Данное мероприятие входит в программу психологического сопровождения "Познай себя и окружающих" для учащихся начальных классов.
Ссоры в младших классах между учениками - это нередкость, а скорее правило. Без них не обходится практически ни одна учебная неделя. Конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно "младшеклассники" конфликтуют чаще всего. Ребята только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. Нельзя избежать всех конфликтов, ведь они периодически возникают в любой семье и в любой школе. Нужно научиться правильно их разрешать.
Таким образом, данный урок направлен на обучение толерантному общению и навыкам разрешения кофликтных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Серебряник Ирина Константиновна
Контингент: учащиеся 1-4 классов
Стаж работы: 8 лет
Данное занятие входит в программу психологического сопровождения «Познай себя и окружающих» для учащихся начальных классов.
Ссоры в младших классах между учениками — это не редкость, а скорее правило. Без них не обходится практически ни одна учебная неделя. Конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно «младшеклассники» конфликтуют чаще всего. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов.
Нельзя избежать всех конфликтов, ведь они периодически возникают в любой семье, школе и т.д. Нужно научиться правильно их решать.
Таким образом, данное занятие направлено на обучение школьников навыкам разрешения конфликтных ситуаций.
Оборудование: доска, карточки с 2-мя вариантами претензий, карточки со «словами-запретами»
План урока
Беседа:
--Все вы когда-нибудь ссорились, обижались на кого-то, обижали кого-то. Мы не всегда думаем прежде чем что-либо сказать. И вот, когда вы с кем-то поссорились, то можно сказать, что между вами произошел конфликт.
Есть такая наука, которая изучает конфликты и как же нам себя вести, чтобы избежать конфликта. Называется она – конфликтология.
Конфликты часто происходят из-за неумения грамотно, правильно предъявлять претензии.
--- А что же такое претензии? Давайте порассуждаем.
Обсуждение вопроса.
---Сейчас я предъявлю вам 2 варианта претензий:
1-й: Ты такой безответственный, как всегда не помыл посуду!
2-й: Ты сегодня не помыл посуду!
--- Обратите внимание, что я произношу оба варианта претензий с одинаковой силой голоса.
--- Какой вариант тебе было легче выслушивать?
--- Что было менее обидным?
--- А вам? (обращение ко всем)
--- Почему 2-й вариант лучше, менее обидный? (потому что во 2-м варианте мы не оцениваем человека целиком, а сообщаем ему претензию по конкретному, например, поступку, действию…)
!!!Обратить внимание детей на то, что НЕПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ!!! Все мы иногда говорим и поступаем неправильно.
--- Как вы думаете, какое предъявление претензий было более грамотным?
--- Почему?
На доске вывесить «слова-запреты»:
Как всегда
Опять
Снова
Вечно
В который раз
--- Можно ли при грамотном предъявлении претензии использовать эти слова?
--- Выйди - зачеркни.
Пауза: Повторяем за мной движения только тогда, я говорю – пожалуйста (поднимите, пожалуйста, в вверх руки; повернитесь к окну…….).
Элементы тренинга «Горячий стул»
--- А сейчас мы будем тренироваться грамотно предъявлять претензии. Вот здесь у нас «горячий стул». Он так называется, потому, что сидеть на нем непросто, как на горячей сковородке. Человеку, который будет на нем сидеть, будет нелегко.
!!! Правила для сидящего на стуле!!! :
Можно встать в любой момент, когда станет тяжело, некомфортно.
Не можешь ничего говорит, только слушать.
--- Для остальных: Что же такое грамотное предъявление претензии? Подумайте! (претензия на конкретный поступок или действие)
--- На «слова – запреты» мы накладываем ТАБУ, или ЗАПРЕТ.
--- Выйди и зачеркни эти слова (или закрыть их знаком «СТОП!»
!!! Необходимо находиться рядом с ребенком, сидящем на стуле, оказывая ему поддержку!!!
--- Ребята (5-6 человек) предъявляют свои претензии сидящему на стуле.
!!! Помните о том, как грамотно, правильно предъявлять претензии, какие слова нельзя использовать!!!
--- Спросить у ребенка, сидящего на стуле:
Как тебе сиделось на стуле?
Хотелось ли ответить на претензии?
Какая претензия была более грамотной?
На какую претензию хотелось что-то исправить или задумать об этом?
--- Ребята после всего, что вы сейчас видели, человек нуждается в психологической поддержке.
--- Что такое психологическая поддержка? (любые действия, слова, с помощью которых человеку становится хорошо и приятно)
--- Оказать психологическую помощь можно используя психологическое поглаживание.
--- А что это такое? Бывают физические поглаживания, а психологическое поглаживание делать, используя слова (ты умница, у тебя здорово получается делать…)
--- А теперь давайте окажем психологическую помощь вашему однокласснику.
--- Рефлексия
--- Вы поняли, что такое грамотное предъявление претензии?
--- Что такое психологическое поглаживание?
Заключение:
--- Ребята, вы молодцы, с вами было очень интересно и приятно работать.
--- Давайте похлопаем друг другу (каждый… скажет «молодец» с нарастающей силой звука)