kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока «Ценность шахматных фигур»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит воспитывать интерес к игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока «Ценность шахматных фигур»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4 города.ОРЛА»









Конспект занятия на тему

«Ценность шахматных фигур»

дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая)

программа «Белая ладья»







Возраст обучающихся: 5-7 лет

Продолжительность: 45 минут


Автор: педагог дополнительного

образования Случевский

Виктор Михайлович








Орел, 2015 г.




Тема занятия по шахматам: “Ценность шахматных фигур”.

Тема урока математики: “Сложение и вычитание чисел”.


  1. Цель урока: Развивать умение решать примеры на сложение и вычитание.

  2. Воспитывать интерес к игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

  3. расширять кругозор, мышление, воспитывать характер через игру в шахматы, формировать алгоритм рефлексивного мышления.

Оборудование:

  • Шахматная доска, шахматные фигуры и пешки.

  • Рисунки шахматных фигур.

  • Загадки.

Ход урока

1.Организационный момент.

– Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Если вы мне поможете, наш урок будет весёлым, интересным и необычным. Итак, мы отправляемся в математическое шахматное королевство.

Девиз урока: Учимся – играем, считаем – побеждаем!”

Вся в квадратах – белых, чёрных –

Деревянная доска,

А ряды фигур точёных –

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Люди в шахматы играют –

Интересная игра!

(Слайд «Начальное положение»)

2. Устный счет (презентация).


Маленькому солдату – пешке был дан приказ:

Оставить строй и в путь отправиться одной,
Найти, узнать и показать загадочное число.

– Кто хочет помочь маленькой пешке и узнать загадочное число?


а) Минута красивого письма.

- 64

- Какое это число? (двузначное)

- Сколько десятков и единиц?

- Представьте в виде суммы разрядных слагаемых. (64=60+4)

- Уменьшите 64 на 6 десятков, на 4 единицы.

- На сколько 64 больше 60, на сколько 64 меньше 4.

- Назовите соседей числа 64. (63,65)

- Какие числа можно составить используя цифры 6 и 4? (64,46,44,66)


Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети.

Пешка приготовила для вас задания, тех, кто правильно ответит она возьмёт с собой в дорогу.


б) Решение примеров.


На доске примеры (в столбик):

65 – 21 = 44 (А)

45 – 22 = 23 (Ч)

73 – 30 = 43 (Т)

89 – 56 = 33 (Р)

70 – 15 = 55 (Г)

63 – 22 = 41 (У)

38 – 25 = 13 (Н)



23

44

43

41

33

44

13

81

44

Ч

А

Т

У

Р

А

Н

Г

А

(Буквы закрыты фигурами)


(Слайд «Чатуранга»)

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека.

Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.

Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.


- Итак, ребята, кто готов к трудностям, путешествуя по математической шахматной стране?

– Пешка продолжает свой путь.

(Слайд «Шахматная доска»)

3. Блиц - викторина.

  • Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)

  • Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)

  • Какая диагональ длинней: большая белая или большая чёрная? (они равной длины)

  • Сколько полей в большой белой диагонали и в большой чёрной диагонали? (по 8 полей)

  • Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)

  • В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)

  • Самая сильная шахматная фигура? (ферзь)

  • Самая главная шахматная фигура? (король)

  • Нападение на короля. (шах)

  • Нападение на короля, от которого нет защиты. (мат)


Хотела пешка крикнуть: “Эй!
Пройти-ка мне позволь!”
Да поняла пред ней король
Он всех главней, важней.
Он приготовил вам задачу
и желает всем удачи.

4. Решение задач.

а) У Маши на шахматной доске 12 фигур, а у Наташи - на 3 фигуры больше. Сколько фигур у Наташи?


М. – 12 ф.

Н. - ? на 3 раза больше

1) 12+3=15 (ф)


5. Физкультминутка (презентация)


6. Шахматно-грамматическое задание

И эти трудности прошли. Пешка приготовила другие задания.

- Какие шахматные фигуры скрываются в словах:

(Слайд со словами)


ОЛАДЬИ СПЕШКА ЗАСЛОНКА КОНЬКИ


- Покажите эти фигуры и расставьте их на свои места.


7. Решение примеров.

Маленькая удаленькая пешка все поля прошла и своих сестёр нашла.

(Слайд с примерами)

58 + (60-53) – 25

76 - (34+26) + 48

57 + 8 = 65

32 + 19 = 51

37 – 24 = 13

60 – 29 = 31


8. Графический диктант.

Вдруг маленькая пешка увидела, что одна фигура попала в беду, не видно её никому.

Мы поможем все вместе – начертим её.


(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)


– Что за фигура получилась? (Ладья.)

– По углам шахматной доски, словно башни – ладьи.


9. Дидактическая игра «Шахматы»

  • Стою на самом краю,

Путь откроют пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу. (ладья)

  • Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы.

По косой он ходит,

Хоботом не водит. (слон)

  • Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят (конь)

  • Гладкий люблю я, расчищенный путь:

На шаг в любую сторону могу шагнуть. (король)

  • Маленькая, удаленькая

Все поля прошла

И фигуру нашла. (пешка)

  • Назовите фигуру – свой любит цвет,

Для белого – нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей. (ферзь)


К

Ж

П

Е

Ш

К

А

Х

О

З

И

Т

Я

Ч

Л

Р

Н

В

Р

Ф

Б

Ю

А

Г

Ь

Х

С

Е

Т

О

Д

Ц

Л

К

О

Р

О

Л

Ь

В

М

Я

Ы

З

М

Ж

Я

Е

Щ

Г

Ц

Ь

К

М

А

Ы

С

Л

О

Н

У

Ъ

Ф

Р


10. Итог урока:

– Молодцы, ребята! Вы помогали пешке.

Пешка благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы.

В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!

Спасибо всем!!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока «Ценность шахматных фигур»

Автор: Случевский Виктор Михайлович

Дата: 16.06.2016

Номер свидетельства: 334921


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства