Просмотр содержимого документа
«Классный час в 7 классе на тему: «Поправки к Конституции Российской Федерации»»
Исполнитель: воспитатель Пасевин В. В.
Классный час «Поправки к Конституции
Российской Федерации»
Условные обозначения:
- в () содержатся предполагаемые ответы обучающихся;
- сокращение «Сл.» - переключение слайдов в презентации.
Оборудование и необходимые материалы: компьютер, проектор, колонки, презентация, видеоматериалы «Голосование по поправкам к Конституции РФ», «Твой выбор», 3 плаката «Поправки к Конституции РФ», 3 памятки «Как составить кластер?», у обучающихся на партах должны находиться цветные карандаши и фломастеры, одинарный лист для проведения рефлексии, для работы в группах потребуются три листа формата А4,а такжераспечатанный материал (см. в Приложении).
Ход классного часа
Сл. Воспитатель:
Учеба, здравствуй! Школа, здравствуй! Идем за знаньями в поход! Сегодня праздник, Школьный праздник — Встречаем мы учебный год!
- Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, дорогие ребята, с началом нового учебного года. Пусть у Вас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. Хочу вам пожелать здоровья, успехов в учёбе, ведь впереди у Вас, ребята, новые уроки, сложные задачи, трудные диктанты.
Сл. - Прочитайте, пожалуйста, эпиграф на сайде (главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада).
- Как Вы думаете, без чего не будет порядка на нашей Земле? (Без установленных законов, правил).
- Совершенно верно. Без закона не будет порядка, каждый будет совершать, что ему хочется, и это может привести к катастрофам. В каком документе прописаны основные законы нашей страны (в Конституции РФ).
Сл. - Наверное, вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть Конституция. Подберите ассоциации (образцы) к слову «Конституция». (Обучающиеся дают свои ответы).
Сл.– А теперь обратите внимание на слайд. Прочитайте, какие ассоциации подобрала я.
Сл. - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на классном часе? (О Конституции РФ).
- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой? С помощью предложенных опорных предложений и ключевых слов составьте задачи классного часа.
- Правильно, наш классный час посвящён Конституции РФ. Сегодня мы вспомним определение понятия «Конституция», права и обязанности человека и гражданина РФ, узнаем историю создания нашей Конституции, содержание и основные конституционные термины, поразмышляем над её значением. Но перед нами будет стоять ещё одна немаловажная задача, о которой Вы догадаетесь немного позже.
Сл. – А сейчас давайте познакомимся с происхождением слова «Конституция» (Обучающийся читает со слайда: «Слово «конституция» происходит от латинского constitution – установление, устройство»).
- Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Она представляет собой акт высшей юридической силы и служит основой для принятия всего действующего законодательства страны.
Сл. - По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов. В Преамбуле характеризуются условия и цели принятия Конституции. Далее следуют разделы, которые делятся на главы. Главы состоят из статей. Раздел первый содержит 137 статей, сгруппированных в девяти главах. Раздел второй называется «3аключительные и переходные положения» и содержит девять частей.
Сл. - Мы уже выяснили, что благодаря Конституции общественная жизнь становится более упорядоченной. Но для чего ещё всем людям и маленьким, и большим необходимо знать Конституцию?
Сл. - Правильно. Если соблюдать в точности всё, что предложено в Конституции, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы. Так, 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция РФ. За принятие конституции проголосовало большинство. День 12 декабря объявлен государственным праздником.
Сл. - А сейчас я хочу проверить, что Вы уже знаете о Конституции. Итак, я приглашаю вас на поле знаний – «Поле чудес. Конституция РФ».
Сл. - 1 конкурс «Узнай название». Принимать участие в игре мы будем в группах. 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 группа – 3 ряд. Чтобы определить название групп, предлагаю каждой группе ответить на мои вопросы.
Сл. Вопрос для 1 группы.
- Это музыкально – поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом, например, во время поднятия государственного флага, во время праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. В переводе с греческого языка означает торжественная песня. При исполнении этой песни люди встают. Мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Что это? (Гимн).
Вопрос для 2 группы.
- Это эмблема государства, изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Зашифрованное слово происходит от немецкого «Эрбе» - наследство. Их символичному смыслу в древние века предавалось огромное значение. Что это? (Герб).
Вопрос для 3 группы.
- Это слово греческого происхождения от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности славяне имели свои слова для его обозначения. Наиболее древнее «стяг». В русской дружине стягом называли длинный шест с куском яркой ткани, на котором был изображён языческий бог. Что это? (Флаг).
- Вы ответили на все мои вопросы и определили название каждой группы – гимн, герб и флаг. Что объединяет все эти три слова? (Это государственные символы).
- Правильно. Каждое государство имеет свои условные знаки – символы, по которым отличается от других.
Сл. - 2 конкурс «Викторина «Знаешь ли ты Конституцию Российской Федерации?».Каждой команде необходимо ответить на 3 вопроса, связанных с содержанием Конституции РФ.
Вопросы для группы «гимн»:
Назовите основные сферы жизни общества (политическая, экономическая, духовная, социальная).
Кто в России является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина? (президент РФ).
С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности (с 18 лет).
Вопросы для группы «герб»:
Что такое референдум? (всенародное голосование).
Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (народ).
Какая обязанность, закрепленная в Конституции, касается только мужского населения Российской Федерации? (гражданин РФ несет военную службу).
Вопросы для группы «флаг»:
Какую конституционную обязанность выполняют дети, учась в школе? (получают общее среднее образование).
Кто должен заботиться о нетрудоспособных родителях? (дети, от 18 лет).
Могут ли другие законы и правовые акты противоречить Конституции Р. Ф.? (нет).
Сл. - 3 конкурс «Конституционные термины». Сейчас каждой группе будут выданы листочки, на которых напечатаны два термина.Ваша задача в течение 2 минут на других листочках найти их определения. После чего озвучить ответ своей группы.
Ответы групп:
Право - система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство.
Демократия - политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.
Амнистия – мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершившим преступления, сущностью которой является в полное или частичное освобождение от наказания, замене наказания на более мягкое или в прекращении уголовного преследования.
Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путем референдума.
Гражданин - человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделенный совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Суверенитет - независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.
Сл. - 4 конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…». В Российской Федерации признаются и гарантируются, исходя из норм международного права, права и свободы человека и гражданина. Согласно Конституции права и свободы можно разделить на три большие основные группы: гражданские; политические; личные.
Сейчас каждой группе будут выданы листочки, на которых приведён перечень прав и свобод. Ваша задача в течение 5 минут, определить к какой группе они относятся, а также подумать, каким правом воспользовались сказочные герои. После чего озвучить ответ своей группы.
Задание для группы «гимн»:
Право на частную собственность; право на имущество; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на свободный труд; право на благоприятную окружающую среду; охрану труда; охрану здоровья, отдых, образование и т.д.
В сказке А. Пушкин «Сказка о Попе и его работнике Балде». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Ответ: гражданские права, право на труд.
Задание для группы «герб»:
Право на объединение; право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителя; право на равный доступ к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия и т.д. К их числу относятся и такие свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
Ответ: политические права, Бременские музыканты, «Квартет», Семь гномов.
Задание для группы «флаг»:
Право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката и т.д.
В сказке В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Ответ: личные права, право на свободу передвижений.
- Молодцы! Вы отлично справились со всеми конкурсами и показали отличные знания о конституционных основах нашего государства. А сейчас я предлагаю Вам посмотреть видеоролик и ответить на вопрос, какое главное политическое событие этого лета отражается в нём. А также подумать, какую ещё одну задачу мы можем поставить перед собой на классном часе. (Включить видео «Голосование_по_поправкам_к_Конституции_РФ»).(Познакомиться с принятыми поправками к Конституции РФ).
Сл. - Совершенно верно, сейчас наш разговор пойдёт о поправках к Конституции РФ. Голосование по поправкам Конституцию РФ проходило в период с 25 июня по 1 июля 2020 года. Ранее изменения Основного закона страны уже были одобрены Госдумой, Советом Федерации, региональными парламентами и Конституционным судом. Гражданам было предложено проголосовать за внесение изменений сразу в 22 статьи Конституции РФ. Голосование завершилось 65% явкой. В поддержку изменений в Основной закон выступили 77,92% избирателей. Таким образом, Конституция РФ с поправками 2020 года содержит 22 обновленные статьи.
- Что такое поправки? Почему возникла необходимость в них? (Обучающиеся дают свои ответы).
- Поправки – это изменение, дополнение, исправляющие что-либо, учитывающие какие-либо обстоятельства; исправление. Жизнь не стоит на месте. Меняется всё вокруг: мир, общество, появляются новые ценности, которые не все воспринимают и понимают. Со слов президента, «поправки продиктованы жизнью». И мы сегодня с вами их рассмотрим.
Сл. - Все поправки были поделены на 12 глав. Сейчас каждая группа получит плакат «Поправки к Конституции РФ» в течение 15 минут Вам необходимо ознакомиться с поправками и составить кластер по пяти любым поправкам. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Памятка по составлению кластера будет выдана каждой группе. После выполнения задания группы должны представить результаты своей работы (с образцами составления кластера обучающиеся могут ознакомиться на слайдах в презентации).
- Спасибо за представленные работы. Каждая группа достойно справилась с заданием!
- До принятия поправок в российском обществе шли споры: нужны ли эти поправки, насколько они важны, ходить ли на референдум? Как вы считаете, должны ли граждане страны, независимо от своей позиции, проявлять свою политическую активность? Поясните свой ответ.
- Какие же новые знания Вы получили сегодня? Ответить на этот вопрос помогут задачи, которые мы ставили в начале классного часа?
- Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.
В своей судьбе решает каждый сам,
Карабкаться ли в гору к небесам,
Плыть тихо по течению реки
Иль бурному потоку вопреки.
Оставить за собою бурелом,
Людей ли обогреть своим теплом,
Опорой быть Небесному Отцу
Иль преданным Содомскому дворцу.
И я в душе хранить пытаюсь свет
Стремясь вперёд идти непроторённой тропкой.
И ничего приятней в жизни нет,
Быть переполненной надеждой робкой.
И я считаю, как бы ни был страшен гром
(Вы в критике ко мне не будьте строги),
Уж лучше упереться в тучу лбом,
Чем промочить в болоте мутном ноги.
- Наш классный час подошёл к концу. Очень хорошо, ребята, что вы имеете свою позицию, свою точку зрения, можете её объяснить, отстоять. В течение жизни ваши взгляды будут меняться, но не проявляйте пассивность к происходящим событиям, занимайте активную гражданскую позицию и действуйте. В конце нашего классного часа я предлагаю вам посмотреть видеоролик на песню «Твой выбор» в исполнении группы «Region 92» (Включить видео «Твой_выбор»).
*В качестве домашнего задания можно предложить обучающимся творческое задание. Изучив Конституцию РФ, составить декларацию прав 7 класса. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей