бухгалтер
Секретарь
Зав складом готовой продукции
Экспедитор
Ученики мастера
Количество игроков от 5-10 и более. Чем сложнее изготавливаемое изделие, тем должно быть больше участников в игре. Роль заказчика может исполнять ведущий игры.
В данной игре материалом служит конструктор Lego или другой аналогичный конструктор. Готовое изделие может быть абсолютно любым – межгалактический звездолет или копия памятника Петру I работы Зураба Церетели. Мы же ограничились банальным погрузчиком.
Игра состоит из четырех этапов.
I этап. Моделирование «толкающей» системы управлении
II этап. Анализ I этапа. Поиск потерь
III этап. Моделирование «тянущей» системы управления
IV этап. Анализ игры
На I этапе строится традиционный производственный процесс изготовления заказанной модели из конструктора. Обязательно отмечается продолжительность производственного цикла. Для этого мы использовали специальные формы заказа.
На II этапе участники определяют потери, которые можно устранить из процесса, а именно:
ненужную транспортировку
запасы
лишние передвижения
ожидания
перепроизводство
дефекты
излишнюю обработку
Предлагается перепроектировать процесс по «вытягивающему» принципу. На III этапе игроки моделируют «тянущую» систему управления и снова оценивают процесс по изменению времени производственного цикла. Заключительный IV этап посвящен анализу игры. Игроки сравнивают две системы управления на производстве, отмечают их достоинства и недостатки, предлагают пути дальнейшего улучшения производственного процесса.
И в конце урока мы подведем итоги нашего сегодняшнего урока.
Ниже даны инструкции для игроков.
Инструкция для заведующего складом сырья
Ваша задача – обеспечение рабочих мест необходимыми деталями. Место работы – склад деталей разной формы и цвета. Сборщики должны подойти к вам и заказать необходимое количество деталей, используя форму заказа деталей со склада. Вы формируете заказ и в контейнере передаете сборщику требуемые детали.
Инструкция для сборщиков
Ваша задача – изготовить модель из деталей. После получения заказа от начальника производства, вы должны оформить заказ необходимых деталей. После получения нужных деталей, вы собираете модель или ее часть и отдаете готовую инженеру по качеству.
Инструкция для директора производственного предприятия
Вы получаете заказ от покупателя. Отдаёте распоряжения сотрудникам. Подписываете документы.
Инструкция для мастера
Вам необходимо проверить заказ и определить объем работ для каждого сборщика. Следите за временем выполнения заказа. Оно не должно превышать 5 минут на изделие. В случае возврата модели, несоответствующей требованиям заказчика, вы должны решить, кому из конструкторов ее следует передать на доработку.
Инструкция для инженера по качеству
Вы должны проверить готовую модель на соответствие требованиям заказчика. Если качество вас удовлетворяет, вы передаете модель на склад готовой продукции вместе с формой заказа на нее. В противном случае модель необходимо вернуть мастеру производства.
Инструкция для заказчика
Вы должны выбрать модель из каталога производителя, указать ее и количество, и передать заказ директору производства. В форме заказа укажите время подачи заказа. После получения заказа и его проверки запишите время получения заказа и определите фактическое время изготовления модели.
Инструкция для секретаря
Следит, чтобы не входили к директору, если он уже занят. Пропускает бухгалтера без очереди. Помогает директору связываться с заказчиком и с подчинёнными.
Инструкция для бухгалтера
Выполняет свою повседневную работу: постоянно подписывает у директора бухгалтерскую документацию.
Зав.складом готовой продукции
Принимает готовые изделия от мастера после сборки. Передаёт готовые изделия представителю заказчика-экспедитору.
Экспедитор
Представитель заказчика, забирает готовую продукцию со склада и транспортирует её к заказчику со всеми сопроводительными документами (т.е. с бланком заказа).
Ученики на производстве
Прикрепляются к мастеру, активно следят за его деятельностью, активно участвуют в анализе производственного процесса.
Для проведения игры нам потребуется:
Конструктор типа Lego
Спецификация изготавливаемой модели, например, погрузчика
Бланки заказа готового изделия
Бланки заказа деталей со склада
Секундомер или программа, отсчитывающая время
Контейнеры для передачи деталей со склада
Скотч, бумага, ножницы, фломастеры
Анализ игры.
В конце урока необходимо провести анализ использования двух моделей управления материальным потоком, выявить достоинства и недостатки, дооформить презентацию и сделать вывод какая из двух моделей эффективнее.
4. Итог урока
Анализ работы студентов и выставление оценок.
Список использованной литературы
Основная литература:
Волгин В.В., Склад: организация, управление, логистика. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2009, 736с.
Вумек Джеймс П., Джонс Даниел Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. – М.,:«Альпина Паблишер», 2011.
Практикум по логистике: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и допол. / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2002, 280с.
Сергеев В.И., Сергеев И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок: Учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003, 172с.
Сигео Синго. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. – М: ИКСИ, 2010, 296с.
Степанов В.И. Логистика: Учебник. - М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2006, 488с.
Дополнительная литература:
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Уч. пос. - М.: ИНФРА-М, 2005, 215 с.
Клевин А.И., Организация гармоничного производства. Теория и практика / Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2003. – 360с.
Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г.Туровец, М.И.Бухалков, В.Б.Родионов и др.; Под ред. О.Г.Туровца. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005, 544с.
Интернет ресурсы
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия.
http://log-lessons.ru/ - Логистика в вопросах и ответах.