kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по факультативу во 2 классе "Масленица- русский праздник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для проведения в классе факультативного занятия "Праздники, традиции и ремёсла своего народа". В игровой форме познакомить с обычаями и традициями масленичной недели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по факультативу во 2 классе "Масленица- русский праздник"»


Разработка к проведению факультатива во 2 классе «Праздники, традиции и ремёсла народов России»


Тема : «Масленичная неделя».

Цель:

-показать о значимости праздника для народа, направленный на укрепление здоровья и благополучия людей, сочетание языческих и христианских праздников,

-познакомить с масленичными обычаями и обрядами в проведении праздника и его роль в соблюдении традиций.

—воспринять традиции масленичных игр, встречу Масленицы;

—разучить песни и игры;

-продолжить работу по сплачиванию детского коллектива, расширить кругозор учащихся, разнообразить занятие.

Оборудование: 7рисунков блинов, иллюстрации к каждому дню, шнурок (скакалка, лента, веревка) или мел, ленты или веревочки, палочки либо карандаши, воздушные шарики, лавочка и скакалка, по 5 блинов приносят дети из дома, повязка на глаза,



Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:

  • Понедельник - Встреча;

  • Вторник - Заигрыши;

  • Среда - Лакомка;

  • Четверг - Разгул;

  • Пятница - Тёщины вечерни;

  • Суббота - Золовкины посиделки;

  • Воскресенье - Прощёный день.

Первый день Масленицы. Встреча.
Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.
К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Первая игра: Куры в огороде

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: шнурок (скакалка, лента, веревка) или мел.

◈ С помощью шнурка (скакалки, мела) ограничивается небольшое пространство. Это «огород». Недалеко от него ставится стул — «будка» сторожа. Роль «сторожа» сначала выполняет мама. Дети — «куры».

◈ Как только «сторож» садится на стул, «куры» пробираются в «огород» и начинают там бегать, клевать, кудахтать. «Сторож» замечает «кур» и гонит их из огорода — хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш! Кыш!». «Куры» убегают. «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра возобновляется.



Второй день Масленицы. Заигрыши.
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Вторая игра: Лента с карандашами. Кто скорее

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: ленты или веревочки, палочки либо карандаши.

◈ Двое детей берутся за концы длинной цветной ленты, к середине которой прикреплен бант или колокольчик.

◈ По сигналу они начинают наматывать ленту на палочки, прикрепленные к ее концам.

◈ Выигрывает тот, кто первым намотает ленту до середины.



Третий день Масленицы. Лакомка.
На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Третья игра: Подтолкни шарик

Количество играющих: 3 и более человек.

Инвентарь: воздушные шарики.

◈ Надуйте шарик.

◈ Играющие, взявшись за руки, встают в круг.

◈ Постарайтесь не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.

◈ Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела.



Четвёртый день Масленицы. Разгул.
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Четвёртая игра: Лавочка

Количество играющих: 4 и более человек.

Инвентарь: лавочка.

◈ «Лавочка» — это любая достаточно длинная лавка, скамейка или просто тесно сдвинутые стулья (можно связать их веревкой, чтобы не разъезжались).

◈ Дети, выбрав водящего, садятся рядом на лавку.

◈ Водящий прохаживается мимо, потом легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше!

◈ Водящему и тому, кого он выбрал, нужно обежать вокруг лавки и постараться занять освободившееся место.

◈ Тот, кто не успел, становится водящим в следующем круге.



Пятый день Масленицы. Тёщины вечерни.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Блины являются непременным атрибутом праздника Масленицы. Блины - исконно русское лакомство, которое занимает достойное место в кухне многих народов мира. Еще со времен язычества на Руси блин был символом солнца. Считалось, что ритуально блины едят во славу весны, плодородия земли.

Пятая игра: Поедание блина. Кто быстрее. (дети заранее дома пекут по 5 блинов)

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Шестая игра: Жмурки

Количество играющих: 3-8 человек.

Инвентарь: повязка на глаза для голящего.

◈ Выберите голящего. Наденьте ему повязку на глаза.

◈ Он должен ловить остальных детей, которые передвигаются как можно тише, и дают знать голящему о своем местонахождении хлопками, голосом или другими сигналами.

◈ Если голящий поймал кого-либо, он должен, не снимая повязки, постараться отгадать, кто это. Если не отгадал, то продолжает водить. А если отгадал правильно, пойманный становится голящим.



Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.
В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

К поминальным обрядам относится сжигание чучела, Масленицу обзывают (в связи с Великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие. А знаете как ее называют? Дуне.

Изготавливают макет чучела. Дети выходят на школьный двор и сжигают чучело. Помощь оказывают дворник, рабочий. Разучивают песню «Гори, гори ясно»



После можно провести чаепитие и съесть оставшиеся блины.











7.Воскресенье Прощёный день



1.Понедельник Встреча



3. Среда

Лакомка



2. Вторник Заигрыши



4.Четверг

Разгул



5.Пятница Тёщины вечерни



6.Суббота Золовкины посиделки
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия по факультативу во 2 классе "Масленица- русский праздник"

Автор: Брюханова Ольга Анатольевна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 417994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства