Форма организации деятельности учащихся на занятии коллективная и групповая
Тема занятия: «Изготовление аксессуаров для куклы».
Цель: научить создавать образ персонажа, используя аксессуары.
Задачи:
Образовательные:
Расширить кругозор, ознакомив с традицией празднования Хинамацури в Японии.
Научить созданию характера персонажа при помощи деталей.
Знакомство с понятием «аксессуар» и его роли в мультипликации.
Развивающие:
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие эстетического вкуса.
Развитие образного мышления.
Воспитательные:
Воспитание внимательности, аккуратности.
Воспитание умения уступать партнеру по общению ради общего блага.
Формирование умения работать в коллективе и индивидуально.
Оборудование и материалы:
ПК .
Карандаши, бумага белая и цветная, ластик.
Ножницы, фломастеры, клей-карандаш, картон.
Фотокамера.
Методическое обеспечение занятия:
Мультфильм «Мост» от Ting Chian Tey.
Видеофайла «Урок зумба фитнес для начинающих. ZUMBA».
Аудиокомпозиции для динамической паузы Karmin Shiff Feat. Lik Dak «Baila Morena Oye Zumba», DJ Mam's Feat. Soldat Jahman and Luis Guisao «Zumba he Zumba ha».
Музыкальная композиция для сопровождения релакс-минутки Brian Crain «A Simple Life».
Распечатки с бумажными куклами и одеждой.
Карточки с персонажами(10 шт.).
Два конверта с заготовленными карточками для игры «Соответствие».
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:
- нормирование времени при работе;
- проведение физкультминутки.
Детское объединение «Живые кадры»
Предмет «Мультипликация» (3 год обучения)
Тема: «Изготовление аксессуаров для куклы».
Ход урока – (3 часа)
Приветственное слово педагога. Вводная беседа – 5 минут
Минута позитива. --- 5 минут. Мультфильм «Мост» от Ting Chian Tey.
Тема: «Изготовление аксессуаров для куклы» -15 минут
Праздник кукол в Японии. Что такое аксессуары, какими они бывают, роль аксессуаров в создании образа персонажа.
Игра «Соответствие»-- 5 минут
Работа над эскизами, создание образов – 15 минут
Динамическая пауза-10 минут
Упражнения для мелкой моторики рук. (5 минут)
Изготовление аксессуаров для бумажной куклы. 40 минут.
Динамическая пауза—10 минут
Викторина о куклах--15 мин
Декорации. Изготовление комнаты для бумажной куклы. –15 минут.
Релакс-минутка—5 минут.
Подведение итогов и выводы. Домашнее задание. 10 минут.
- итоги урока и выводы педагога (что прошли на уроке и над чем работали).
По желанию запись фотографий на съемные USB-носители информации.
Сценарий.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на занятии. (Проверить присутствующих, выяснить причины отсутствия. )
2. Минута позитива.
Давайте немного отряхнемся от мыслей о школе, переключим свое внимание и хорошенько повеселимся. Сегодня я приготовила для вас забавный ролик. Предлагаю его посмотреть, а потом немного обсудим увиденное. Никто не возражает? (Просмотр мультфильма «Мост»).
Понравился мультфильм? О чем он? Чему он учит? (Обучающиеся отвечают. Предполагаемый ответ: « Учит уступать друг другу») Все верно. Очень важно быть обходительными друг с другом. И пускай главные герои мультфильма - это животные, нам людям не мешало бы помнить о том: как это много, и как это бесконечно мало — уметь уступить другому.
3. Тема: «Изготовление аксессуаров для куклы».
Педагог: Сегодня всемирный день писателя, в Грузии празднуют День Матери, а в Японии 3 марта отмечают Хинамацури, что на русском языке «Праздник кукол» — день девочек.
В этот день семьи, в которых есть девочки, выставляют на всеобщее обозрение особых кукол, называемых хина нингё (показать изображение куклы)которые устанавливают на похожую на лестницу многоярусную подставку хинакадзари. Девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят различные сладости. Во время праздника девочки должны соблюдать правила хорошего тона, таким образом, традиционно, «Праздник кукол» служит целям воспитания девочек и позволяет их родителям продемонстрировать перед гостями, что их дочери хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.
История этого праздника насчитывает более тысячи лет. В древности в «третий день третьей луны» или «день змеи» японцы совершали магический обряд хина-окури, спуская по реке особых бумажных «кукол, спускаемых по реке» По поверью, эти куклы, плывущие в маленьких плетёных корзинках, уносили с собой все болезни и несчастья, вместе со злыми духами, которые их вызывали. Этот древний обряд, который обычно совершали женщины и девушки, в настоящее время сохранился лишь в очень немногих местах. Ритуал постепенно объединился с популярным детским развлечением, то есть с игрой в бумажные куклы. Обещаю, сегодня и мы с вами немного поиграем в бумажные куклы. Но это немного позже.
Тема сегодняшнего занятия «Изготовление аксессуаров для куклы».
Давайте вспомним, что значит слово «аксессуар». Аксессуар —это….
Предполагаемый ответ обучающегося:Аксессуа́р (фр. accessoire от лат. accessorius — «добавочный») — необязательный предмет, сопутствующий чему-либо; принадлежность чего-либо. Может улучшить что-либо. В одежде аксессуар — предмет, используемый для дополнения внешнего вида или стиля и наиболее подверженный модным тенденциям.
Педагог: назовите, какие вы знаете аксессуары в одежде?
Предполагаемый ответ обучающегося: головной убор, шарф, платок, перчатки, сумка, галстук, ремень, кошелёк (портмоне), ключница, футляр, брелок, булавка, английская булавка и др.
Педагог: Как вы думаете, какую роль аксессуары играют в кино, мультипликации? Нужны ли они?
Аксессуары могут иметь отношение к самой разной сфере деятельности людей, к разной эпохе. Таким образом, аксессуары играют большую роль, они помогают полностью раскрыть образ, передать характер персонажа, его вкусы, интересы.
Игра «Соответствие».
Обучающиеся делятся на 2 группы, каждой группе дается конверт с заготовленными заранее карточками двух видов. Белые карточки(5 штук) носят название какого-либо персонажа, на цветных карточках написано название какого-либо аксессуара либо предмета одежды. Участникам нужно разложить цветные карточки на группы, соответствующие персонажам на белых карточках. Побеждает та группа, которая выполнит эту операцию первой либо допустит меньше ошибок.
Работа над эскизами, создание образов.
Педагог: А теперь давайте нарисуем эскизы некоторых персонажей, не забывая о деталях. Не забывайте, что эскиз—это лишь схематичное изображение, слишком выводить линии или раскрашивать ваших персонажей не обязательно. Возьмите по одному листочку, и изобразите указанного на нем персонажа. Аксессуары могут вам помочь выразить характер и род деятельности персонажа.
(Самостоятельная работа обучающихся.)
Список персонажей.
Школьник
Музыкант
Инженер
Строитель
Манекенщица(модель)
Швея
Мама
Маленький ребенок 1-2 лет
Художник
Бизнесмен
Динамическая пауза №1.
Педагог: Молодцы, Вы очень хорошо поработали. Предлагаю Вам встряхнуться, устроить динамическую паузу. (В зависимости от погодных условий динамическая пауза проводится в кабинете или на площадке).
Сегодня я хочу вас познакомить с зумбой. Это танцевальный фитнес-класс в стиле Латино, подходящий людям с любым уровнем физической подготовки. Давайте разучим с вами несколько движений зумбы под зажигательную музыку. Мы конечно мультипликаторы, а не хореографы. И самое главное для нас с вами зарядиться энергией и хорошим настроением. Итак, зажигаем! Повторяйте за мной. (Проведение зарядки под музыку Zumba, согласно комплексу зарядки из видеофайла «Урок зумба фитнес для начинающих. ZUMBA»).
7.Упражнения для мелкой моторики рук.
Педагог: Ну как, передохнули немножко? Сейчас мы будем работать ручками, от вас потребуется аккуратность и ловкость пальцев, поэтому давайте сейчас немного их разомнем.
Упражнение№1. "Алые цветки"
"Наши алые цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают".
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
Упражнение №2. "Прогулка"
(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять, (пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу). А вторые - догонять, (ритмичные движения по столу указательных пальцев). Третьи пальчики - бегом, (движение средних пальцев в быстром темпе). А четвертые - пешком. (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола). Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола мизинцами). И в конце пути упал. (стук кулаками по поверхности стола).
Изготовление аксессуаров для бумажной куклы.
Педагог: Вы замечательно размяли свои пальчики, молодцы. Теперь можно и поиграть в куклы. На столе лежат распечатки разных кукол с одеждой и другими деталями. Выбирайте ту, которая нравится, наклейте на картон для плотности, вырезайте, можете раскрасить. Можете при желании работать в паре, вместе занимаясь одним персонажем, либо по одному.
