Конспект открытого занятия «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
Конспект открытого занятия «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
Цель занятия: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.
Задачи занятия:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие:
- развитие слуха,
- координация движений,
-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке,
- воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать усидчивость, собранность.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.
- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы и цели занятия. Посадка за инструментом
2. Разминка.
Упражнение «Радуга»
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
- Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:
Ой, ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую,
В пол- минуты нарисую.
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.
Упражнение «Говорящие пальцы».
Запомни стишок:
Фокус-покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
Проговори – простучи стишок такими пальцами:
1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 5 5
1 1 2 2 1 1 3
1 1 4 4 1 1 5
Пальчиковая игра: « Волшебный платок»
Педагог:
У меня живет проглот – Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюшко, как у бегемота! Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.
Далее проверяем знание обучающейся гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .
3. Работа с музыкальным материалом.
Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?
Обучающаяся: М. Крутицкий «Зима»
Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?
Обучающаяся: Грустный, взволнованный немного.
Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
Обучающаяся: Холодную зиму, темный лес.
Педагог: А какая природа зимой?
Ответы обучающейся.
Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…
Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами. И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама. Идет волшебница-зима. Пришла, рассыпалась, клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами, Среди полей, вокруг холмов. Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием. Чародейкою зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою Чудной жизнью он блестит…
Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.
Посмотреть слайды с изображением зимы.
Обучающаяся исполняет произведение.
Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?
обучающаяся: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот
Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?
Обучающаяся: legato
Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:
Вьюга на дворе
Заметает.
На окне узор
Сверкает.
Все в снегу.
Я замерз.
Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.
Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.
Физкультминутка.
Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)
Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.
Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).
Педагог: Даша, как называется твое следующее произведение?
Даша: Скерцино.
Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?
Даша: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.
Исполнение пьесы Дашей.
Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).
Педагог: Какое настроение у произведения?
Даша: Веселое, радостное.
Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.
Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.
Педагог: Даша, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?
(Ответ обучающейся).
Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.
4. Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки).
Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.
1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»
2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.
Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.
Звучит Г. Галынин «Чижик»
«Зайчик»
5. Итог занятия:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
6. Домашнее задание:
- Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»
- Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.
Педагог: На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание!
7. Самоанализ занятия обучающимся и оценка занятия педагогом.