конспект открытого занятия "Песня да ложка ходят одной дорожкой: отработка аккомпанемента на ложках к песне "Ярмарка"
Конспект открытого занятия "Песня да ложка ходят одной дорожкой: отработка аккомпанемента на ложках к песне "Ярмарка"
Конспект открытого занятия "Песня да ложка ходят одной дорожкой: отработка аккомпанемента на ложках к песне " Ярмарка"(.предполагается игра на деревянных ложках).Открытое занятие расчитано для 5 года обучения по программе народного пения ансамбля "Золотые гусельки" в МБОУ "Гимназия № 83".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект открытого занятия "Песня да ложка ходят одной дорожкой: отработка аккомпанемента на ложках к песне "Ярмарка"»
Министерство образования и науки УР
МБОУ «Гимназия №83»
Тема: «Песня да ложка ходят одной дорожкой:
отработка аккомпанемента на ложках к песне «Ярмарка»»
5 год обучения
Возраст обучающихся: 12-13лет
Шиляева Ирина Геннальевна
Педагог дополнительного образования
Ижевск, 2016
Введение.
Данный методический продукт(материал) разработан для дополнительной общеразвивающей программы «Народное пение» для темы «Народные инструменты: деревянные ложки». Тема изучается с 3 года обучения и может применяться до окончания освоения программы, предполагает изучение приемов и методов игры на ложках и использование их в качестве аккомпанемента к музыкальному произведению.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: практико-ориентированное
Форма проведения занятия: групповая
Характеристика групп: группа пятого года обучения ,8 человек; девочки с высокой мотивацией к обучению
Цель занятия: Достижение качественного исполнения аккомпанемента на ложках к народной песне.
Проблема занятия: Как влияет качество аккомпанемента игры на ложках на восприятие песни или муз. произведения? От чего зависит качественное исполнение игры на ложках?
Задачи занятия:
-отработать технику игры на ложках
-отработать положение рук
-отработать синхронность исполнения игры
-соединить аккомпанемент с исполнением песни
-создать правильный художественный образ произведения
Педагогическая цель: Развитие УУД.
Педагогические Задачи:
- сформировать знания о качественной игре на ложках: аккомпанемент, приёмы игры, синхронность, музыкальность, композиция ,художественный образ произведения.
-научить применять полученные знания на практике: аккомпанировать на деревянных ложках, с элементами импровизации.
-создать условия для развития творческого мышления, умения анализировать, сопоставлять, сравнивать;
-создать условия для развития музыкальных способностей, эрудиции, координации, артистизма;
-создать условия для развития навыка самоконтроля при исполнении игры на ложках и произведения;
-создать условия для развития эмоционально-образного восприятия произведения.
-привить любовь к народной песне, народным инструментам, интерес к народному творчеству.
Методы обучения: проблемный, тренировочно- репродуктивный, практический, аналитический с использованием ИКТ, информационно-рецептивный, игровой.
Данное занятие нацелено на формирование следующих универсальных учебных действий:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Изучение приёмов игры на ложках для аккомпанемента к песням, основных понятий, применяемых в технике исполнения;
Применение полученных знаний на практике в ходе исполнения песни «Ярмарка», качественная игра на деревянных ложках;
Обучающийся будет знать технику исполнения приёмов игры на ложках: «удары», «маятник», «тремоло», «форшлаг с ударами», «соседка».
Обучающийся будет знать понятия: аккомпанемент, мелодия, музыкальность, композиция, синхронность, координация, танцевальное оформление, художественный образ произведения.
Обучающийся будет уметь применять полученные знания на практике, используя игру на деревянных ложках, уметь аккомпанировать на ложках песню (или части песни: припев, проигрыш)
Обучающийся получит возможность расширить кругозор в области исполнения игры на ложках, музыкальном творчестве, в сценическом мастерстве.
Регулятивные
Целеполагание,
планирование,
самоконтроль,
оценка,
организация рабочего времени и пространства.
Обучающийся будет уметь выполнять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Обучающийся будет определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий;
самоконтроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающийся научится выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
обучающийся будет уметь вносить необходимые дополнения и корректировки в план и способы действия в случае расхождения от эталона, реального действия и его результата;
Обучающийся будет проявлять навык соблюдения норм безопасности при использовании своего голосового аппарата, при игре на инструментах (ложках)
Познавательные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
структурирование знаний
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
обучающийся будет знать, как адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно)
Обучающийся будет уметь выделять необходимую информацию, применять знания для поиска нужной информации, самостоятельно находить её в материалах учебников, другой дополнительной литературе и в интернет- ресурсах.
Научится применять предметные знания основного общего образования в дополнительном образовании и наоборот.
Будет применять знания, чтобы преобразовывать игру на ложках: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Будет уметь делать обобщения, выводы ,оценивать результат своей деятельности.
Личностные
мотивация к творческой деятельности, проектирование личной образовательной линии,
творческий подход к деятельности
нравственность,
мораль
проявление толерантности, уважения, любви, сочувствия, сопереживания членам коллектива.
Высокая мотивация обучающегося к освоению образовательной программы
Самоопределение обучающегося и жизненные цели (дальнейшее обучение по данной направленности)
Креативный подход к деятельности в ансамбле.
Формирование чувства уважения, любви, сопереживания к участникам ансамбля; уважения к окружающим людям и к другим творческим коллективам .
Формирование исполнительской сценической культуры
Уважение к истокам прошлого и пропаганда народной культуры и творчества в массы.
Коммуникативные
Активное слушание, ведение диалога, беседы.
участие в коллективном обсуждении проблем
построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, сотрудничество и интеграция в группу сверстников, умение решать конфликтные ситуации
проявление коллективизма.
Проявление обучающимся навыков активного слушания, умение вести диалог с участниками коллектива и педагогом, умение договариваться
Проявление инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
Выявление обучающимися проблем в коллективе , поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Управление поведением участников ансамбля : контроль, коррекция, оценка действий в коллективе;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникации
Признание права каждого на собственное мнение;
Умение выполнять правила и сохранять традиции, существующие в ансамбле.
Список использованной литературы.
1.Алеев В.В, Науменко Т. И «Музыкальный словарь», С-П., 1995
2. Аншакова Л. В., Квакин Б. В «Гусельцы», Воткинск, инструментах»,2005
3.Вертков К., «Русские народные музыкальные инструменты», Лениград, 1975.
4.Макаренко О. «Гармошечка-Говорушечка», вып.№8, Москва, « Музыка»,1991
5.Музыкальный энциклопедический словарь . Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
6.Русская народная песня для детей. С.-П., Издательство « Детство- пресс», 1999
7. Пивницкая О. «Фольклорное сольфеджирование», 2004, вып. 3
8.Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994
9.Шамина Л. «Работа с самодеятельным художественным коллективом»
Наглядный: ВИДЕО ПЕСНИ С ЛОЖКАМИ, видеозапись фрагмента концертной композиции «Ярмарка» ансамбля народной песни «Золотые гусельки», фото с исполнением игры на ложках.
Дидактический: словарь народных инструментов, народного творчества, сборники песен
Основная часть
№ п/п
Этапы
занятия
Задачи этапа (для педагога, для обучающихся)
Деятельность педагога
Деятельность
Обучающихся
Методы, приемы
1.
Мотивационно-целевой
1)Создание эмоционально-положительного настроя на работу.
2)Мотивация обучающихся на предстоящую творческую деятельность.
3)- осознание собственного мотива учения (оценка личностной значимости новых знаний, необходимости их приобретения);
4)Объявление темы и формы занятия
Приветствие гостей и обучающихся.
Предлагает посмотреть видеозапись игры на ложках образцового театра ложкарей «Холмичи» и ансамбля…ответить на вопрос:,«Какое имеет ли значение «ложечный» аккомпанемент к данных композициях»
Ответить на вопрос:«Хотите также качественно, красиво, задорно играть на ложках и что влияет на качественную игру на ложкаж?»
Сообщает тему занятия
Приветствие гостей стихотворением «Ложкари».
Создание положительных эмоций.
Мотивация учащихся на предстоящую деятельность – осмысление учеником мотивов деятельности;
Просмотр видеозаписей.
Ответ на вопрос: «Имеет ли значение «ложечный» аккомпанемент к данной песне?»
Отвечают на вопрос.
Психологически настраиваются на работу в группе.
Эмоциональный вызов
Информационно-рецептивный
ИКТ
Беседа
2
Актуализация знаний, постановка проблемы.
Постановка проблемы.Осознание проблемы,
совместная постановка задач деятельности на занятии. Актуализация знаний о шумовых народных инструментах, об игре на ложках, разминка
Актуализирует знания, полученных на занятиях ранее, о народных шумовых инструментах. Объясняет часть новой темы: отработка аккомпанемента на основе имеющихся знаний.
Ставит для обучающихся проблемную задачу:????как влияет ак.
«от чего зависит качественный аккомпанемент игры на ложках»
Формулирование учебной задачи;
Воспроизведение учебного материала.
Осознание учеником неполноты или недостоверности своих знаний и опыта.
Осмысливает новую информацию и проблемную задачу
Распевание??????
Репродуктивный
Проблемный
3
Организация педагогом процесса самостоятельного постижения обучающимися нового материала
Объяснение части новой темы: отработка аккомпанемента на основе имеющихся знаний.
Познавательные действия эмпирического???(сопоставление с эталоном) и теоретического уровня познания и составляющие их операции, обеспечивающие уяснение учебного материала: При помощи проблемных вопросов помочь обучающимся актуализировать имеющиеся знания по теории игры на ложках
Просмотр видео с выступления и фото, выделить проблемные места.
Организация педагогом процесса самостоятельного постижения обучающимися нового материала (недостающих знаний):
В ходе работы над композицией задаёт проблемные вопросы.
Проходит аккомпанементные композиции (фрагменты) по частям, для того, чтобы обучающиеся определили качественность исполнения??????
В процессе работы
над произведением
определяется значимость аккомпанемента, качество игры на ложках, качество исполнения песни .
Частично-поисковый
ИКТ
Метод ассоциаций
Практический
4
Практическая деятельность
Действия отработки и усвоения учебного материала, обеспечивающие переход от уяснения материала к овладению им, т.е. к способности воспроизводить и применять этот материал в усваиваемой предметной деятельности:
обобщить как влияет аккомпанемент на произведение и что нужно сделать, чтобы произведение было гармоничным.
Предлагает обучающимся ??????сделать гимнастику для рук(кистей) и поработать над аккомпанементом методом малых групп.
Совместно с обучающимися определяет значимость приемов игры в аккомпанементной композиции и сопутствующие движения руками
- организация педагогом действий закрепления знаний в процессе решения конкретно-практических задач: самостоятельная работа.
Педагог просит обобщить какие приемы игры используются для аккомпанемента в произведении и как они влияют на произведение в целом, импровизация аккомпанемента к любой песне
Действия закрепления знаний в процессе решения конкретно-практических задач:
импровизированная игра)(?????
Аккомпанементная игра по частям
Обобщение знаний об аккомпанементной игре, ее значимости, характере, качественности и выразительное исполнение композиции целиком под музыку, с использованием «ложечного» аккомпанемента
Практический
Метод малых групп
Аналитический
Репродуктивный
5
Подведение итогов, рефлексия обучающихся
Сравнение компонентов, осуществляемых исполнительных действий с образцами.
Мотивация обучающихся на дальнейшую работу.
Понимание необходимости работы над аккомпанементом для более высокохудожественного исполнения произведения в целом
После исполнения песни показывает видео выступления и просит самим оценить уровень освоения материала.
Беседа и анализ достигнутого результата, определение новых целей и задач в работе.
Анализ обучающимися собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе;
самооценка степени достижения запланированного результата;
определение программы последующих коррекционных действий по устранению недочетов
Аналитический
Беседа
Проект самоанализа занятия
Шиляевой Ирины Геннадьевны, педагога дополнительного образования МБОУ «Гимназия № 83
Предмет Народное пение, год обучения: пятый, Программа: «Народное пение»
Тема занятия: «Песня да ложка ходят одной дорожкой:
отработка аккомпанемента на ложках к песне «Ярмарка»»
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: практико-ориентированное занятие
Форма проведения занятия: групповая
Этапы занятия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Возможные риски
Коррекционная работа
Организационный момент
Осмысление темы занятия, ожидаемый эмоционально-положительный настрой обучающихся, готовность к предстоящей работе, т.е появление мотивации на предстоящую деятельность
Накопившаяся усталость за первое полугодие, короткий световой день, отсутствие солнечных дней и, как следствие отсутствие желания работать на занятии
Доброжелательное приветствие, заинтересовать обучающихся примером (видео-материал), постановка долгосрочных целей (участие в районных и городских конкурсах)
Актуализация знаний,
постановка проблемы.
Осознание проблемы,
совместная постановка цели деятельности
Не получается сыграть в ритм на ложках, падение ложек, не получается пропеть чисто двухголосие. Не проработаны технически сложные места.
Не получается исполнить аккомпанементные кусочки качественно, так как обучающиеся сильно волнуются.
Боязнь и непонимание речи педагога, целесообразности работы над новым материалом
Исполнение в более медленном темпе, отработка мест, в которых возникли проблемы, затем исполнение в более подвижном темпе.
При падении ложек, не акцентировать внимания(????)
Отработка технически сложных мест в разных темпах.
Подбодрить обучающихся.
Найти, за что можно похвалить. Рассказать о характере песни.
Объяснить материал ещё более доступно, на знакомых примерах.
Организация педагогом процесса самостоятельного постижения обучающимися нового материала
Отвечая на проблемные вопросы, (????)определить значимость аккомпанемента
Исполнение каждой части с аккомпанементом ложек более выразительно, учитывая знания о всех приемах игры и положениях рук.
Могут возникнуть проблемы в определениях (???)Терминах)
Зажатость мышечного аппарата рук, голосового аппарата, неспособность проконтролировать положение рук и вокального исполнения.
Педагог утрированно(???) акцентирует внимание …., задаёт дополнительные наводящие вопросы
Проход композиции в более медленном темпе, с остановками в проблемных местах
Практическая деятельность
Выразительно исполняют всю песню (музыкальную композицию) без технических погрешностей и остановок.
.
Не могут найти точки соприкосновения в малых группах, не могут выделить лидера для озвучивания совместных выводов.
Композиция выполнена не чисто, так как обучающиеся очень волнуются, но некоторые части пройдены без технических ошибок.
Помочь организовать диалог в группе, поддержать обучающегося, который озвучивает мнение группы.
Похвалить за грамотное, за выразительное исполнение отдельных частей.
Проработать определения, которые не запомнились, задать на дом, чтобы обобщить знания на следующем занятии.
Переключить внимание на другой вид деятельности: беседа
Подведение итогов, рефлексия обучающихся
Осознание необходимости работы над техникой исполнения игры на ложках, качественностью исполнения для более высокохудожественного исполнения музыкальных композиций.
Устали, не понимают необходимости работы над аккомпанементом , который почти выучен.
Мотивация на творческую работу над концертной композицией, в связи с выступлением на концертах.