Просмотр содержимого документа
«Конспект кружкового занятия «Папье-маше из бумажной массы. Неваляшки»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п.Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
Конспект открытого кружкового занятия
Тема: «Папье-маше из бумажной массы. Неваляшки»
Провела: педагог дополнительного образования
Борисова Юнна Викторовна
п. Кысыл-Сыр 2016 год
Конспект занятия по художественной лепке
I старшая группа
Тема занятия:«Папье-маше из бумажной массы. Неваляшки»
Цель занятия: Освоение техники лепки из папье-маше и изготовление неваляшки из бумажной массы.
Задачи:
Познакомить детей с историей происхождения неваляшки, выяснить, что же это за игрушка, откуда она к нам пришла;
Научить детей, доступным для быта, приемам изготовления массы папье-маше;
Учить детей самостоятельно лепить неваляшки из бумажной массы;
Развивать стремление к самостоятельной деятельности;
Формировать умение детей лепить из бумажной массы;
Воспитывать у детей интерес к народной культуре и традициям.
Актуальность занятия обосновано тем, что приносит пользу для психического развития детей. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Также овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, влияет на эмоционально-волевую сферу развития личности.
Краткий план занятия:
Организационный момент;
Ход занятия:
•Ознакомление темы, цели и задачи;
•Теоретическая часть;
•Практическая работа.
Итог занятия;
•Анализ выполненных работ;
•Рефлексия - самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Метод обучения:
•Вербальное - ознакомление с техникой лепки из бумажной массы.
•Визуальное - показ готовых работ, эскизов, техника выполнения работ.
•Тактильная - самостоятельное выполнение лепки из бумажной массы неваляшки.
Методическая литература: «Папье-маше книга с картинками о технике, про которую все слышали, но мало кто знает», автор Наталья Бельтюкова;
Материалы и инструменты: готовая бумажная масса из туалетной бумаги, клей ПВА или клейстер, сухая шпаклевка, пиала для изготовления полусферы, груз для устойчивого положения неваляшки, проволоки и фольга для каркаса от талии и выше, гуашь, бесцветный лак, влажная тряпочка, клеёнка, наждачная бумага.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Проверка готовности воспитанников к занятию;
Наведение рабочего места (застелить стол).
2. Ход кружкового занятия:
Ознакомление темы, цели и задачи.
Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас занятие на тему: «Папье-маше из бумажной массы. Неваляшки».
Теоретическая часть.
Рассказ педагога о папье-маше и об истории происхождения неваляшки.
В переводе с французского «папье-маше» означает «жеваная бумага». По способу создания изделий папье-маше напоминает лепку. Только самоделки моделируются из так называемого «бумажного теста». Основой для приготовления такого необычного материала служат старые газеты или обычная туалетная бумага.
Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы. Мы будем использовать второй способ.
Неваляшка появилась много, много лет назад. А знаете ли Вы, что игрушка эта к нам пришла из Японии?
Там она имела круглую форму и называлась Дарума. Считалось, что такая кукла приносит удачу. Продавались или дарились Дарумы с не закрашенными глазами. Загадывая желание, японец закрашивал один глаз куклы, а когда оно исполнялось, закрашивал второй. Обычно японская неваляшка раскрашена в красный цвет. Считается, что кукла приносит счастье и удачу. Поэтому ее часто преподносят в подарок друзьям и знакомым.
В Россию неваляшка попала не так давно – около двухсот лет назад. Первых ванек-встанек делали из дерева – их точили на станке, расписывали ярками красками и покрывали лаком. Первоначально неваляшек в России называли “кувырканами”. Обычно неваляшки изображалась в виде купцов или клоунов. Порой такие игрушки передавались целыми поколениями или хотя бы от старших детей к младшим.
Ребята, а как вы думаете, почему неваляшка не падает?
Ответы детей.
- Может быть, потому что внутри неё поместили что-то тяжёлое?
Давайте мы с вами сейчас это проверим.
(Предлагаю творческие задания, чтобы дети расширили знания об игрушке неваляшка.)
Практическая работа.
Правила техники безопасности:
Ребята, прежде чем приступить к работе, вспомним техники безопасности:
лепить нужно на клеёнке, чтобы защитить стол от случайного попадания бумажной массы;
нельзя бросать, где попало кусочки массы;
грязные руки надо вытирать салфеткой.
не забывайте и о культуре труда, следите за состоянием своего рабочего места.
работайте аккуратно, не торопитесь.
после занятий следует очистить рабочее место, разложить неиспользованную бумажную массу в пакеты и вымыть руки.
Этапы работы:
Пиала поработает моделью для изготовления полусферы. Смажьте ее внутреннюю поверхность вазелином и наносите бумажную массу;
Когда папье-маше высохнет, края высохшей полусферы необходимо подравнять наждачной бумагой. Повторив процесс маширования, изготовим вторую полусферу;
Чтобы неваляшка была устойчива и приходила в вертикальное положение после наклонов, помещаем в основание одной из полусфер груз. Находим способ соединить детали вместе и неподвижно зафиксировать их на дне нижней полусферы;
После того как груз будет надежно зафиксирован в первой полусфере, соединяем ее со второй.
Соединительный шов проклеиваем полосками бумаги и загрунтуем. Полученный шар будет служить нижней частью неваляшки;
Физминутка «Ванька- встанька»:
Ванька-Встанька,
Ванька-Встанька,
Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево.
Сядь немножко посиди. Приседания.
По дорожке походи. Ходьба.
Одевай рубашку. Повороты туловища.
Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны.
Продолжаем работу:
Часть неваляшки от талии и выше смоделируем из проволоки и фольги, затем облепим бумажной массой;
Приклеим ее к верхней части шара;
Кончики проволоки, оставленные в тех местах, где должны быть кисти рук, вставим в подготовленные отверстия на шарообразном корпусе неваляшки.
Высушиваем готовую изделие и грунтуем поверхность;
Завершение работы. Художественная роспись готового изделия и покрытия лаком.
3. Итог занятия.
Анализ выполненных работ.
Сегодня вы познакомились о папье-маше и изготовили игрушку неваляшку. Давайте посмотрим, у кого, что получилось? Расскажите, как вы выполняли свою работу?
Рефлексивный этап.
Скажите, ребята, что в сегодняшнем занятии показались вам трудными? (Ответ детей).
А какие задания лёгкими? (Ответ детей).
Понравилось ли вам сегодня занятие? (Ответ детей).
Ребята, вы все справились с заданием. Все научились лепить из бумажной массы неваляшку. Молодцы! Спасибо за работу! До свидания!
Список литературы:
Ирина Лыкова «Придёт серенький волчок. Самоделки из папье-маше». Издательский дом «Цветной мир», 2012 г.
Наталья Бельтюкова «Папье-маше книга с картинками о технике, про которую все слышали, но мало кто знает». Издательство «Питер», 2015 г.