Цель урока: знакомство с памятниками Донской земли, ярким отражением истории нашей малой Родины
Задачи урока:
- образовательные
- познакомить учащихся с лучшими региональными образцами скульптуры, способствующими формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск;
- воспитательные
- воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства Дона; сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия Дона, обеспечение преемственности развития народной культуры;
- развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность за выполняемую работу и аккуратность.
- создание условия для понимания учащимися своеобразия быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края.
- развивающие
- формирование представлений о многообразии стилей, тематики донского скульптурного искусства;
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры
Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями для групповой работы (кроссворд).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Доноведению "Памятники" »
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г. Аксая
Л. Е. Никуличева,
высшая кв. категория
Тема. ПАМЯТНИКИ.
Цель урока: знакомство с памятниками Донской земли, ярким отражением истории нашей малой Родины
Задачи урока:
-образовательные
- познакомить учащихся с лучшими региональными образцами скульптуры, способствующими формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;
- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск;
- воспитательные
- воспитание интереса к культуре родного края на лучших образцах искусства Дона; сохранение, пропаганда культурного потенциала и культурного наследия Дона, обеспечение преемственности развития народной культуры;
- развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность за выполняемую работу и аккуратность.
- создание условия для понимания учащимися своеобразия быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края.
- развивающие
- формирование представлений о многообразии стилей, тематики донского скульптурного искусства;
- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры
Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями для групповой работы (кроссворд).
Ход занятия.
1. Организационный момент. Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое. И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Слайд. 1 Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей малой Родине, вы узнаете много нового и интересного, побываете в интересных местах, а потом расскажете о своих впечатлениях родным и друзьям.
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2....Земля эта издревле называлась Диким Полем. Ему посвящено множество рассказов, повестей, романов и стихотворений. Это его воспел Максимилиан Волошин в своём «Диком поле»:
Слайд 3. Голубые просторы, туманы, Ковыли, да полынь, да бурьяны... Ширь земли да небесная лепь! Разлилось, развернулось на воле Припонтийское Дикое Поле, Тёмная Киммерийская степь.
Сегодня на уроке мы будем говорить о прошлом и настоящем земли Донской.
3. Постановка темы и проблемы урока.
- Каквы думаете, что может помочь нам познакомиться с историей нашей малой Родины? Разгадайте кроссворд. ( Работа в группах на карточках)
1.
4.
с
т
е
п
ь
2.
к
а
з
а
к
3.
с
о
м
с
е
м
ь
я
5
у
т
р
о
Д
о
н
6.
7.
Д
и
к
о
е
8.
к
о
н
ь
1. Природная зона – царство травянистых растений. ( Степь)
2. Вольный житель степи. (Казак)
3. Усатая рыба, которая водится в Дону. (Сом)
4. 7 Я ( Семья)
5. Вздохнув прохладным ветерком, Сквозь окна, к нам приходит в дом... Настраивая птичий хор, Поднимет солнце из-за гор. И по траве, свежей росой, Умывшись, пробежит босой. И ночь, расслабившись... растает. Смотри, как всё благоухает... Так каждый день, легко и мудро, Зовёт нас, из постели... (УТРО.)
6. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий — в море. (река)
- На берегах какой реки построен Ростов? (Дон) 7. Как называлось поле, на котором поселились казаки? (Дикое)
8. Вьётся грива на ветру, Я препятствия беру. Любит всадник мой меня, Быстроногого (коня).
Слайд 5. - Какое слово выделилось? (ПАМЯТНИК)
- А что обозначает слово памятник?
ПАМЯТНИК – сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт. У этого слова есть синоним.
МОНУМЕНТ - памятник значительных размеров.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Памятники)
- Верно. Мы сегодня на уроке «прикоснёмся к предметам старины глубокой» и познакомимся с современными памятниками земли Донской.
Чтобы знакомиться с памятниками. Мы должны познакомиться и разобраться и попробовать объяснить друг другу такие понятия:
Слайд.6Скульптурная группа – Слово скульптура пришло из латинского языка. Перевод корня этого слова означает – высекаю, вырезаю. В целом слово «скульптура» имеет следующий смысл: творение объемной формы, которое может быть выполнено как из твердых, так и пластичных материалов. Основная идея скульптур – максимально точно изображать фигуры и лица людей. Животные занимают в создании скульптуры второстепенную роль – их изображают в качестве дополнения. А скульптурная группа – это несколько фигур.
Статуя – Изваяние, изображение целой фигуры человеческой или животного из какого либо твердого материала: мрамора, дерева, бронзы и т
Слайд 7. Бюст – Скульптурное изображение человека по грудь или по пояс.
Плита с рельефом или надписью – скульптурное изображение на плоскости
Слайд 8. Триумфальная арка – отдельное монументальное сооружение в виде арки на столбах
Колонна – 1) столб, поддерживающий или украшающий какую нибудь часть здания. 2) памятник в виде столба.
Обелиск - Памятник, сооружение в виде гранёного, сужающегося кверху столба.
4. Открытие новых знаний.