От вас требуется определить образ, который соответствует выбранной вами кукле, и изготовить из бумаги аксессуары, которые помогли бы любому человеку угадать, каким образом и характером вы наделили свою куклу. Помните, как делают вещи для бумажных кукол? Что нужно обязательно добавлять к нарисованной вещи?
Предполагаемый ответ: Заклепки. Небольшие полоски бумаги, подогнув которые, можно закрепить вещь на кукле.
Педагог: Хорошо. Можете начинать. Если у кого-то возникнут затруднения, не стесняйтесь просить совета у товарищей или подходите ко мне. Уверена, у вас получатся замечательные персонажи, каждый со своим особенным характером.
(Процесс вырезания кукол, раскрашивания, изготовления одежды и аксессуаров.)
(через 10 минут самостоятельной работы)
Педагог: Все придумали уже, кем будет ваша кукла? Имя, возраст, чем занимается, кем работает, что любит?
Педагог: Расскажите мне о своем персонаже. Кто начнет? Хорошо, познакомь нас со своей куклой.
Обучающиеся по очереди рассказывают о своих персонажах.
Динамическая пауза №2.
Педагог: Я вижу, вы немного устали. Давайте немного разомнемся и поиграем. Знаете игру «Хитрая лиса»?
Хитрая лиса
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Участники закрывают глаза, а ведущий обходит круг за спинами участников и дотрагивается до одного из играющих, который и становится «лисой». Затем ведущий предлагает игрокам открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них «хитрая лиса»? Не выдаст ли она себя чем-нибудь?
Играющие три раза (с небольшими промежутками) спрашивают сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и «хитрая лиса») в третий раз спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» – «лиса» быстро выскакивает на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, то есть того, до кого «лиса» дотронулась, она отводит в свой «дом». Играющий, выбежавший за пределы площадки (круга), считается пойманным.
После того как «лиса» поймала двух-трех участников, ведущий командует: «В круг!» Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.
«Лиса» начинает ловить игроков только после того, как играющие в третий раз хором спросят:
«Хитрая лиса, где ты?» – а «лиса» ответит: «Я здесь!» Если «лиса» выдала себя раньше, то она считается проигравшей, и в этом случае ведущий выбирает новую «лису».
Викторина о куклах.
Педагог: Как хорошо, побегали, свежим воздухом подышали, размялись, кровь по организму разогнали. А теперь пошевелим извилинами, потренируем интеллект, вы ведь любите викторины?
Сегодняшняя викторина посвящена куклам. Наверняка хоть какая-нибудь кукла да найдется в доме каждого из вас. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы с ними знакомы. Как обычно, я буду задавать вопросы, а кто знает ответ, поднимает руку. Пожалуйста, не выкрикивайте, не вскакивайте. Все готовы? Тогда начнем.
Вопросы.
1. Какая кукла является национальным символом России? (Матрешка)
2. Назовите куклу — символ несгибаемости русского народа: она поднимается во весь рост, как бы не пытались ее свалить. (Ванька-встанька)
3. Назовите куклу, которая была бы самой подходящей парой для Ваньки-встаньки. (Неваляшка)
4. Как наши предки — древние славяне — называли всех кукол (одним словом)? (Цацки)
5. Как называют куклу, которую сжигают на Проводах Зимы? (Масленица)
6. Как звали сказочную героиню, которую бездетные дед с бабкой слепили из снега, как куклу, а она превратилась в прекрасную девушку? (Снегурочка)
7. Как французы называют голенькую куклу-младенца? (Пупс)
8. Каким французским словом называют во всем мире кукол на ниточках? (Марионетка)
9. Назовите имя сказочной куклы с необычными волосами, которой очень нравилось быть учительницей. (Мальвина)
10. Назовите имя самой знаменитой в мире деревянной куклы. (Буратино, Пиноккио)
11. Какая кукла была непременным персонажем в кукольных представлениях на русских ярмарках? (Петрушка)
12. Какая кукла справилась с целой армией мышиного короля? (Щелкунчик)
13. Какая кукла-инвалид буквально расплавилась от любви к бумажной балерине? (Оловянный солдатик)
14. Какой сказочный персонаж с помощью волшебного порошка оживлял деревянных кукол-солдат, чтобы создать свою непобедимую армию? (Урфин Джюс в сказке Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»)
15. Какая любимая всеми игрушка получила свое название от того, что постоянно падала? (Чебурашка)
16. Как звали куклу, вечно грустную оттого, что у него пропала любимая? (Пьеро)
17. Какая соломенная кукла стала правителем Волшебной Страны? (Страшила)
18. Какое звание имел Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук)
19. Какую всемирно известную куклу фирма «Мат- тел-тойз» впервые представила в 1959 году в Нью-Йорке на ярмарке игрушек? (Барби)
20. Как зовут куклу — друга Барби? (Кен)
21. Как зовут самую веселую итальянскую куклу из «комедии масок»? (Арлекино)
22. Назовите полное имя, фамилию и отчество нашего Петрушки. (Петр Иванович Уксусов)
23. Какие существуют виды театральных кукол? (Панч — куклы, надеваемые на руку; куклы-марионетки, их дергают за ниточки; куклы-тени, приводимые в движение при помощи палочек и показываемые на фоне освещенного экрана; бунраку — куклы высотой один метр, которых водят на фоне черного занавеса одетые в черное кукловоды)
Педагог: Молодцы! Сразу видно, любите кукол и хорошо в них разбираетесь.
