kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия "Изготовление цветов и листьев в технике термообработка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомсто с техникой декорирования кожи - термообработка. Изготовление цветов и составление панно из них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Изготовление цветов и листьев в технике термообработка"»

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»











Конспект

занятия по программе «Мир рукоделия»

3 год обучения




« Изготовление цветов и листьев в технике «термообработка». Декоративное панно».









Педагог

дополнительного образования

Строганова Галина Юрьевна













г. Зеленокумск

2016 г.

Цели занятия:  ознакомить обучающихся с одним из видов декоративной художественной обработкой кожи - термообработкой.



Задачи:

  • Обучить простым навыкам работы с кожей

  • Развить познавательную деятельность;

  • Развить мыслительную деятельность.

  • Воспитать творческое отношение к труду;

  • Привить уважение к народным традициям, интерес к традиционным видам рукоделия.

Форма проведения занятия: занятие - исследование.


Методы: интерактивный (рассказ, объяснение, демонстрация, игровые моменты).


Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Инструменты и материалы:

- выставка изделий из кожи;

- образцы материалов и инструментов для обработки кожи;

- раздаточный материал - инструкционные карты, карточки задания;

- образцы рисунков изготовления панно;

- для работы - кусочки кожи, шаблоны, клей, ножницы, ручка, рамка;

плитка для обжига (свеча).


ХОД ЗАНЯТИЯ:

I этап. Организационный момент


Педагог: Здравствуйте! Очень рада видеть вас! На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с кожаной пластикой, с приемам художественной обработки кожи – термообработка и изготовим цветы и листья в этой технике. Из натуральной кожи можно сделать много интересных и полезных вещей своими руками  различные украшения: брошь, пояс отделанный кожей; а также  вазу, кожаный багет, шкатулку, картину. Наверняка у вас в хозяйстве найдутся кожаные вещи, которыми вы давно уже не пользуетесь. Не спешите их выбрасывать дать коже вторую жизнь.
В последние годы появились новые приемы художественной обработки кожи, такие как роспись по коже, термообработка, драпировка, ажурная орнаментация, нитяная графика. Рассмотрим некоторые из них.

(Осмотр выставки изделий из кожи, беседа с участниками о месте изделий из кожи в жизни людей в наши дни, применение кожи для отделки изделий и создания интерьера помещений.)

Педагог:

  • Нравятся ли вам изделия, представленные на этой мини-выставке?

  • Есть ли у вас дома изделия из кожи сделанные своими руками?

  • Как вы думаете, актуальны ли такие работы сегодня или это дань прошлому?

  • Что в доме можно украсить, применяя изделия из кожи?


Мы знаем, что издавна кожа использовалась в основном в утилитарных целях. Из нее шили одежду, обувь, кошельки, сумочки, головные уборы, пояса, футляры, изготавливали конскую сбрую. Сегодня же мы предлагаем сделать из кожи оригинальные украшения ( из одного предмета и в комплекте). Это могут быть броши, серьги, кулоны, декоративные пояса, воротники. Изделиями из кожи можно украсить одежду, изготовив воротник, пояс, жилет, пуговицы, а также украшения к обуви. И наконец, из кожи можно выполнить прекрасные панно для украшения жилья. Все эти изделия могут быть замечательными подарками.

II этап. Вступительная беседа.


Педагог: Кожу, удивительный материал, прочный, пластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке, создала сама природа.

Первобытный человек выделывал кожу из шкуры убитого им зверя для одежды, обуви, мешков и даже плавательных средств.

На кожаных бурдюках можно было переправляться по реке.

Раскопки, проведенные в Египте и Междуречье, свидетельствуют о том, что в 5 тысячелетии до нашей эры люди занимались земледелием и скотоводством, которое являлось основой кожевенного производства. Существование подобного производства подтверждают своды законов, собранных правителем Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.)

Изображения, сохранившиеся на каменных рельефах ассирийских дворцов, иллюстрируют широкое применение кожи. Из нее делали одежду, воинское снаряжение (латы, щиты), предметы быта (покрывала, подушки, ковры) и даже суда (у последних была кожаная обшивка). О тысячелетней традиции использования кожи напоминает и приспособление для орошения земли – кожаное ведро. Из кожи изготавливали прочные веревки, которыми делали замеры, связывали строительные леса. Веревки, сплетенные из нескольких кожаных ремней, использовались при строительстве в Северной Африке города-государства Карфаген. Древние египтяне применяли тонкие кожаные ремешки для сшивания кожи и оплетки изделий из нее. При этом ремесленник пользовался шилом и специальным крючком, которым через проколотое отверстие протаскивал ремешок. Кочевые народы применяли кожаную посуду (фляги, чайники, сосуды), которая служила им по 40-50 лет.

В 6-7 веках на территории Восточной Европы знали разные способы выделки кожи. Жил в стародавние времена в стольном граде Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, поэтому и прозвище ему дали Кожемяка. Ни один человек с ним силой сравниться не мог, да что – человек, одолел Никита в честном бою даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. И за подвиг этот не захотел богатырь никаких наград. Сказал лишь: «Не ради награды я со змеем бился, а людей пожалел, мне моя работа всех ваших даров милее. Пустите меня обратно в слободу Кожевенную». И вернулся Никита к себе домой в слободу. Опять стал кожу мять , в светлом Днепре вымачивать. Археологические раскопки в Новгороде и Москве свидетельствуют о существовании кожевенных мастерских в 11-12 веках. В 13 веке город Торжок стал центром выделки сафьяновой кожи из козьих и бараньих шкур. Вскоре появились кожевенные заводы и в других русских городах: Ярославле, Угличе, Ростове. Высокое качество изготовления кожаных изделий позволяло передавать их по наследству. Так, Дмитрий Донской завещал сыну “пояс золот великий с каменьем без ремени, пояс золот с ремнем”. И уже тогда, в 10-13 веках, в Древней Руси получило развитие декоративное искусство. Существовало прекрасное слово “узорочье” для обозначения предметов декоративного искусства. В кожаных изделиях, как в прочем и в других, орнамент покрывал всю поверхность, почти не оставляя свободного пространства.

III этап. Практическая часть.

Педагог: Есть много разных способов обработки изделий из кожи: штамповка, термообработка, гравировка, «жмурка», тиснение, мозаика, обжиг, батик. Чаще используют сочетания этих приёмов. На сегодняшнем занятии мы сделаем цветы и листья в технике термообработка. «Термообработка» - это придание кожаной заготовке определенной выпуклой формы под воздействием тепла. Подвергают термообработке любые кожи от черпака до, перчаточной. Работу над любым изделием, даже самым простым можно подразделить на несколько этапов. Прежде всего, обдумать форму, цветовую гамму, способы соединения деталей, оформление. Затем подобрать кожу нужной толщины и цветовой гаммы, сделать шаблоны, лекала, выкройки, раскроить по ним кожу, изготовить детали и соединить их в единое целое.

Но сначала вспомним правила техники безопасности с колющими  и режущими инструментами. Правила работы с электроплитой и свечкой.( см. Приложение)

А теперь мы с помощью шаблонов, вырежем детали цветка и листьев попробуем обработать над свечой. И из получившихся цветочков и листьев составим композицию. Нужно выбрать кусочки кожи для листьев и для цветов разного цвета. Кроить кожу намного удобнее, чем ткань, так как у кожи нет долевого направления. Поэтому лекала располагаются как угодно, лишь бы полнее использовать полезную площадь кожи. Линии кроя наносят ручкой со стороны бахтармы (изнаночной стороны), стой же стороны ее и режут. Листья вырезаем из плотной упругой кожи, мягкая и рыхлая не подходит, так как после обжига она не будет сохранять форму. Листья могут быть разной формы и сложности. Для цветка выбираем более мягкую кожу.

Изготовление отдельных частей (работа с технологическими картами).

По данным шаблонам врезать из кожи заготовки листьев и лепестков для цветка.

Разогреть электроплитку.

Пинцетом положить на электроплитку деталь лицевой стороной вверх. Даем возможность деталям подняться. Следим, чтобы края деталей не обгорели. За счет достаточной температуры плитки происходит фиксация объема детали.

Собрать цветок. Когда все детали готовы, начинаем сборку нашего панно.

(Предлагается рассмотреть и сравнить рисунки для панно различных видов. Проведя совместный анализ рисунков, в ходе беседы участники определяют вариант для себя. Композиционное решение часто подсказывает форма рамки. Приготовленные элементы композиции можно заранее уложить на приготовленном листе бумаги такого же формата, как рабочее поле панно.)

Перед заключительным этапом работы нужно взять основу и разложить на ней детали будущего панно, а затем, убедившись, что она вам нравится, собирать изделия, (см. Приложение)

Самостоятельная работа. (В течение самостоятельной работы педагог дает пояснения, рассказывает о правилах составления композиции, дополнительных материалах и т.д.)


IV этап. Подведение итогов занятия.

Педагог: Итак, сегодня на занятии мы с вами научились изготавливать листья и цветы в технике термообработки кожи (на открытом огне и на плоской горячей поверхности). Мы выяснили, что необходимо научиться выбирать такой способ термообработки, который позволит наиболее полно, четко и правильно раскрыть возможности материала и выбрать наиболее выигрышный вариант, при котором изделие получится аккуратным и красивым.
Вопросы:

1) Какие инструменты используются в данной технике? 
(Предполагаемые ответы детей: свеча, рассекатель, зажигалка.)
2). Какие изделия удобнее всего обрабатывать на открытом огне?
(Предполагаемые ответы детей: прежде всего различный растительный материал: лепестки роз, астры, пионы, листья, витые веточки, шишки, ветки ели.)
3). С какими трудностями можно столкнуться в процессе обработки кожи на свече?
(Предполагаемые ответы детей: нельзя обрабатывать кожу, у которой слишком ворсистая, плохо обработанная изнаночная сторона – бахтарма. В этом, случае кожа начинает тлеть, а иногда и гореть. 
Неудобно обрабатывать светлую или цветную кожу – на ней остаются слишком заметные темные подпалины, которые трудно скрыть, и даже закрасить.)
4). Какие впечатления в целом от данного способа термообработки? 
(Предполагаемые ответы детей: Хорошие. Очень интересно работать на открытом огне! При изготовлении цветов каждый лепесток или листик получается индивидуальным, что делает их более живыми, позволяет придать форме изделия наиболее натуральный, естественный и красивый вид.)

Педагог: Вы уже достаточно хорошо овладели этими способами термообработки и изготовили замечательные работы. 
Я прошу продемонстрировать свои изделия, выполненные в данных техниках, и немного рассказать о способах создания своих работ,
(обучающиеся демонстрируют готовые изделия и обсуждают вместе с педагогом, способы обработки кожи, которые применялись в каждой работе) А на следующих занятиях мы при помощи данного способа приступим к индивидуальной работе по изготовлению картин и панно по вашему выбору.




Приложение




Общие правила техники безопасности:


Не отвлекайтесь во время работы;

Не используйте неисправные инструменты;

Употребляйте инструмент только по назначению;

Инструменты и оборудование храните только в приспособленном для этого месте;

Содержите в чистоте и порядке свое рабочее место.


Правила обращения с электроприборами:


  • Перед включением проверить исправность шнура питания;

  • Не пользоваться приборами с открытой спиралью;

  • Не допускать выключения электроприбора дерганием за провод;

  • Не оставлять включенный в сеть электроприбор без присмотра;

  • Включайте и выключайте электроприборы сухими руками;

  • Ставьте электроприборы на электроизолирующую подставку;


Оборудование для обработки кожи.

1. Ножницы – нескольких видов: большие или среднего размера – для раскроя крупных деталей, маникюрные для выполнения маникюрных работ, “зигзаг” - для обработки края изделия.

2. Пинцет – для наклеивания мелких деталей, для работы с плиткой.

3. Авторучка, мел, карандаш – для разметки деталей.

4. Электроплитка или свеча – для термообработки кожи.

Шаблоны, лекало и выкройки можно сделать из картона или плотной бумаги.





Технологическая карта изготовления листьев


  • Вырежьте листики, по выкройке сделав посередине прорезы — прожилки листика.

  • Обожгите их, желательно на ско­вороде, что придаст более ровную выпу­клую поверхность. Прожилки под дейст­вием тепла немного раскроются.
     

Технологическая карта изготовления цветов

  • По выкройке вырежьте 2 маленьких лепестка , 2 средних и 3больших.

  • Обработайте над пламенем верхнюю и боковые стороны лепестка так, чтобы они красиво выгнулись.

  • Нижний край маленького лепестка промажьте клеем и туго сверните.

  • Следующие лепестки распределяются равномерно  вокруг первого, то есть  приклейте   сверху   2   маленьких затем 2 средних и 3 больших. Каждый новый лепесток наклеивается примерно с середины предыдущего,  что придает естественность цветку.

  • После полного высыхания нижнюю часть розы срежьте резаком, что позволит в дальнейшем лучше укрепить ее на картине.

Технологическая карта сборки панно

  • Расположим все подготовленные детали панно. Определим место каждой детали.

  • Расположив листья так, как вам нравится, начинаем последовательно их приклеивать с помощью клеевого пистолета.

  • Расположив цветы, начинаем последовательно их приклеивать с помощью клеевого пистолета.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия "Изготовление цветов и листьев в технике термообработка"

Автор: Строганова Галина Юрьевна

Дата: 14.05.2017

Номер свидетельства: 415203


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства