Направление внеурочной деятельности | Общеинтеллектуальное направление |
Класс | 1 - б |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Технология построения урока | системно-деятельностный подход; технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание, игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии. |
Тема | Наш добрый сосед – скворец. |
Цель: | познакомить с особенностями жизни птиц, скворца, с местами их обитания, формировать у учащихся представление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: 1.Образовательные: учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов. 2.Развивающие: создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности. 3.Воспитательные: воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным. |
Основные термины, понятия | Перелётные птицы, зимующие птицы, скворечник, леток, насест. |
Планируемые результаты |
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать жизнь скворца; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные- овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Организация пространства |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах. | Книгопечатная продукция: 1.Дмитриев Ю. Книга природы.- М., 1996. 2.Коробейников В.А. Краски природы. - М., 1990. 3.Сорокина А.И. Дидактические игры- М., 1982. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация. Оборудование: раздаточный материал (карточки: с кроссвордом, с пословицами, с аппликацией), фонограмма с голосами скворца; у учащихся - цветные карандаши. |
Этапы урока (занятия) | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Организует Прозвенел уже звонок - Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. |
II. Актуализация знаний. – 5-6 минут | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации. Логические – формулирование проблемы. | Выявляет уровень знаний. -Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки. «Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать. Нас зимой вы подкормите. Дети, кто мы? Назовите» -Чтобы узнать с какой птицей мы сегодня познакомимся поближе, надо разгадать кроссворд. А помогут нам в этом загадки. Загадывает загадки, показывает иллюстрации птиц (презентация) 1.Любит семечки и сало, Во дворе с утра летала Эта маленькая птичка. Отгадайте, кто? …(Синичка) 2. Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.) 3..Птица, только не летает, Ловко прыгает, ныряет. Ловит рыбу среди льдин… Как зовём его? …(Пингвин) 4. Трещала с самого утра «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит … (сорока). 5. Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица …(грач) 6.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (снегири) 7. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат (цапля) -Какое слово лишнее, почему? -На какие 2 группы можно разделить остальных птиц? -Назовите эти группы. -Какое слово здесь ещё спряталось? Посмотрите по вертикали и назовите тему нашего урока. | Отгадывают загадку. Отгадывают загадки, Заполняют кроссворд ( работа в парах) Проводят сравнение, обобщение. Отвечают на вопросы. (Пингвин - живёт в Антарктиде, остальные птицы нашего края.) (Перелётные и зимующие) Называют тему урока. (Скворец) |
III. Изучение нового (10 мин) | Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций на экране Предметные: Научатся описывать основные признаки изучаемой птицы: внешний вид, повадки. | Показывает презентацию и рассказывает о скворце. Слайд 9 -Как выглядит скворец, какой он? Длина тела 18–21 см, масса до 75 г. Оперение скворца красиво, его трудно спутать с какой-либо другой птицей. Оперение черное, с металлическим блеском. Присмотревшись можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отливы в оперении. Осенью на концах контурного пера имеются белые пятнышки, как бы покрывающие тело птицы жемчужной россыпью. К весне светлые кончики перьев стираются, и крапинки исчезают. Клюв длинный и острый, весной желтый, а к осени темнеет. Ноги красновато-коричневые. Слайд 10 По всей Европе обитает, На зиму в Африку летает. С ним весело и не до скуки - Легко заучивает звуки. И, суть мелодии схватив, Он повторит любой мотив. Живёт под крышею певец Красавчик, умничка - … Слайд 11 Песни скворца -Как поёт скворушка, на пение каких птиц похожа его песня? Весной скворцы одними из самых первых прилетают на места гнездования. Прилет их сразу становится заметен. В это время самцы поют свою замечательную песенку, сидя на проводах или около скворечен. Послушайте, как пишет о песне скворца А.И.Куприн в своём рассказе. «Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеёшься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чём не бывало, без передышки, продолжает свою весёлую, милую юмористическую песенку.» А сейчас послушайте его собственное пение. (Включается запись пения скворца). Слайд 12 Гнездование -Где устраивает свои гнёзда скворец? Как он их утепляет? У многих людей скворец ассоциируется со скворечником — кажется, только там живут эти птицы. Но это лесные птицы, свои гнезда они устраивают и в дуплах. Гнездо строит самка. Самец лишь изредка приносит строительный материал — солому, сухую траву, веточки или перья. Слайд 13 Кладки и птенцы В кладке — 5–7 красивых голубых яиц без рисунка. Их высиживает самка в течение 14 дней, самец лишь изредка заменяет её на время. Вскармливают вылупившихся птенцов оба родителя. Через пару недель скворчата вылетают из гнезда, а еще спустя 5–7 дней становятся совершенно самостоятельными. Слайд 14 Питание -Чем питается? Скворцы всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Ранней весной охотятся за дождевыми червями, выбирающимися к поверхности земли на проталинах или собирают личинок насекомых, зимовавших в укромных местах. Когда тёплая погода будит природу, ловят разнообразных насекомых: кузнечиков, пауков, бабочек, гусениц, червей. Из растительной пищи употребляют семена и плоды растений: ягоды, яблоки, груши, сливы, вишню и пр. Слайд 15 Скворец и человек -Какую пользу приносит людям? Человек имеет историю взаимоотношений с этими птицами. Чтобы привлечь их к уничтожению вредных насекомых в садах и огородах, люди издавна сколачивали для них искусственные домики, названные скворечниками. Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки). Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы охотно заселяют скворечники. В тех случаях, когда скворечник оказывается занят воробьями, скворцы, нередко действуя совместными усилиями нескольких пар, буквально «выживают» непрошеных квартирантов. Полость дупла или другого избранного птицами места обе птицы пары обильно вымащивают мягкими материалами, состоящими из нежных стебельков трав, высохших листьев злаков, перьев птиц. | Слушают, отвечают на вопросы. Слушают рассказ А.И.Куприна «Песня скворца», запись пения скворца. |
IV.Физкультминутка. 2 мин | | Динамическая пауза «Скворцы» Ой, летали скворушки- скворцы. Махи руками. Все летели, песни распевали, Крыльями махали. Стайкою на землю сели, Развернуться в сторону Червячков они поели. кормушки. Клю, клю, клю, клю, Сесть на корточки. Клю, клю, клю, клю, Указательными пальцами Как я червячков люблю. постучать по полу. Перышки почистим, Руками потереть предплечья, Чтобы были чище. как бы обнимая себя. Вот так, вот так, Вот так, вот так, Чтобы были чище. Прыгаем по веткам, Развернуться в сторону Чтоб сильней стать деткам. деревьев за окнами. Прыг-скок, прыг-скок, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгаем по веткам. Тут собака прибежала Развернуться в сторону И скворцов всех распугала собаки (игрушка или картинка) Гав-гав-гав, скворцы взлетели, Махи руками. И в скворечник полетели. | Делают движения. |
V. Работа по теме урока. (10 мин) 1.Сценка «Скворец и цапля» 2.Игра «Собери пословицу» 3.Сценка «Случай» | Регулятивные: планирование, прогнозирование, Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Сценка «Скворец и Цапля» -Закройте глаза и представьте: - Зима на улице. Всё белым - бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте послушаем разговор скворца и цапли. Цапля. - Здравствуй, Скворушка! Скворец. - Чти ты такая печальная, Цапля? Цапля. - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда? Скворец. - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. -Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? -Верно, они перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов. 2.Работа в группах. Игра «Собери пословицу» У каждой группы своё задание. -Давайте вспомним правила работы в группе. 1. Прилетел скворец – зиме конец. Скворец –хороший певец и звукоподражатель. 2. Скворец с сорокой в одном гнезде не живут. Скворца скворечником не ловят. 3. Скворцы прилетят – говорить научат. (о маленьком ребёнке, не умеющем говорить) В дырявом скворечнике скворец не гнездится. 4. Видишь скворца – знать весна у крыльца. Запоёт скворец возле дома – к добру. А сейчас сценка «Случай» Этот случай был в апреле, С юга птицы прилетели. Тает снег, а воробья Выгоняют из жилья. - Убирайся вон, задира, Просвистел ему скворец. - Ни за что, моя квартира, Я не временный жилец! Я тут вьюги и мороз Терпеливо перенёс. А сейчас, под этой кровлей Для семьи гнездо готовлю И не тронусь, хоть убей!- Прочирикал воробей. - Не упрямься! Мне в наследство Этот дом достался с детства. Вылетай. Мой клюв остёр А не то… Но тут во двор Со скворечней Миша вышел, Быстро с нею влез на крышу, Тут же крепко привязал И приветливо сказал: - Я, друзья, сердечно рад, Охраняйте вместе сад. Только Миша слез долой, Воробейка удалой В новый дом переселился И с соседом помирился. - История со счастливым концом. И я надеюсь, что в наши домики-скворечники, которые изготовили мальчики со своими родителями на весенних каникулах, обязательно поселятся недавно прилетевшие скворцы. | 2 ученика выступают в роли скворца и цапли. Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника. Выступление групп. |
V.Контролирующее задание (12 мин) | Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов. Личностные: целеполагание Коммуникативные: сбор информации, инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слышать и слушать. | Аппликация «Скворечник» Детям предлагается лист бумаги с нарисованным коричневым карандашом деревом. -На какие геометрические фигуры похожи детали скворечника, какого они цвета, какие детали одинаковы по цвету? - Сделайте аккуратный ровный скворечник, ведь в плохом домике птицы не захотят поселиться. -Только после этого к каждому готовому скворечнику прилетает скворец (вырезанный из черной бумаги силуэт птицы с белыми крапинками), которого дети наклеивают на жердочку. . Сценка: «Птицы». Перел. птицы: -Здравствуйте, дети! Дети: - Здравствуйте! Скворец к синичке: - Здравствуй, птичка- невеличка! Здравствуй, добрая синичка. Грач: - Здравствуй, дятел – наш приятель! Здравствуй, голубь и снегирь! Дятел: - Расскажите птицы, где вы побывали. Расскажите птицы, что вы повидали? Скворец: - В жарких странах жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нету. Дятел: - Хорошо ли жили в далеке от дома? С кем вы там дружили в странах незнакомых? Скворец: - Мы скучали по деревьям По звенящему ручью. По скворечне, по деревьям По соседу воробью. Дети: - Все мы рады вам, друзья! Будьте с нами вы, друзья! Ласточка: - Гнезда вы не разоряйте!? Дети: - Нет, гнезд не будем разорять, Вам слово всех ребят. Пусть птичьи песенки опять В саду у нас звенят. - Сегодня мы многое узнали о птицах. Они бывают разных размеров и большие, и маленькие; могут быть различной окраски их перья; поёт каждая из них по-своему. - И чтобы вся эта красота на долгие годы оставалась, мы должны помнить некоторые правила поведения в природе. Слайд 16 Не кричать в лесу. Не разорять гнёзда. Не брать в руки яйца и птенцов. Близко не подходить к гнезду, а наблюдать издалека. Не стучать по деревьям. Не ловить и не убивать птиц. | Самостоятельная работа. Взаимопроверка по эталону Выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) и полоски (насест). Наклеивают изображение под фоновую музыку. Силуэт птицы с белыми крапинками наклеивают на жердочку. Определяют бережное отношение к природе. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: самоопределение.
| Слайд 17 Чтобы нашим птицам хорошо жилось в наших лесах и полях, мы должны позаботиться о том, чтобы их дома были чистыми и уютными. Птицы любят жить в красивом зеленом лесу. Давайте подарим сегодня птицам такой лес. Если у вас было хорошее настроение и вы рады прилету птиц, подарите березке (на аппликации) зеленые листочки. Если вы грустили – желтые листочки. Я думаю, что все птицы с радостью прилетят к нам, зная, что их здесь ждут. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |