Конспект занятия по теме: "Интервью. Особенности жанра. Виды интервью"
Конспект занятия по теме: "Интервью. Особенности жанра. Виды интервью"
Конспект занятия поможет школьникам в увлекательной форме изучить особенности жанра журналистики - интервью. Ребята познакомятся с видами интервью. Педагог поможет создать собственный текст в виде интервью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: "Интервью. Особенности жанра. Виды интервью"»
Конспект урока по теме: «Интервью. Особенности жанра. Виды интервью »
Предмет: занятие объединения «Друзья журналистики»
Программа: общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Друзья журналистики»
Класс: 6Б
Тема урока: Интервью как жанр журналистики
Тип урока: изучение нового материала
Формы обучения: занятие дополнительного образования
Виды обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный
Технология: развивающее обучение, ИКТ
Методы преподавания:
Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)
Наглядные (мультимедийная презентация)
Практические (выполнение заданий)
Поисковый с использованием технических средств обучения
Образовательные цели урока:
изучение жанра журналистики – интервью;
применение знаний основ интервью в нестандартной ситуации
Образовательные задачи:
организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей интервью;
создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях: «Поиск сокровища», «Интервью с интересным человеком», «Шапка-невидимка».
Развивающая цель: развитие коммуникативных и информационных компетентностей
Развивающие задачи:
продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию;
формирование понятийного аппарата;
развитие умений работать в парах;
развитие монологической речи.
Оборудование:
Компьютер
Мультипроектор
Мультимедийная презентация «Что такое интервью, или Раз вопросик, два вопросик»
Лист-опросник для группы первого года обучения
Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком»
Этапы занятия:
№ п/п
Структурные элементы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный
момент (2 мин)
Учитель озвучивает тему урока и образовательную цель. Постановка задач.
Воспринимают
информацию
2
Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы) (3мин)
Моделирует ситуацию и подводит учащихся к проблеме. Затем ставит проблемный вопрос: «Почему интервью не будет успешным?»
Ищут выход из созданной ситуации.
3
«Мозговой штурм» (5мин)
Записывает на доске все предположения учащихся
Высказывают идеи
4
Самостоятельная работа по изучению нового материала (7 +3)
Дает инструкцию по работе в Интернете и алгоритм действий по работе с текстом
Находят необходимый материал, работают с текстом.
5
Практическое применение получен-ных знаний: выпол-нение разноуровневых заданий в парах и индивидуально (8 кл.) (10 мин)
Раздает учащимся:
- Лист-опросник для группы первого года обучения
- Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком». Вопросы для интервью.
Наблюдает, корректирует действия учащихся
Младшая группа: читают вопросы листа-опросника. Берут интервью у 2х членов своей группы. И записывают ответы в таблицу.
Старшая группа: берут интервью по предложенным учителем вопросам. Используя ответы на поставленные вопросы, составляют характеристику собеседника в виде небольшой статьи.
6
Организация речевой практики: представление задания, обсуждение (5-8 мин)
Дает уч-ся возможность представить свой труд, высказать отношение к работе других членов группы; предлагает доп. задание
Представляют свою работу, зачитывают статьи
7
Обобщение знаний
(5 мин)
Обобщает знания, полученные уч-ся с помощью презентации
Проговаривают, выделяют ключевые моменты, делают пометки в блокноте
8
Рефлексия
Предлагает вернуться к проблемной ситуации начала урока. Предлагает провести самооценку: «Сможете ли вы сейчас провести интервью?»
Ход занятия:
Создание проблемной ситуации
- Вы – редакция школьной газеты. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у директора нашего лицея. Думаю, с этим заданием легко справится …
Итак, сейчас ты берешь блокнот, карандаш и идешь брать интервью.
- Задание понятно? А куда ты отправилась? Ты уже решила, о чем будешь его спрашивать? А он готов дать интервью? Может, он занят на уроке, может, уехал на совещание…
Как быть?
Ребятам: Как вы думаете, каков будет исход интервью? Будет ли задание редактора выполнено успешно? Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?
2. Сообщение темы занятия, цели для учащихся
- Сегодня мы познакомимся с одним из самых интересных жанров журналистики – интервью, его видами, этапами и узнаем секреты успешного интервью. Эти знания помогут вам в практической работе при выполнении упражнений.
3. Мозговой штурм
- Подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью.
Прежде чем отправиться на интервью, нужно…
(уч-ся высказывают свои предположения, учитель делает пометки на доске маркером)
В процессе «мозгового штурма» могут быть такие пометки:
- продумать тему интервью
- выбор собеседника
- подготовка вопросов
- договор о встрече
- создать комфортную обстановку – расположить к себе собеседника
- вопросы корректные, открытые
- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?)
- показать черновой вариант статьи собеседнику до выпуска в печать
3. Работа с теоретическим материалом.
- Посмотрим, все ли секреты успешного интервью мы назвали. Для этого откройте папку «Журналист» на рабочем столе и найдите ссылки на Интернет-источники по теме «Интервью как жанр журналистики». Ссылки активные. Вы можете открыть любую ссылку, познакомиться с материалом.
- Что нового узнали? Что вы можете добавить к сказанному?
4. Практическая часть
- Известная истина гласит: «В мире нет дороже сокровища, чем душа человека». Сегодня мы с вами будем искать сокровища в своем собеседнике. Наша задача – найти «сокровище» в своем партнере по интервью, отыскать то, что, может быть, он и сам не знал о себе; помочь ему открыть себя как сокровище.
- Разделимся на 2 группы: ребята 5-6 кл и восьмиклассницы. Каждый из вас получит задание. Работаем 10 мин.
Задание для младшей группы:
Прочитайте вопросы листа - опросника. Вам нужно взять интервью у 2-х членов своей группы и записать ответы в таблицу. Ваша задача: выбрать собеседника, желательно менее знакомого, и как можно больше узнать о нем в ходе интервью. ( см. Приложение1.)
Задание для старшей группы:
1. Взять интервью у одного из наших гостей. Постараться получить как можно полный ответ на предложенные вопросы.
2. Оформить полученные в ходе интервью данные в виде статьи-характеристики» «Интересный собеседник».
(в Приложении 2 прилагаются вопросы и клише статьи-характеристики)
5. Обсуждение работы в группах
1. Какие люди были особенно интересны для тебя?
2. Было ли так, что подтверждалось твое впечатление об этом человеке?
3. Испытывал ли ты трудности в ходе проведения интервью? В чем была причина затруднений?
Мониторинг работы старшей группы:
- Попытка дать характеристику человеку – это один из вариантов написания портретного очерка, о технологии которого мы поговорим на следующем занятии.
6. Дополнительное задание:
Упражнение «Шапка-невидимка»
- В работе журналиста бывает много случаев, когда нет времени на подготовку интервью, составление вопросов. Нужно действовать быстро. И тогда от умения журналиста, его ума, быстрой реакции на ответ собеседника и коммуникативных качеств зависит исход интервью. Представим и мы ситуацию, когда нужно срочно взять интервью и нет времени на его подготовку. Проиграем ситуацию.
(учитель надевает на одного из уч-ся шапку- невидимку, на которой написано, кто наш герой, причем он сам об этом не знает. Другой уч-ся в роли журналиста должен задать ему 2-3 вопроса, «разговорить» собеседника)
Например, герой – победитель детского Евровидения /Колобок из сказки/ Дима Билан и т.д.
7. Подведение итогов занятия
- Еще раз повторим основные правила интервью.
(работа с презентацией, проговариваем, делаем пометки в блокноте)
8. Рефлексия
-Вспомните ситуацию начала занятия. А теперь вы сможете взять интервью? Чему научились, какие знания приобрели?
_______________________________________________
Приложение 1.
Лист-опросник
Цель: отыскать «сокровище» в своем партнере по интервью.
* Взять интервью у членов своей группы. Количество участников интервью не ограничено. Вопросы можно задавать в любом порядке и по своему выбору.
№ вопроса
Вопрос
Кто из собеседников…
Ответ / имя собеседника
1
Вырос в семье, где более 3 детей?
2
Назван в честь отца/ матери?
3
С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье?
4
Любит борщ?
5
Говорит на трех языках?
6
Побывал за свою жизнь в других странах? (каких?)
7
Умеет доить корову?
8
Помнит наизусть хотя бы три стихотворения А.С. Пушкина?
9
Любит танцевать народные танцы?
10
Ежедневно читает газету? Смотрит программу «Вести»?
11
Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»?
12
Любит петь, моясь в душе?
13
С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил свою мечту?
14
Кому в детстве рассказывали много народных сказок?
15
Для кого физкультура – самый любимый школьный предмет?
16
Чье детство прошло в деревне?
Приложение 2.
Задание для уч-ся старшей группы:
1. Взять интервью у кого-нибудь из наших гостей. Постараться «разговорить» собеседника и получить полную информацию.
Совет: Не забудьте представиться и познакомиться с собеседником.
2. Используя данные, полученные в ходе интервью, составить характеристику собеседника в виде небольшой статьи.
Вопросы интервью:
1. Какая ваша любимая книга? Любимый фильм, телепередача?
2. Есть ли у Вас любимый герой, персонаж, на которого Вы бы хотели быть похожим?
3. Продолжите, пожалуйста, предложение.
- Самый большой успех в жизни – это…
- В жизни все зависит от…
- Думаю, я никогда не смогу…
Примерный план статьи об интересном человеке (ваше творчество приветствуется!)
Имя моей героини…..
Из разговора с ней мы узнали, что…. (какая любимая книга, передача, на кого бы хотела быть похожей…)
… (имя) считает, что в жизни все зависит от…
Самый большой успех в жизни, по ее мнению, это…
…. (имя) никогда не сможет….
Вывод: Во время интервью я узнала много нового о своем собеседнике, то, что она…