Декорации. Изготовление комнаты для бумажной куклы.
Педагог: Передохнули, размяли свои головы, теперь пора снова браться за дело. У нас есть достаточно много персонажей, все интересные, у каждого свой характер, но можем ли мы уже снять мультфильм с этими героями? Кажется, чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?
Предполагаемый ответ: декораций, фона.
Педагог: Конечно, нам нужны декорации. Мы можем создать из бумаги какую-нибудь среду, в которой будут находиться наши куклы. Давайте смастерим фон в виде комнаты, в которой будут веселиться или заниматься делом наши куклы. Пусть это будет обычная комната подростка. Какие предметы обычно находятся в комнате у школьника?
Предполагаемый ответ: кровать, стол, полки для книг и т.д.
Педагог: Ну что же, все верно. Вот картонная основа для нашей комнаты. Нарисуйте на бумаге мебель, предметы декора, раскрасьте и наклейте на основу. Не забудьте о предметах, выражающих то, что владелец комнаты учится в школе.
(Через 10 минут).
Педагог: Посмотрим, что получается. Нравится? Давайте устроим фотосессию для наших кукол на фоне получившихся декораций. Какой из ваших персонажей больше вписывается в данный интерьер?
(Фотографирование кукол на фоне декораций и обучающихся с куклами.)
Педагог: Кто желает по окончании урока может подойти ко мне с флешкой, мы скинем фотографии.
Релакс-минутка.
Педагог: Мы с вами очень хорошо поработали, предлагаю вам так же хорошо отдохнуть.
Сядьте поудобнее, примите наиболее комфортное положение. (Тихо звучит музыкальная композиция Brian Crain « A Simple Life».)
Медитация для расслабления.
Сфокусируйтесь на своем дыхании. Дышите мягко и естественно. Вы знаете, где находится ваш животик? Положите на него вашу руку. Вот так.
(Педагог кладет руку на свой живот, показывая детям, как это надо делать).
Почувствуйте, как ваш живот поднимается и опускается под рукой, когда вы вдыхаете и выдыхаете.
Вдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится больше. Выдохните, и почувствуйте, как ваш живот становится меньше.
Сидите спокойно и расслабленно, направив внимание на животик и просто ощущая, как он увеличивается с каждым вдохом и уменьшается с каждым выдохом.
Мы будем сидеть так в течение 2 минут, вдыхая и выдыхая.(Продолжительность медитации зависит от конкретной группы).
А теперь откройте ваши глаза и немного потянитесь. Мягко разомните пальцы на ногах и на руках.
Посидите спокойно еще немного, оглядитесь вокруг себя и прислушайтесь к звукам окружающего мира.
Скажите себе: «Пусть добрая энергия этой медитации поможет мне стать счастливым, спокойным и иметь ясный ум, чтобы все, что я делаю, приносило радость другим живым существам».
Подведение итогов и выводы.
Педагог: Сегодняшнее занятие подошло к концу. Кто расскажет, чему мы сегодня научились? Сегодня мы с Вами сделали замечательных кукол, наделили каждого своим характером, историей, сделали чудную комнатку, на фоне которой можно будет снимать мультфильмы. Познакомились с новыми понятиями. Что нового вы сегодня узнали?
Что вам на сегодняшнем занятии понравилось больше всего?
Мы сегодня с вами эффективно поработали. Давайте теперь приведем в порядок наш кабинет. Кто принес флешку, можно подойти и загрузить себе отснятые фотографии.
Спасибо вам за то, что пришли сегодня и здорово потрудились.