Начиная с каменного века, древние люди обживали благодатные донские берега. Их стоянки обнаружены почти по всему течению реки Дон.
В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В « Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский истукан». Историческое событие, описанное в «Слове» произошло на территории Дикого поля у реки Калитва. И поэтому, статуи, которые появились на территории нашей области, связаны с историческим проживанием древних донских народов – скифов, сарматов, половцев…Слайд 9, 10, 11.
Слайд 12.
Эту каменную статую, изображающую предков, археологи называют «каменной бабой».
А ещё их называют "Половецкие бабы", они ставились на святилищах и местах захоронения знатных половцев – аристократии. Курганы с захоронениями до сих пор находят по всей Ростовской области
В Ростовском областном музее краеведения находится восемь каменных фигур и их фрагментов.
Это половецкие изваяния ХII – XIII веков.
Слайд 13.
В Ростовском областном музее краеведения можно увидеть ещё один средневековый памятник - хачкар, как утверждает поясняющая табличка, четвертого века. На территории юга страны установлен не один хачкар, но древнее этого «крест-камня» в России нет.
Эти армянские средневековые памятники (хачкар означает «крест-камень») представляют собой вертикально поставленные каменные плиты с резным изображением большого креста в сложной орнаментальной композиции.
Хачкар в музее, реликвия армян Дона, привезена из Анийского царства, разгромленного турками-сельджуками, на Крымский полуостров. В 1358 году в городе Старый Крым армянские переселенцы основывают монастырь Сурб-Хач (Святой крест). Там и был установлен одноименный хачкар. В 1778-79 годах христиане Крыма (большей частью армяне — 12500 человек) правительством императрицы Екатерины Второй были переселены в Россию. Покидая обжитые на полуострове места, армяне взяли с собой и хачкары.
Слайд 14. История нашего края неразрывно связана с историей России, которая вела многочисленные освободительные войны.
Можно по- разному относиться к событиям непростой истории нашей страны. Но не знать о них, не помнить их – нельзя.
Про саму Гражданскую войну написано немало – и историками, и писателями. А вот про саму тачанку нам расскажет… (ученик).
Тачанка – это рессорная открытая повозка. Во время Гражданской войны на неё устанавливали пулемёт, и повозка являлась передвижной огневой точкой.
Запрягали повозку обычно тройкой (наша тачанка запряжена четвёркой, что не соответствует реальной истории – это объясняется тем, что ещё со времён Римской империи на памятниках принято изображать четвёрку лошадей – и скульпторы решили не нарушать традиций). Управлял тачанкой ездовой, а сзади размещался пулемётный расчёт из двух бойцов – наводчик и его помощник.
Памятник «Тачанка-ростовчанка» установлен в 1977 году. Общая высота монумента – 15 м.
Авторами памятника являются скульпторы В. Батяй, В. Косолапов, Анатолий Скнарин, архитектор Петр Ибалаков.
На мемориальной доске написано: «1918. Посвящается легендарной 1-й Конной Армии».
Памятник стоит на левом берегу Дона, возле трассы М4-Дон, там, где в январе 1920 года развернулись тяжёлые бои Первой Конной армии Будённого с отступающими частями армии генерала Деникина.
Учитель: В годы Гражданской войны тачанка была нередко решающим фактором в победе над противником. Воевали наши люди, правда, между собой… И эта часть российской истории очень горька и печальна…
Так вот получается, что символом нашего города стал военный памятник эпохи Гражданской войны. И это – первое, что встречает гостей Ростова на южном въезде в город…
Слайд 15. Интересный факт: Этот памятник тачанке – единственный в России. Но в одном из городов Херсонской области (Украина) тоже есть такой памятник. Там его называют «тачанка-тавричанка» (по названию местности – Таврии). И установлен он был ровно на десять лет раньше нашей знаменитой тачанки. Уч. - А какая ещё была война, унёсшая с собой очень много человеческих жизней? Война за свободу и независимость СССР, именно так называлась наша страна в те годы. (Великая Отечественная война). А что вы знаете о этой войне? (Ответы детей)
На территории нашей области есть много памятников истории, связанных с этой страшной войной.
Слайд 16.
Змиёвская балка - место в Ростове-на-Дону, где в августе 1942 года германскими оккупантами были расстреляны и умерщвлены другими способами около 27 тысяч жителей Ростова, в основном евреев. 5-6 августа 1942 года советские военнопленные вырыли в Змиёвской балке большие ямы и рвы, после чего были там же расстреляны. В настоящее время на этом месте находится мемориальный комплекс, воздвигнутый в 1975 году, к 30-летию победы. Авторами этого комплекса стали архитекторы Н. Нерсесьянц, Р. Мурадян, скульпторы Н. Аведиков, Е. Лопко, Б. Лопко. Основой его является выполненная из серого бетона без постамента монументальная скульптурная группа, которая возвышается в глубине балки. В центре композиции расположена фигура женщины, которая является символом Родины-матери, воодушевляющей советских людей в смертной схватке с гитлеровцами. У входа в мемориал оборудована смотровая площадка, откуда просматривается панорама всего мемориала. Оттуда лестница ведет в зал скорби из черного мрамора, где развернута экспозиция о зверствах фашистов в оккупированном городе. Напротив входной ниши на стене укреплены слова: «Помните! Через века, через года - Помните! О тех! кто уже не придет никогда, - Помните! Не плачьте. В горле сдержите стоны. Горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!»
Слайд 17. Мемориальная Стела «Воинам за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков», установлена к 40-летию победы в Великой отечественной войне. (Высота 72 метра.)
На Стеле красуется позолоченная фигура – Ника (древнегреческая богиня победы). В основании монумента высечены силуэты воинов, а также слова:
В честь воинов освободивших наш город от фашистских захватчиков Памятник этот над Доном воздвигнут По велению долга и сердца Сражались они за отчизну Ни крови ни жизни Своей не жалея МУЖЕСТВО ИХ Осеняет своими крылами победы Подвиг ими свершенный В ДАЛЕКИХ ВЕКАХ НЕ ПОМЕРКНЕТ
Слайд 18. Но и после окончания Великой Отечественной войны наши земляки принимали участие в различных освободительных военных конфликтах на территориях других государств и России.
Памятник погибшим в Афганистане расположен в городе Ростов-на-Дону, в сквере бульвара Комарова. Он представляет собой вздыбленную боевую машину пехоты (БМП), которая как бы въезжает на крутой пьедестал, изображающий карту города.
Памятник в Ростове-на-Дону воинам – интернационалистам, погибшим в таких сражениях, не единственный монумент а Ростовской области…
Физкультминутка.
Но знаменита наша земля и другими памятниками.
Слайд 19. Памятники знаменитым людям:
Памятник Пушкину в Ростове-на-Дону установлен на одной из самых красивых улиц города, названой в его честь, в 1959 г. 11 августа. Скульптор М. А. Минкус, архитектор памятника Пушкину в Ростове-на-Дону Г. А. Шульцев.
Каждый год ко дню рождения поэта любители творчества и страстные поклонники его творчества в торжественной обстановке возлагают цветы к памятнику Пушкину в Ростове-на-Дону. У памятника Пушкину устраиваются поэтические чтения, в которых участвуют ростовские и региональные писательские союзы, различные учреждения.
Слайд 20.
Один из лучших в мире памятников Петру I расположен на Историческом бульваре (бывший Комсомольский) города Таганрог Ростовской области. Идея создания памятника принадлежала мэру города того времени А. Н. Алфераки. Это произошло 5 июня 1893 года. Сам памятник был установлен только 14 мая 1903 года по проекту скульптора М. М. Антокольского
Высота пьедестала составляет 5,4 метра, скульптуры Петра – 3,4 метров, высота памятника с пьедесталом - 8,8 метров.
Памятник Петру I стал визитной карточкой Таганрога и неотъемлемой его частью.
Слайд 21. В городе есть и много бюстов известным людям:
Памятник-бюст Лермонтову расположен в одноименном сквере (пересечение Ворошиловского проспекта и Лермонтовской улицы), что в Кировском районе города Ростова-на-Дону.
На гранитной площадке из двух ступеней возвышается гранитный пьедестал с установленным бронзовым бюстом Михаила Юрьевича, одетого в мундир с эполетами поручика.
Александр Васильевич Суворов – гениальный русский полководец, генералиссимус, кавалер высших российских наград и многих наград других государств. Его легендарность заключается в том, что в своей военной карьере Суворов не проиграл ни одного сражения (более 60 сражений). Александр Васильевич является одним из основоположников русского военного искусства. Почти во всех походах с ним были казаки. В описаниях военных походов Суворова можно найти множество примеров мужества и преданности Донских казаков Российской империи. Связь с Доном величайший полководец никогда не прерывал. Именно поэтому один из памятников-бюстов А.В. Суворову было решено установить в этом регионе. Памятник-бюст А. В. Суворову - дань уважения к героям прошлого и гордость города Ростова
Памятник-бюст С.М. Будённому является неотъемлемой частью городского ансамбля. Он сразу полюбился горожанам, это стало местом встреч влюбленных пар, или просто молодежных компаний. Памятник-бюст С.М. Будённому напоминает всем о подвиге народа в страшной борьбе с врагом. Памятник-бюст С.М. Будённому напоминает о том, каким должен быть настоящий Мужчина, именно с большой буквы.
На территории Ростовской области существует ещё много интересных памятников, посвящённых знаменательным датам в истории региона.
5. Закрепление нового материала.
- Сейчас давайте вспомним, о каких памятниках вы узнали на уроке?
( При наличии времени можно посмотреть презентацию «Интересные памятники Ростова-на-Дону»)
- Попробуйте нарисовать эскиз памятника любимому литературному герою.
6. Домашнее задание.
1. Создай в альбоме «Путешествие по родному краю» раздел «Памятники родного города (станицы). Для этого сфотографируй имеющиеся памятники в твоём населённом пункте. Фотографии помести в альбом и обязательно найди и напиши небольшую информацию о истории их создания.