Занятие предназначено для учащихся первых классов реализующих программу внеурочной деятельности по флористике и ландшафтному дизайну. На занятии дети изучают технологию оформления сада посредством выполнения практической работы. Знакомятся с одним из стилей ландшафтного дизайна кантри. Учащиеся моделируют сад из природных материалов прямо на столе. Педагогом используются различные приемы проблемного обучения, элементы игры. Организуется фронтальная и групповая формы работы на занятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагог рассказывает детям сказку о бабушке – садовнице:
«Жила – была на свете бабушка, и был у нее прекрасный сад, она его так и называла Бабушкин сад. Красивая калитка, приглашала пройти в сад по извилистой дорожке прямо к разноцветной клумбе. Любопытные подсолнухи выглядывают из – за плетня. Отдохнуть можно было на скамеечке под старой яблоней, а на зеленой лужайке стояла старая телега и на ней красовались ромашки, васильки да ландыши.
Каждую весну к ней прилетали в сад волшебницы – феи цветов. Наряжались в разноцветные лепестки, умывались росой. Ромашковая фея спала на ромашке, а на розе? (розовая фея), а на васильке? (васильковая фея), а на ландыше? (ландышевая фея).
Но вот однажды в сад прилетел злой волшебник кактус, звали его - Кактусиан и заколдовал цветочных фей. И в тот же миг цветы завяли, трава пожелтела, деревья сбросили листву и засохли.
И только один цветок – звонкий колокольчик не испугался колдуна, а все звенел и звенел и звал на помощь (звон колокольчика)
Колокольчик звенит и обращается за помощью к детям. Дети предлагают помочь колокольчику, создать клумбу и «посадить» цветы.
Из колокольчика вылетают лепестки – помощники (алгоритм) Педагог предлагает рассмотреть лепестки и составить цветок, спрашивает детей, как они могут помочь расколдовать фей?
Дети устанавливают последовательность выполнения работы вместе с педагогом.
Стилизованная клумба
1 Лепесток (геометрические фигуры) дети находят емкости разные по форме
2 Лепесток - кладут на дно кусок соленого теста и разминают его
3 Лепесток – рисуют фломастером или стекой эскиз клумбы
4 Лепесток дети выбирают цвет (цветовые пятна)
5 Лепесток заполняют клумбу квадратами с помощью тонкой палочки, накручивая на нее квадрат и втыкая в соленое тесто создавая композицию.
Практическая работа детей по созданию клумбы.
Педагог спрашивает, как можно оживить цветы (произнести заклинание, побрызгать волшебной водой и т.д.)
Произносят заклинание:
У нас в саду расцвел цветок, (бутон из ладошек)
Чтоб стал красив он и высок, (цветок с открытыми лепестками)
Раскрыл наутро лепестки, (ритмичные движения пальцами врозь, вместе)
Должны работать корешки! (опустить пальцы вниз, соединив тыльные стороны ладоней)
Цветы не расколдовываются, и педагог говорит детям, что если создать красивые сады, тогда и феи оживут.
Педагог предлагает детям сделать маленькие садики прямо на подоконник, совсем как настоящие дизайнеры, которые создают большие сады. Они разбивают клумбы и выращивают цветы, прокладывают извилистые дорожки. Вспомните, что было в бабушкином саду?(Плетень, тропинка, телега, подсолнухи, колодец, полянка (по другому ее называют газон), цветы. Но помните, что сады ваши должны излучать тепло, доброту и красоту, только тогда мы можем расколдовать бабушкин сад.
Моделирование: Бабушкин сад
Дети выбирают забор, плетень, колодец, искусственные цветы, клумбу и моделируют ландшафт маленького садика. Прокладывают дорожки и тропинки с помощью пробок от пластиковых бутылок или спилов веток. Устраивают лужайку из драпа. Вешают скворечник для птиц, устанавливают колодец, «высаживают» цветы. Дополняют аксессуарами. Педагог интересуется у детей, кого пригласят они в сад, кто живет в саду.
Слайд – шоу «Бабушкин сад в стиле кантри»
Звучит волшебная музыка. Педагог по ходу презентации комментирует:
«Произошло чудо! Бабушкин сад расколдован и распахивает перед нами красивую калитку, которая приглашает пройти в сад по извилистой дорожке прямо к разноцветной клумбе. Любопытные подсолнухи выглядывают из – за плетня, да на колышке греет бока пузатая кринка. Отдохнуть приглашает скамеечка под старой яблоней, а на зеленой лужайке стоит старая телега и на ней красуются ромашки, васильки да ландыши. А вот и колодец, а в нем не вода, а цветы. Красота и птицы поют»
Педагог спрашивает детей о том, понравился ли сад, и говорит, что бабушка работает дизайнером, сад она создала в стиле кантри, значит деревенский или бабушкин сад. А вы сегодня тоже создавали сады, значит, вы тоже были дизайнерами.
Сюрпризный момент
Звучит волшебная музыка и педагог говорит о том, что бабушка дарит им драгоценные камни бриллианты за то, что вы так старались, за ваше доброе сердце (дети находят камни в маленьких садиках)
Список литературы
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
Бакалова, Н.Ф. «Природы милое творенье» [текст]: разработки занятий по флористике /Н.Ф. Бакалова. – М. : Чистые пруды, 2006.-32с.: - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Искусство».вып.1(7)).
Белая К.Ю., В.М.Сотникова «Разноцветные игры» – ЛИНКА – ПРЕСС Москва, 2007
Крижановская Н.Я. Ландшафтный дизайн для начинающих, - Ростов на Дону; Феликс, 2008
Спичакова С, Современные композиции, «Ниола 21 век,2000
Электронные ресурсы
http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/ легенды о цветах
Уважаемые коллеги! Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что, «прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»
А вам нравиться создавать ландшафт?
А что такое ландшафтное моделирование?
Ландшафтное моделирование – это способ создания силами и знаниями человека пространства, имитирующего живую природу.
Увлечение ландшафтным дизайном нашло практическое применение в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста. Чтобы выстроить систему работы по ландшафтному моделированию и применить его к возможностям детей 5-7лет попробовала адаптировать методику по ландшафтному дизайну, чтобы ребенок сам мог создавать красоту своими руками.
Это 3 занятие по программе «Большой мир маленького дизайнера» «Бабушкин сад в стиле кантри» по теме «Стили ландшафтного дизайна»
Техника моделирования ландшафта очень проста и не требует специальных знаний.
Занятие «Бабушкин сад в стиле кантри» по теме «Стили ландшафтного дизайна» провожу по подгруппам. Каждый из детей создает свою мини - композицию клумбы в маленьких баночках из квадратиков гофрированной бумаги способом торцевания, подбирая красивое сочетание цвета, тем самым развивается художественный вкус, совершенствуется мелкая моторика рук. Предварительное изготовление на предыдущих занятиях бумажных колодцев, скворечников, заборов в форме плетня дало возможность более полно отразить в моделировании характерные элементы стиля кантри. Последующее занятие «Бабушкин огород в стиле кантри» предполагает практическое занятие с посадкой семян укропа, лука и гороха.
Использование проблемной ситуации (расколдовать сад) стимулирует активность детей на занятии. Побуждает применить все силы и знания для решения проблемы. Проявить свои личные качества, милосердие, проникнуться желанием помочь бабушке восстановить сад, тем самым освоить технику моделирования данного стиля.
На занятии использую частичный показ составления композиции, что дает детям возможность самим реализовать свои способности, дети могут пользоваться алгоритмом в виде лепестков, что стимулирует творческий поиск и не позволяет допустить ошибку. При моделировании стилизованного сада не показываю способы моделирования пространства, это помогает детям мыслить по своему, воплощая оригинальные идеи. Внесение элементов собственного творчества в процессе создания объекта, побуждает ребенка к активным действиям, которые совершенствуют ориентировку в пространстве, практические умения и навыки.
Дети не ограничиваются тем или иным материалом, а предлагается право выбора: баночек для создания клумбы, цветных квадратиков, место за столом и подручного материала.
На протяжении всего занятия удается поддержать интерес, используя разные виды деятельности: сказка, мини – моделирование, слайд – шоу.
Получая в подарок драгоценные камни от бабушки, у детей появляется гордость за свои добрые поступки, они испытывают огромное удовлетворение от результатов своего труда.
Создание сада позволяет детям увидеть плоды своего труда. Созданный макет дети используют в играх, украшении интерьера детского сада, группы.
Детский сад будущего - это не только современная развивающая среда с красивым дизайном зданий, оригинальным оформлением внутренних помещений, но и живописным ландшафтным дизайном природного окружения. Закончить хочу стихами японского дизайнера Софу Тэсигахара: