kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Час занимательной микологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы встречали растения, которые могли бы вырасти за один день? А грибы вырастают и растут целыми семейками. Если вы увидели один гриб, то ищите рядом его родственников. Каждый гриб растет под своим деревом. Подумайте? Своё научное название грибы получили от греческого ученого Теофраста, жившего в IV-III вв. до н.э. Теофраст описывал главным образом съедобные грибы:шампиньоны, сморчки, трюфели.

От слова "микос" получила своё название наука о грибах - микология, возникшая в конце XIX в. Оснавателем этой науки считается русский ученый Ф.М. Каменский.

В древнерусском языке слово "грибы" не существовало. Говорили "губы ломать" Как пишет В.Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка", оно означало "идти по грибы". Новое слово "грибы" появилось в русском языке в конце XV века.

Внимание обучающихся обращаем на муляжи, таблицы, предлагаем разделиться для создания групп - команд для дальнейшей работы.

На основании беседы обучающиеся приходят к выводу, что грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются растениями, ни животными, однако они имеют черты сходства с представителями обоих царств.

Командам - группам предлагатся для выполнения следующие задания: "Грибы в загадках" "Выполни тест", "Необыкновенные кольца", "Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия грибов","Отыщи непрерывную ломаную линию,которая обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды, и при том так, чтобы, следуя за линией, можно было прочесть примету о грибах". Маршрутные листы каждой команды для подведения игры. Можно использовать не все задания (по выбору, по интересу и т. д.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Час занимательной микологии"»


Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе

на тему: «Час занимательной микологии»

учитель биологии ГБОУ ЦО № 650

Кузина Нина Михайловна


Цель: формирование знаний о строении и способах питания шляпочных грибов, развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы, знакомство учащихся с правилами сбора грибов, воспитание чувства ответственности за свою жизнь и здоровье

Задачи:

1. продолжить формирование навыков шестиклассников по работе с алгоритмами; (познакомить учащихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением, ролью в природе и жизни человека; сравнение с растениями и животными)

2. развивать коммуникативные умения обучающихся при работе в группе;

3.  воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объема работы.

4. Знать особенности строения шляпочных грибов;

5. Уметь различать съедобные и ядовитые грибы;

5. Соблюдать правила сбора грибов.

Форма организации познавательной деятельности: групповая

Оборудование:

шляпочные грибы (иллюстрации), муляжи, таблицы, задания.

Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. В настоящие время грибы выделены в отдельное – третье – царство живых организмов. Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу.

Это гетеротрофные организмы. Грибы лишены хлорофилла и необходимый для жизнедеятельности углерод получают из готовых органических веществ, развиваясь как сапрофиты или как паразиты.

- Собрались мы с вами, ребята, в лес за грибами. Нашли грибную полянку, срезали грибы, а через неделю пришли опять на это же место. Найдём мы здесь грибы?

- Да.

- А теперь мы грибы (плодовые тела) срежем, снимем слой грибницы, положим в корзину, а грибы поставим как они стояли, в землю. Через неделю опять придем сюда же.

Что мы увидим?

Ничего, а точнее, сгнившие плодовые тела.

А что такое плодовое тело?

Так что же является основной частью гриба? (Грибница, мицелий, гифы гриба).

Вегетативное тело – мицелий или грибница, представлено системой ветвящихся нитей – гиф. Мицелий питается всей поверхностью. Запасные продукты грибной клетки – гликоген, волютин, масло. Крахмала никогда не образуется.

Сколько же лет потребуется на восстановление грибницы? (От пяти до пятнадцати лет.)

У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры (показываем масленок, маховик, белый гриб).

Что общего у этих грибов? (Трубочки, трубчатый гименофор). (показываем груздь, рыжик, шампиньон)

Что общего можно увидеть у этих грибов? 9Пластинчатый гименофор).

Следовательно, шляпочные грибы имеют пластинчатый и трубочный гименофоры. А для чего нужен гименофор? Какую функцию он выполняет?

(Функцию размножения. Споры-органы бесполого размножения сосредоточены в гименофоре)

1. Способы размножения грибов:

А) вегетативное почкование и деление мицелия

Б) бесполое – спорами

В) половое слияние специализированных клеток “гамет”.

Рассмотрите рисунок с изображением цикла развития шляпочного гриба. Запишите, что изображено под каждой из цифр.

2) По продолжительности жизни грибы можно разделить на 4 группы:

Эфемерные грибы – завершают развитие грибницы за несколько дней (сапролегия, Мукор, Ризопус)

Однолетние грибы – головневые, ржавчинные.

Двухлетние грибы – фитофтора.

Многолетние грибы – трутовики, шляпочные грибы.

3) в зависимости от субстрата, на котором развиваются грибы, выделяют 3 основные экологические группы:

Ксилофилы, обитающие на древесине – трутовики, опенки, вешенка.

Почвенные сапротрофы , растущие на опаде и в различных горизонтах гумусового слоя. Наиболее известные грибы этой группы – виды шампиньонов

Микоризные грибы

- А что такое “микориза, или грибокорень”

Объясните, почему подосиновик, подберезовик и другие грибы живут под определенными деревьями?



Рассмотрите отличительные особенности водорослей и грибов.

Признаки

Водоросли

Грибы

1. Способ питания

2. Наличие хлорофилла

3. Запасной продукт в клетке

4. Оболочка

Автотрофный

Есть

Крахмал

Целлюлозная, кремнистая, пектиновая

Гетеротрофный

Нет

Гликоген, масло, волютин

Целлюлоза, пектиновая

Приложение 1

Памятка «Правила сбора грибов»

  1. Надо собирать только те грибы, которые вы знаете. Никогда не собирайте грибы, в которых не уверены.

  2. Характерной особенностью многих видов грибов является то, что они годами растут на одних и тех же местах, за исключением случаев, когда при сборе была разрушена грибница. Поэтому очень важно, найдя гриб, не вырывать его из почвы! Начинающий грибник должен аккуратно выкрутить или вывернуть его из земли или дерева, при этом стараться не сломать ножку гриба.

  3. Собирать грибы следует в корзину из плетёных прутьев, а не в полиэтиленовый пакет, в котором грибы в жаркий день могут испортиться ещё до вашего прихода домой.

  4. Грибы можно смело собирать в тех лесах и лугах, которые расположены вдали от оживлённых автомобильных дорог и районов с высокой промышленной загрязнённостью. Иначе грибы накапливают вредные вещества.

  5. Вернувшись с грибами, домой, надо сразу их перебрать и выбросить старые, так как в них образуется много вредных веществ.

  6.  Нельзя откладывать приготовление грибов! Через сутки даже в молодых съедобных грибах образуется много вредных веществ.

  7. Грибы - тяжёлая пища, ведь их хитиновая оболочка плохо усваивается организмом. Поэтому детям до 5 лет грибы есть нельзя, а после пяти можно употреблять их в небольшом количестве.

  8. Помните, что у съедобных грибов есть ядовитые «двойники», которые нужно уметь отличать.





Сегодня нам предстоит выполнить задания, создать для работы две команды. Выполнять задания согласно маршрутному листу.

Задание №1 Грибы в загадках.


1-Шапочка красная, Пуговки белые,

Работа напрасная:

Осталось все целое –

Никто не берет!

(мухомор)

5- Зашел мужик в сосняк Нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро.

(масленок)

2-Под осиной мужичок

На нем красный колпачок.

(подосиновик

6- Есть гриб почти домашний -

Сажайте хоть на пашне,

Хоть под яблоней в саду,

Хоть у стежки на ходу. (шампиньон)

3-Под березой старичок,

На нем бурый колпачок. (подберезовик)

7- Пришли пареньки,

Присели на пеньки;

Сидят гуртом –

Не сгонишь кнутом.

