kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час «Шежере-связь поколений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них,

Организация совместной работы с родителями по созданию своей родословной,

Развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения,

Обратить внимание учащихся на многонациональность поколений и историю проживания их в республике,

Воспитание толерантности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Шежере-связь поколений»»

Классный час «Шежере-связь поколений»


Задачи:

  • воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них,

  • организация совместной работы с родителями по созданию своей родословной,

  • развитие познавательной активности, мышления, творческого воображения,

  • обратить внимание учащихся на многонациональность поколений и историю проживания их в республике,

  • воспитание толерантности.

Умения: научиться составлять и исследовать своё генеалогическое древо.
Основные понятия: семья, род, родословная.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная система.

Ведущий: Издавна «Иванами, не помнящими родства» называли на Руси людей, не знающих своей родословной. Происхождение этого прозвища таково. В старину, когда люди, бежавшие с каторги, попадали без документов в руки полиции, то, желая скрыть свое прошлое, все, как один, называли себя Иванами. На вопросы о родственниках, отвечали, что родства своего не помнят. Так, «Иванами, родства не помнящими» и записывали их в полицейские протоколы.
Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Интересуясь своей родословной, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.
Кто-то, возможно, скажет: «Родословная! Подумаешь, исторический документ! Наша семья обыкновенная, таких – миллионы! Но, как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семей. Вы согласны со мной? Вы сможете ответить на вопросы: Какого вы рода-племени? Кто ваши родители, дедушки, прадедушки? Чем они занимались и какой след в жизни оставили? Чем прославились, отличились в жизни? Какие лучшие их черты по наследству достались вам? Откуда произошла ваша фамилия?  Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать свою родословную так глубоко, как это возможно. Родословная включает в себя родословную легенду – предание о происхождении семейства, перечисляет всех  родных и близких.
Так вот, именно о родословной мы хотели бы поговорить с вами сегодня.
Возможно, вы уже что-либо знаете о родословных. Я даже уверена, что вы можете мне сказать, как называется родословная племени, рода или семьи у башкир.
(Ответы)
С давних времён у башкир существовал обычай писать историю своего рода. Она и называлась родо-словной или шежере. Так, самые ранние из известных учёным шежере были написаны ещё в пятнадцатом-шестнадцатом веках. Это родословные древних башкирских племён Бурзян, Кыпсак, Усерген, Юрматы, Табын, Мин, Катай, Гайна и других. В ней указывались все члены рода по мужской линии, то есть точно и полностью обозначалась родственная связь поколений одного рода. По родословной записи можно было легко узнать о предках (прапрадедах, прадедах, дедах, отце) и потомках (детях, внуках, правнуках, праправнуках и т.д.) любого человека из данного рода.
 Каждый член рода должен был передавать шежере своим детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы – старейшины рода. Её хранили очень бережно, о местах хранения знали лишь несколько человек. Потеря этого важного документа считалась большим позором и оценивалась как забвение памяти отцов.
Существуют разные типы башкирских шежере. К традиционным формам можно отнести словесную и графическую.
Словесные шежере, как и устные сочинения сэсэнов (народных сказителей) написаны красивым, образным языком. В некоторых из них можно встретить сюжеты из башкирских сказаний, легенд, кубаиров, народных песен. А шежере племени Усерген написано в стихотворной форме. Такие шежере являются большой ценностью для учёных как памятники башкирской культуры, литературы и письменности. Давайте послушаем отрывок из шежере словесной формы  рода Кара-Табын племени Табын.
Из шежере рода Кара-Табын
         Род Кара-Табын идёт от Майкы-бия. Во времена Чингиз-хана Майкы-бий, живя в местности Миадак в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс… Сын Майкы-бия Илек-бий, его сын Алчэ-бий, его сын Булгаир-бий, его сын Кара-Табын-бий. Ему дали имя Кара-Газиз. Кара-Табын-бий, бросив старинные земли, переселился в долину реки Чулман (древнее название реки Кама). Его сын Чулман-бий родился, когда Кара-Табын-бий переселился сюда.
         Сын Чулмана – Кулман, сын Кулмана – Дурмэн, сын Дурмэна – Бибэн, сын Бибэна – Худайгул, его сын – Худояр, его сын – Давлетьяр, его сын – Давлетбай, его сын – Исен-хан.
         Исен-хан подчинялся  Чуртмак-хану, который был из казанских ханов. У Чуртмак-хана владением была деревня Джирем. Сейчас известна как село Чукур (от слова «сокор» - яма, село в Татышлинском районе Башкирии). Около деревни Чукур находилась всем известная местность «Озеро Сырган», где Исен-хан с Чуртмак-ханом состязались в стрельбе из лука по цели. В цель попала стрела Исен-хана. Честь Чуртмак-хана была задета, и между ними произошла ссора. Когда Чуртмак-хан сказал «Приведу на тебя войска», Исен-хан и его люди испугались.  «Пока он не привёл войска, убьем его самого!» - решили они и тогда же Чуртмак-хана убили. Позднее Исен-хан, опасаясь мести Казанцев, подчинился Русскому государству, став подвластным России. А то место, которое и сегодня известно как «Озеро Сырган», называют «Земля, куда упала стрела Исен-хана».
         Сын Исен-хана – Бырак, сын Бырака – Киик, сын Киика – Шариф, сын Шарифа – Габдулла, сын Габдулла – Салих, сын Салиха – Гали. Гали есть сам Кииков.
Гали Кииков – башкирский писатель девятнадцатого века, который писал под псевдонимом Гали Сокорой. Он то и записал последний вариант этого шежере. Первые же варианты записаны в семнадцатом-восемнадцатом веках. С ними вы можете ознакомиться, если прочтёте книгу «Башкирские родословные», выпущенную издательством «Китап» в 2002 году.  (Показать книгу)
        Ведущий: А теперь рассмотрим графическую форму шежере. В некоторых из них цепь и ветвь поколений одного рода изображались в виде таблицы, где давался лишь перечень имён.  (Показать книгу «Наше шежере» Х.Яппарова, с. 30-31 и с. 178-189). Иногда такая таблица дополнялась более подробными сведениями о каком-либо отдельном человеке или событии в истории рода.
         Но нам с вами больше знакомы графические шежере, имеющие  форму дерева, древа. Его ещё называют генеалогическим или родовым деревом. Слышали вы о таком? Оно не растёт в лесу, его не найти в ботаническом саду… Его создают – рисуют, составляют те люди, которым небезразлична история своей семьи, которые хотят знать своих предков, свои корни.
Очень радует то, что таких людей становится всё больше. Видимо, это связанно с тем, что в нашей республике во всех городах и районах проводятся праздники родословных «Шежере байрамы». Их возрождение возвращает нас к своим корням, пробуждает интерес к национальным традициям, семейным обычаям.
Мы знаем, что учащиеся школ района тоже принимают активное участие в этих праздниках, составляют на уроках свои родословные.
А не задумывались ли вы, почему родословную принято изображать в виде дерева?
(Ответы)
Оказывается, слово «шежере» произошло от арабского слова «шаджара», что переводится как «дерево». Подобно дереву, наши родословные отпускают всё новые и новые ростки и ветви.
На экране вы видите изображение родового дерева - это так называемая нисходящая родословная. Нисходящее родословие начинается с самого отдаленного из известных предка и постепенно переходит к его потомкам. Удобными являются родословия, составленные в виде нисходящей горизонтальной или вертикальной схемы и смешанно-нисходящей вертикальной схемы. При составлении нисходящей горизонтальной или вертикальной схемы начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Смешанно-нисходящее родословие указывает всех предков данного лица как по мужской, так и по женской линии. По сути, это родословие не является родословием одной фамилии, потому что охватывается большое количество родов, происшедшего от одного родоначальника.
Но, чаще родословное древо составляют таким образом.  Основателя рода – самого дальнего предка помещают внизу дерева – это его корень и корень всего рода.  А на стволе – пишут имена его прямых потомков, то есть сына, внука, правнука и т.д. На ветвях уже будут более дальние родственники. Эта родословная называется восходящей (от потомка к предкам).
А ещё существует очень интересная форма родословной по графическому изображению в виде восходящего солнца.
Её изобрёл и предложил использовать житель нашей республики Анагур Тихонов.  (Показать изображение родословной «Солнце Осипа»). Своего прадеда Осипа (основателя рода, в честь которого он и назвал свою схему) он расположил в центре полудиска восходящего солнца. От него, как солнечные лучи расходятся имена его детей. Это первое поколение. Далее от каждого из них в своём секторе расположил их детей (второе поколение), и внуков (третье поколение). Я думаю, вы поняли суть этой схемы и её преимущества. Обращаю также ваше внимание на то, что в «Солнце Осипа» указаны родственники, как по линии отца, так и по линии матери. Хотя в истории многих народов и башкир в том числе, родословные ведутся в основном по мужской линии. Так как такие данные были нужны для наследования имущества от отца к сыну. А вот у евреев, например, родословная ведётся по женской линии.
Но нам с вами дороги все родственники, и со стороны отца, и со стороны матери. Поэтому сейчас мы с вами будем составлять каждый свою родословную, используя схему, предложенную журналом «Акбузат».  Мы раздадим вам листы бумаги с контуром дерева, и вы попытаетесь его заполнить.
Чтобы выполнить задание, вы должны написать внизу на табличке, к какому семейству принадлежит ваше родовое дерево (вашу фамилию). Затем, надо в золотой шарик с надписью «Я»  написать своё имя и дату рождения. Потом вам нужно заполнить остальные шарики именами и датами рождения своих родителей и других  родственников.
(Раздать  листы.)
Ведущий: Итак, каждый из вас попытался сейчас составить свою родословную. У кого-то это получилось лучше, у кого-то хуже. Кто-то не смог заполнить все листочки дерева, потому что многого не знает о своих предках. Но, это можно поправить: используя семейные документы, письма, фотографии, а самое главное, воспоминания родителей, а ещё лучше самых пожилых родственников, попробуйте узнать побольше о своих прабабушках и прадедушках и т.д. и уже дома закончите начатую сегодня работу.
           При изучении родословной необходимо знание  таких понятий как «семья», «род», «фамилия». Термин «фамилия» обозначает ряд поколений, носящих одно наследственное наименование и имеющих одного предка, и может относиться и к семье, и к роду. Термин «семья» подразумевает ограниченное число лиц, состоящих в родстве, не обязательно кровном (муж, жена, дети и другие близкие родственники). Семья включает в себя представителей разных родов. Род – наиболее крупная генеалогическая единица, ряд поколений, происходящих от одного предка и связанных узами кровного родства.
Изучая родословную, не забудьте о тех, кому вы материал покажете или о нем расскажете. То есть предоставите свой труд на обозрение в каком-либо виде. Это может быть в виде стенда, плаката (на хорошем картоне, цветными карандашами, акварелями или гелевыми ручками изобразить ваше генеалогическое дерево рода), либо современный вариант (электронная версия первого бумажного варианта (его фотография) или компьютерная презентация (виртуальный альбом). Выбор за вами, дерзайте!
Кроме того, вы можете записать интересные истории, случаи, факты, случавшиеся в истории вашей семьи, которые хранят в своей памяти «старейшины» рода.

Откуда родом ты?
«Откуда родом ты?»- Меня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней –  С Урала я,
Там родина – Башкирия моя».
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны – ягодами, а сердца  - добром.
Там Агидель несется с горных круч –
Поток ее прозрачен и могуч,
К великой Волге путь ее лежит,
Бегут года, и Агидель бежит.
Бегут года, и с каждою весной
Ростки курая
Всходят над землей,
И, оглашая весь башкирский край,
Поет о счастье молодой  курай…
«Откуда родом ты?» - меня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина – Башкирия моя!»

Неслучайно здесь прозвучали эти стихи, мы все -  веточки единого и могучего дерева - Башкортостана.  И пусть мы все разные – жить нам всем вместе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час «Шежере-связь поколений»

Автор: Мустаева Гульгина Наилевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства