Конспект занятия по внеклассному чтению: М.Ю.Лермонтов "Парус" (5 класс)
Конспект занятия по внеклассному чтению: М.Ю.Лермонтов "Парус" (5 класс)
Занятие способуствует развитию воображения у детей в коррекционной школе. Дети не только анализируют текст стихотворения, но и изучаются образы, которыми населено стихотворение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, посмотрите на этот портрет и скажите, кто на нём изображен?
- Да, верно, Михаил Юрьевич Лермонтов.
- А сейчас я хочу вам рассказать о том, что Лермонтов был вынужден уйти из Московского университета и переехал в Петербург. Ему было 17 лет, он хотел поступить в Петербургский университет, но ему отказали принять. Он тогда поступил в военную школу. Для него это было трудным временем. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждёт его впереди. Спокойной жизни уже не будет. Он оказался за пределами Петербурга у берегов Балтийского моря. И там он написал стихотворение «Парус».
- Ребята, прочитайте про себя это стихотворение. А затем запишем в тетради новые слова, которые вам непонятны.
«Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Словарная работа.
Парус – это большой кусок ткани специального покроя, надуваемый ветром и этим приводящий судно в движении.
Мачта – это высокий столб для парусов на судне.
Лазурь – цвет неба, моря.
Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный.
Буря – о сильном, бурном проявлении чего–нибудь.
III. Физкультминутка.
Давайте немного отдохнём. Встанем возле парт и сделаем несколько упражнений.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.
IV. Работа над стихотворением.
- Ребята, вот в стихотворении «Парус» есть какая–то тайна. Оно передаёт настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно быть внимательным читателем.
- А какого цвета парус? (Белый).
- Почему автор написал парус одинокий, как вы думаете? (Парус назван одиноким, и это показывает чувство тоски, грусти, сожаления).
- Мне кажется, что возникает в воображении бушующее море, о котором говорится в начале стихотворении, что Лермонтов сам переживает трудные моменты. Как я говорила ранее, что он покинул Москву и отказался от всего. И вот не зря он выбрал идею этого произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей.
- Посмотрите второе четверостишие начинается с ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы, с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправится на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает потерянное счастье и мечту.
- О чем речь идёт в третьем четверостишие? И вот наступило солнце, светлее становится лазурь. Но молодого поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и не идёт как он хотел в жизни.
- Ребята, я хочу сделать вывод о том, что образ одинокого паруса представлен как образ человека, который борётся с жизненными трудностями. Своим примером стихотворение учит нас быть сильными и не сдаваться, даже если будет очень тяжело.
V. Заключительная часть.
- Ребята, вам понравилось стихотворение?
- О чём произведение говорится?
- Что нужно сделать, если вам будет очень тяжело?
- Да, верно, главное не сдаваться и преодолевать трудностей.
- Наше занятие заканчивается. Давайте вспомним, что мы делали, что нового узнали.