(опята)

4-Сверху – горбато и покато

Снизу – губчато и трубчато,

И все стоит на столбике.

(белый гриб)

8- Росла заячья картошка

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвешь бочок –

Пыхнет темный табачок.

(дождевик)


Подсказки:

















Задание №2 Выполните тест, запиши ответы (3-5 минут)

1. Как размножаются грибы?

а) семенами; б) почкованием; в) спорами; г) простым делением


2. Чем питаются грибы?

а) готовыми органическими веществами б) образуют на свету органические вещества.


3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон; б) из гифа; в) из ситовидных труб; г) из сосудов


4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве? а) пенек; б) корни; в) мицелий;


5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу? а) плодовое тело; б) мицелий


6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки;

в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки


7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

а) паразитизмом б) симбиозом в) фотосинтезом


8. Как питаются шляпочные грибы?

а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.

в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев.


Ответы записать в таблицу:


1

2

3

4

5

6

7

8










Задание №3. «Необыкновенные кольца» В кружочках надо вписать буквы так, чтобы в каждом маленьком кольце по движению часовой стрелки, начиная всякий раз с кружочка, помеченного цифрой, читались названия гриба, соответствующего ответу той или иной загадки:


1. Две сестрички – говорушки

Брали черные зонты,

Шли беседовать в кусты; Дождь пошел - зонты раскрыли;

Дождь прошел - зонты забыли…

Так старушки и стоят

И о чем-то говорят.

5. Сбоку у грибочка – Бугорочек – почка, Бугорочек свалился –

Новый гриб родился

2.Стоит в шапке дед;

Дождя давно нет,

А шапка мокра,

Как рыбья икра,

И внизу вся в дырках.

3. Выросли в подвале,

Света не видали,

Но в лапшу попали

6. У пенька девица

Под зонтом таится;

Пень - березовый

Зонтик – розовый.

4. И лесная модница

За народом гонится:

То с бордовым,

То с лиловым,

Или с алым покрывалом

У тропы появится –

Хочет всем понравиться

7. Под деревом, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик

На нем серый кафтанчик,

Красная шапочка

Ответы: 1 чернушка, 2 масленок, 3 шампиньон, 4 сыроежки, 5 дрожжи,

6 волнушка, 7 подосиновик.



Задание №4. Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия грибов.

к о н е м а с л (масленок), р и к ж ы (рыжик)

с а ч л и к и (лисичка), с и н п о к д о в о и (подосиновик)

Задание №5. Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все клетки, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за линией, можно было бы прочесть примету о грибах.



(Затянувшиеся дожди – груздей не жди!)

Задание № 6 Объяснить значение пословиц в связи с изученной темой

  1. Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.

  2. Всяк грибок знает свой срок.

  3. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

  4. Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.

  5. Где один гриб, там и другой.

  6. Лесу нет, и гриб не родится.

  7. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.

  8. Под большим деревом и гриб вольготней живет.

  9. Хочешь грибок - лезь под кусток.

  10. Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.









МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ №


№ п\п

задание

Оценка

Общий балл

участники

штраф

1



Грибы в загадках





2



Выполни тест






3



Необыкновенные кольца






4



Угадай

гриб





5



Грибная примета.






1 Общий итог


2 Место



Штрафные очки за:

1 шумное поведение на конкурсах;

2.грубость.



III. Домашнее задание: 1) составить кроссворд о грибах;
2) сочинить сказку о грибах;
3) подобрать поговорки, пословицы, приметы о грибах

Список литературы

1. Пасечник, В.В. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. [Текст] Учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.

2. Парфилова, Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» [Текст]  / Л.Д. Парфилова. – М.: Экзамен, 2005. – 126 с.

















































Приложение №2








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Час занимательной микологии"

Автор: Кузина Нина Михайловна

Дата: 05.03.2016

Номер свидетельства: 302351


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства