Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Ценность шахматных фигур»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4 города.ОРЛА»
Конспект занятия на тему
«Ценность шахматных фигур»
дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Белая ладья»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Продолжительность: 45 минут
Автор: педагог дополнительного
образования Случевский
Виктор Михайлович
Орел, 2015 г.
Тема занятия по шахматам: “Ценность шахматных фигур”.
Тема урока математики: “Сложение и вычитание чисел”.
Цель урока: Развивать умение решать примеры на сложение и вычитание.
Воспитывать интерес к игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.
Оборудование:
Шахматная доска, шахматные фигуры и пешки.
Рисунки шахматных фигур.
Загадки.
Ход урока
1.Организационный момент.
– Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным. Итак, мы отправляемся в математическое шахматное королевство.
Оставить строй и в путь отправиться одной, Найти, узнать и показать загадочное число.
– Кто хочет помочь маленькой пешке и узнать загадочное число?
а)Минута красивого письма.
- 64
- Какое это число? (двузначное)
- Сколько десятков и единиц?
- Представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (64=60+4)
- Уменьшите 64 на 6 десятков, на 4 единицы.
- На сколько 64 больше 60, на сколько 64 меньше 4.
- Назовите соседей числа 64. (63,65)
- Какие числа можно составить используя цифры 6 и 4? (64,46,44,66)
Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети.
Пешка приготовила для вас задания, тех, кто правильно ответит она возьмёт с собой в дорогу.
б) Решение примеров.
На доске примеры (в столбик):
65 – 21 = 44 (А)
45 – 22 = 23 (Ч)
73 – 30 = 43 (Т)
89 – 56 = 33 (Р)
70 – 15 = 55 (Г)
63 – 22 = 41 (У)
38 – 25 = 13 (Н)
23
44
43
41
33
44
13
81
44
Ч
А
Т
У
Р
А
Н
Г
А
(Буквы закрыты фигурами)
(Слайд «Чатуранга»)
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека.
Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.
Зовётся шахматной страной – двухцветная страна, Ведётся в ней упорный бой – двухцветная война.
- Итак, ребята, кто готов к трудностям, путешествуя по математической шахматной стране?
– Пешка продолжает свой путь.
(Слайд «Шахматная доска»)
3. Блиц - викторина.
Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)
Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)
Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)
Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)
Самая главная шахматная фигура? (король)
Нападение на короля. (шах)
Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)
Хотела пешка крикнуть: “Эй! Пройти-ка мне позволь!” Да поняла пред ней король Он всех главней, важней. Он приготовил вам задачу и желает всем удачи.
4. Решение задач.
а) У Маши на шахматной доске 12 фигур, а у Наташи - на 3 фигуры больше. Сколько фигур у Наташи?
М. – 12 ф.
Н. - ? на 3 раза больше
1) 12+3=15 (ф)
5. Физкультминутка (презентация)
6. Шахматно-грамматическое задание
И эти трудности прошли. Пешка приготовила другие задания.
- Какие шахматные фигуры скрываются в словах:
(Слайд со словами)
ОЛАДЬИ СПЕШКА ЗАСЛОНКА КОНЬКИ
- Покажите эти фигуры и расставьте их на свои места.
7. Решение примеров.
Маленькая удаленькая пешка все поля прошла и своих сестёр нашла.
(Слайд с примерами)
58 + (60-53) – 25
76 - (34+26) + 48
57 + 8 = 65
32 + 19 = 51
37 – 24 = 13
60 – 29 = 31
8. Графический диктант.
Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому.