kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект классного часа "Зима- владыка трёх месяцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели мероприятия:

Ознакомить учащихся с явлениями природы в зимние месяцы; расширить знания о русских традициях, обычаях, самобытной культуре; показать точность, меткость, выразительность и красочность пословиц и поговорок о зимних месяцах, их живость и образность, связь с жизнью, делами и заботами людей; познакомить обучающихся с празднованием Нового года в различных странах мира

 Воспитательные задачи:

Развивать познавательный интерес, творческое мышление; формировать гуманистическое отношение к окружающему миру; воспитывать любовь к отчему краю, к Родине; пробудить интерес к народному творчеству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Зима- владыка трёх месяцев"»


Благодатновская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики









Разработка

классного часа «Зима – владыка трёх месяцев»

для обучающихся 7 класса













Разработала и провела

учитель украинского языка и литературы

Белик Валентина Николаевна























Классный час

«Зима – владыка трех месяцев!» (слайд 1)

Цели мероприятия:

Ознакомить учащихся с явлениями природы в зимние месяцы; расширить знания о русских традициях, обычаях, самобытной культуре; показать точность, меткость, выразительность и красочность пословиц и поговорок о зимних месяцах, их живость и образность, связь с жизнью, делами и заботами людей; познакомить обучающихся с празднованием Нового года в различных странах мира

 Воспитательные задачи:

Развивать познавательный интерес, творческое мышление; формировать гуманистическое отношение к окружающему миру; воспитывать любовь к отчему краю, к Родине; пробудить интерес к народному творчеству.

Оборудование: презентация «Зима – владыка трёх месяцев», плакат «Три белых коня», песня «Три белых коня», снежинки, карточки со словами, стихотворения русских поэтов, загадки о зиме и зимних месяцах, пословицы и поговорки, видеоролик о праздновании Нового года в различных странах мира.

Ход классного часа

Учитель. Наша встреча посвящена удивительному времени года – зиме (играет легкая музыка) (слайд 2)


Вот уж осень улетела,

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.


Вот морозы затрещали,

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

(С.А.Есенин «Зима»)


Ученик 1. Ходун А. Зима – это особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке.

Это ею – русскою зимой восхищался поэт, когда писал следующие строки:

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

(А.С.Пушкин)


Ученик 2. Удовиченко Б. И совсем другая зимняя картина в стихотворении Ф.И. Тютчева

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…


Учитель. Ф.И.Тютчев пишет про зимний лес: «Не мертвец и не живой».

Если следовать логике поэтического рассуждения, то, что же такое зима? Каково ее место в цикле существования природы?

Народная мудрость гласит: «Зима – владыка трех месяцев».

(Выходит Зима)

Зима. Николаенко А.

Вы меня на праздник звали?

Вот и я сама,

С вьюгой, снегом, холодами

Русская зима!

Я волшебница – зима,

Я на праздник к вам пришла.

И не просто пришла –

Вам подарки принесла.

Я покрыла поле снегом,

Снег на ветки лёг.

Пруд и речку заковала я под крепкий лёд.

Вы меня не испугались?

К печке тёплой не прижались?

Не пожаловались маме?

Можно жить я буду с вами?

К вам пришла я не одна.

Я трёх братьев привела.

Звучит песня «Три белых коня» (исполняет Удовиченко Алиса) (слайд 3)

Учитель.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.
(Выходит декабрь. На экране появляется слайд 4 «Декабрь».)


Декабрь. Кая К. В народе обо мне говорят, что я хвостик года.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

Учитель.

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? 

(Выходит январь. На экране появляется слайд 5 «Январь».)

Январь. Остапенко И.

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе.

Много снега во дворе:

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

- У меня много народных названий: январь – носик года, январь – первенец года, январь – сечень, то есть сечёт, рассекает зиму ровно пополам.

Учитель.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Выходит февраль. На экране появляется слайд 6 «Февраль»)

Февраль. Мокрый П.

- Обо мне в народе говорят ласково, что я хвостик зимы. А ещё говорят, что я зиму замыкаю – весне дорогу показываю.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Крутой февральский вечер

Метёт, метёт пурга,

И кажется, что вечно

Лежат снегов стога.

Учитель. Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя.

А все ли мы знаем о зимних месяцах?

Ученик 3. Карпенко Д. «Декабрь год кончает, зиму начинает» – говорится в пословице.

Первый месяц зимы – непростой месяц. Морозы часто сменяются глубокими оттепелями. У древних римлян декабрь был десятым месяцем в году и назывался децембер (от латинского слова «децем» - десять). На Руси его нарекли так: «студень» (стынет всё от морозов). Самые холодные деньки на его долю выпали. Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.

Существует много примет декабря:

- в декабре мороз нарастает, зато день убывает.

- в конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивает.

- в декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвёт, метёт.

Только месяц наш пройдет, наступает Новый год. В древности декабрь называли студень.

Учитель. Какими праздничными днями он богат, какие особенности присущие именно этому месяцу?

(День святого Николая, Католическое Рождество, Новый год)

Ученик 4. Погорелова Т. Легенда о рождественской елке (слайд 7)

Христос родился в самое трудное и темное время года, он принес людям свет и надежду. Родившегося Спасителя хотелось увидеть не только людям: деревья и кусты протягивали свои ветки, цветы тоже пытались заглянуть вовнутрь хлева, превратившегося в храм. Счастливее других были три дерева: пальма, маслина и ель. Они находились у входа, и им хорошо был виден младенец, окруженный ангелами.

Стройная пальма предложила пахучей маслине пойти поклониться младенцу, преподнести ему свои дары.

“Возьмите меня с собой!” – робко промолвила скромная елка.

“Куда тебе с нами и какие дары ты можешь поднести божественному младенцу”, - сказали пальма и маслина.

Промолчала бедная елка и не осмелилась войти в хлев, сияющий небесным светом.

Но ангел слышал разговор деревьев. Жаль ему стало елку, и он захотел помочь ей. Ангел взглянул на небо, сделал знак, и звездочки стали скатываться вниз, прямо на ветки елки. Она засияла огоньками. И когда младенец проснулся, его внимание привлекла сияющая елка, а не пальма и маслина. Он улыбнулся и протянул к ней ручки.

С той поры каждый год в одно и то же время елка блестит множеством огней и радует детей.


Ученик 5. Бродяная П. «Месяц январь – зимы государь» – еще одно мудрое изречение.

Продолжает зиму и начинает новый год - январь.

«Январь – году начало, зиме – середина», – гласит народная пословица.

На хвойных деревьях начинают постройку гнёзд клесты. Сбрасывают рога лось и благородный олень. Впадает в спячку ёрш, нерестится налим.

Есть у этого месяца древнее имя – «Просинец». Так как небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

К 25 января, который в народе называют Татьяной Крещенской, день прибывает на «воробьиный скок», т.е. на чуть-чуть. Но люди всегда радовались прибавлению света.

Народные приметы:

В январе снег глубок – хлеб хорош.

Снег на Крещенье надует – хлеба прибудет.

Снег на Татьянин день – летом быть дождичку.

А вот зимняя зарисовка – январская ночь в ясную погоду. Зима в этом стихотворении прекрасная, таинственная и холодная, словно Снежная королева.

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух…

(А.Фет)

Раньше январь называли сечень.

Учитель. Какие отличительные особенности этого месяца, какие праздники мы празднуем?

(Рождество, Старый новый год, Крещение)

Ученик 6. Жилина Е. «Вьюги да метели под февраль полетели» – говорили в народе.

Февраль, имея только 28 дней в обычном году, является единственным месяцем, который может пройти без единого полнолуния.

Раз в четыре года февраль имеет 29 дней.

Февраль - самый снежный месяц и потому называли его в старину «Снежень». Переменчив этот месяц. Он дружит с метелями, буранами.

Обратимся к народным пословицам:

Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

У февраля два друга – метель да вьюга.

Разгулялась вьюга,

Наклонились ели

До земли. С испуга

Ставни заскрипели.


А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.

(С.А.Есенин «Разгулялась вьюга»)

Февраль – последний месяц зимы. Дни становятся длиннее и длиннее. Солнышко светит да не греет. В конце февраля чувствуются признаки наступающей весны. Заметно прибавляется день, как говорится в народе «на лошадиный шаг».

 Февраль называли лютый.

Учитель. Какие праздники есть в феврале?

(День святого Валентина, День защитника Отечества).

Учитель. Зиму издавна воспевали в песнях, сочиняли про неё сказки, писали стихи и композиции. А как иначе, ведь зима - это самая сказочная и прекрасная пора года. Все мы помним зимние забавные игры и весёлых снеговиков. Давайте рассмотрим репродукцию русского художника И. И.Шишкина «Зима». (слайд 8) Обратите внимание, какие краски используются для изображения зимы? Какой запах можно почувствовать зимой? Какие эмоции у вас вызывает зима? Почему? (Учитель предлагает детям сыграть в игру «добавь по смыслу». Учащимся показывается карточка со словом, их задача придумать «зимнее» словосочетание.)

Зима (снежная, белоснежная);

Мороз (трескучий, сильный);

Снежинка (многогранная, искристая);

Метель (снежная, южная);

Лед (крепкий, скользкий);

Снег (блестящий, скрипучий).

Сугроб (высокий, пушистый)

Снегирь (красногрудый, шустрый)

Зима проводит игру. Николаенко А.

- Кто умеет веселиться, тот морозов не боится.

- Что делаете зимой, дайте мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечайте: «Да иль нет».

- В снежки играете с друзьями? (Да)

- Грибы по лесу собираете сами? (Нет)

- С горки на санках катаетесь? (Да)

- В деревне на речке купаетесь? (Нет)

- По лесу на лыжах бродите? (Да)

- А много цветов находите? (Нет)

- В саду своём грядки копаете? (Нет)

- А из-за Деда Мороза пляшите? (Да)

- Друзья, не устали ещё отвечать? (Нет)

- А через год меня ждёте опять? (Да)

Пословицы и поговорки о зиме и зимних месяцах (слайд 9)

Ученик 7. Слесь П.

В августе собираем, а зимой поедаем.

Сани готовятся летом, а телега зимой.

Зима - не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы - шутка.

Зима бездельника заморозит.

В декабре год кончается, а зима начинается.

Зимой и поморозит и санкам ходу даст.

Если утром закричали синицы - быть морозу.

Бежит вьюга по снегу, а следу нету.

Если февраль начался хорошей погодой – быть ранней и пригожей весне.

 Ученик 8. Березницкая В.

Январь — году начало, зиме середина.

 Новый год к весне поворот.

 Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

Зима спросит, что летом припасено.

Лето собирает, зима подъедает.

 Русская метелица шелком стелется.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Декабрь — году конец, зиме начало.

Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.

 В зимний холод всякий молод.

 Два друга — мороз да вьюга.


Учитель. (слайд 10)
- Ребята, зима – это самое замечательное время года. Мы многое знаем о русской зиме, очень ждем и любим праздновать Новый год, а как же проходит этот праздник в других странах?

(слайд 11)

Ученик 9. Остапенко А. В Эквадоре Новый год - красочное шумное зрелище. Весь народ, от мала до велика, выходит на площади. Ровно в полночь на каждой улице, в каждом дворе сжигают символ старого года - соломенное чучело. Во время праздника объявляется конкурс на самую лучшую елку, украшенную на площадях, улицах и дворах домов.

В Англии под Новый год можно зайти в любой дом, даже к незнакомым людям, надо принести с собою кусочек угля, бросить его в очаг с пожеланиями, чтобы огонь не погас в этом доме долгие годы.

В Венгрии на новогодний стол никогда не ставят кушанья из гусей, уток, кур, индеек. По народному поверью, птицу в этот день есть нельзя, а то улетит счастье.

(слайд 12)

Ученик 10. Хавалиц А. В Шотландии, отправляясь в гости на Новый год, обязательно несут с собой лепешку, виски, кусочек угля, чтоб в наступающем году в этом доме было сытно, весело и тепло. Когда часы бьют полночь, кто-нибудь подходит к двери, распахивает ее, пятясь, - так выпускают год старый и впускают новый.

В Италии в этот день выбрасывают из квартир и домов во двор или прямо на улицу ненужные домашние вещи, сломанную мебель. Считается, что это принесет семье в новом году благосостояние. Люди стараются не ссориться, не брать денег в долг.

В Швеции в Новый год разбивают старую посуду, для чего ребятишки заранее собирают негодные чашки, блюдца, тарелки. Чем больше черепков будет у порога, тем счастливее будет новый год.

На Кубе к полуночи наполняют кувшины водой. Как только стрелка часов останавливается на цифре 12, воду выплескивают на землю. Считается, что со старым годом покончено. А затем устраиваются карнавалы с фейерверками и факельными шествиями, песнями и танцами. Жители Кубы, когда часы возвещают наступление Нового года, с каждым ударом съедают по виноградине.

Демонстрация видеоролика о праздновании Нового года в разных странах


Учитель. (слайд 13)

- Скоро праздник Новый год, зимние каникулы, много ещё развлечений подарит нам зима. Поэтому я вам желаю, чтоб Дед Мороз мешок с конфетами принес, другой мешок – со смехом, а третий – с успехом.

Ученик 11. Ганенко В.

Новый год — веселый праздник.
Ждет его вся детвора.
Он, как одинокий всадник,
Заходит в светлые дома.

Новый год приносит счастье,
Сладкий запах мандарин.
Уносит в прошлое ненастье,
И горький привкус апельсин.

Новый год несет подарки,
Исполняет все мечты.
Вносит в жизнь свои поправки,
Много дел и суеты.

В Новый год приходит сказка,
Дед Мороз идет с мешком,
Мир раскрашивает краской,
По стране идет пешком.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект классного часа "Зима- владыка трёх месяцев"

Автор: Белик Валентина Николаевна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 366044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства