Развитие эмоционального восприятия и выражения его на сцене.
Ход занятия
Организационный момент:
Педагог: прежде чем начать наше занятие я прошу вас оставить за порогом чувства, которые нам сегодня не потребуются. Я оставляю за этим порогом чувство усталости. (Каждый ребенок, перешагивая порог учебного класса, произносит фразу «Я оставляю за этим порогом чувство….)
Давайте поприветствуем друг друга и гостей нашего занятия теплыми дружескими аплодисментами.
Игра-приветствие «Хоровод настроения»
- Ребята! У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.
Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и произносят слова «Я делюсь с тобой своей радостью и теплотой»
- Ко мне вернулась ваша теплота, и моё настроение стало еще лучше!
А теперь, давайте сядем.
Объяснение нового материала:
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о многообразии выразительных средств в театре. Какие выразительные средства вы знаете.
(Слово, мимика, пантомимика, костюм, декорации, музыка, шумовое и световое оформление)
Молодцы, много выразительных средств вспомнили.
А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?
(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.
Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)
Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую.
И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.
Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.
Цель: подготовить речевой аппарат учащегося к активному словесному действию.
В одном лесу жил-был маленький пятачок.
А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.
Винни Пух и Пятачок дружили.
Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.
Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.
А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.
Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.
Возле дорожки рос грибок.
Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка. Пятачок сел на нее и поскакал.
А Винни Пух в это время красил забор.
В это время прискакал Пятачок.
Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.
Поэтому он побежал умываться.
А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.
Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.
Потом друзья решили поиграть в шарик.
Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.
Молодцы.
“Разминка театральная”.
Раз, два, три, четыре, пять - Вы хотите поиграть? (Да)
Тогда скажите мне, друзья, Как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Или на волка, иль на козу, Или на принца, на Ягу, Иль на лягушку, что в пруду?
(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.)
У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:
- старенькую бабушку
- больного с зубной болью
- бабу ягу
(Дети изображают героев)
Молодцы! Справились с заданием.
А без костюма можно дети, Превратиться, скажем, в ветер, Или в дождик, иль в грозу, Или в бабочку, осу? Что ж поможет здесь, друзья?
(ОТВЕТЫ: Мимика и пантомимика)
Что такое мимика и пантомимика?
(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)
Выходит девочка и читает стихотворение.
РЕБЕНОК:
Вот новость! Я чуть не упала с крыльца! У каждого есть выраженье лица! Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю? Наверное, смелость, наверное, ум! А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?
А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.
Бывает, без сомнения, разное настроение, Его я буду называть, попробуйте его мне показать.
Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.
А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.
Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим. (Просмотр видео)
Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?
Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.
Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.
Упражнение на силу голоса «Воздушный шар» (пока шарик находится в воздухе – дети смеются, когда шарик касается пола – изображают плач. Упражнение проводится 3 раза: шепотом, обычно, громко.)
А теперь перейдем к просмотру и обсуждению отрывков.
1 отрывок из спектакля «Шрек» - встреча осла и Шрека
2 отрывок из спектакля «Шрек» - ссора Фионы и Шрека
3 отрывок из спектакля «Кот наоборот» - мыши и кот (если я не кот, то кто же?)
4 отрывок из спектакля «Кот наоборот» - кот и ворона(Эй, Василий, что грустишь?)
Молодцы! Все старались. Вот как заиграли по-новому ваши герои.
Скажите мне, пожалуйста, а в театре работают только актеры? (нет)
А кто работает в театре?
А зачем так много профессий нужно в театре?
( Без помощи художника, декоратора, костюмера, гримера и многих других профессионалов, работа актера и режиссера была бы менее красочна и выразительна)
Подведение итогов урока.
Давайте подведем итог нашего занятия. Скажите, важную ли роль выполняют выразительные средства в театре? (да)
Какую роль они выполняют, для чего они нужны?
Какие новые упражнения мы сегодня выучили?
Спасибо всем вам за работу, мы сегодня с вами очень плодотворно поработали.
Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. А эти аплодисменты мы подарим нашим гостям.