Изучение истории Свято-Покровского храма в селе Большой Куяш Челябинской области
Экскурсия в село Большой Куяш
Изучение исторических материалов, архивов по теме
Знакомство с жителями села, изучение материалов газет и журналов
Ведущий:
Этот классный час посвящен нашему земляку, Сергею Дмитриевичу Прокопьеву – уроженцу села Большой Куяш. Всю жизнь он верен родному краю. Совсем как в той народной поговорке: где родился, там и сгодился. В истории семьи Прокопьевых видится история не только села Большой Куяш, но и всего Южного Урала, и всей страны. Сергей Дмитриевич Прокопьев воспитал не одно поколение учеников и педагогов – и никогда не изменял избранному раз и навсегда жизненному пути.
1 ученик. О малой родине Сергея Прокопьева
Село Большой Куяш, в котором родился Прокопьев, было основано в далеком 1776 году. Родоначальником его является владелец Сысертских железоделательных заводов Алексей Федорович Турчанинов. На заводах трудились десятки тысяч рабочих. Чтобы обеспечить их всем необходимым для жизни, он купил у башкир в озерном крае землю, 36 тысяч десятин, за 1700 рублей. Купчую бумагу составили в Челябинской крепости, подписали ее 12 башкирских старшин, канцелярист Александров и сам Турчанинов. Из своих имений в Тамбовской, Пензенской и поволжских губерний он привез мастеров и крестьян, расселил их по 10-15 семей по берегам озер: Куяш, Кажакуль, Урукуль и в других местах. Так появилось село Большой Куяш на башкирской земле. Мастеровые люди построили в центре села помещичью усадьбу – двухэтажный дом в виде буквы «Е», в честь Екатерины II, и конюшни. Помещику Алексею Федоровичу Турчанинову за организацию обороны Сысертских заводов от Пугачевских отрядов было присвоено дворянское звание.
2 ученик. К концу XVIII века в селе насчитывалось 1196 семей. К этому времени уже были волостная управа, почтовая станция, лесничество, но своего прихода Куяш не имел, а принадлежал к приходу Каслинского завода. Самостоятельный приход село обрело в 1807 году, когда был построен малый храм в честь Рождества Христова. Через 5 лет, в 1812 году, был заложен большой храм в честь Покрова Пресвятые Богородицы как памятник в честь победы над Наполеоном. С тех пор в Куяше два престольных праздника: Рождество Христово – 7 января и Покров – 14 октября. С 1812 года село официально стало называться «Покровское», и это название сохранялось до конца XIX века.
3 ученик. Храм Покрова Пресвятые Богородицы представлял собой каменное сооружение, вокруг которого была сооружена ограда с величайшими арочными воротами с северной и южной сторон. С западной стороны имелось большое крыльцо, опускавшееся ко рву. Через ров были переброшены два моста с перилами. С северо-восточной стороны ограды была сделана пристройка – для усопших. На колокольне храма было семь колоколов. На большом храме было два больших позолоченных креста, на малом – один крест. Служба в храме продолжалась до 1936 года.
В 1937 году сняли колокола, кресты увезли в областной центр. Все имущество церкви: мебель, посуду, одежду, библиотеку и ценности – также переправили в Челябинск. И начались репрессии против тех, кто активно участвовал в жизни церкви. Постепенно разрушаясь, так как использовался храм не по назначению, простояла церковь до 2012 года. С этого года ее начали восстанавливать.
В конце девятнадцатого века, в 1893 году, на куяшской земле появилась первая, церковно-приходская, школа. В 1901 открыта земская начальная школа, для которой в 1911 выстроено капитальное красивое здание из красного кирпича в центре села, в нем, по завещанию известного мецената-просветителя Флорентия Федоровича Павленкова, сейчас располагается знаменитая Павленковская библиотека.
Ведущий. Село Большой Куяш – особенное: название в переводе с башкирского языка означает «солнце», освещает село великолепный храмовый комплекс Покрова Пресвятые Богородицы. В лучах его света в мире живут люди разных национальностей и вероисповедания.
1 ученик. Предыстория возрождения храма
В 1991 году Прокопьева избирали депутатом районного Совета. Возникла идея заняться проблемой восстановления Покровского храма. Сергей Прокопьев открыл в Кунашакском комзембанке счет от имени общины. Помощники начали сбор средств. С деньгами у селян были трудности. Вносили: кто один рубль, кто два-три, были немногие, вносившие и по 10 рублей. Потом прошла девальвация, рубль подешевел, стали вносить чуть побольше. Деньги сдавали в банк. По спискам это была сумма около 25000 рублей. Были изготовлены печать и штамп.
1993 год. Епархия выделила молодого священника. Начиная с конца 1991, и в 1992 году Прокопьев обращался во все государственный органы, главам Кунашакского района и Озерска. Везде отказывали. Побывал он и в Озерске, встретился с главным архитектором, который послал специалистов, обследовавших храм. Прибывший священник пробыл в Куяше около трех месяцев, из Епархии никого не было.
2 ученик. Проходит какое-то время, наступает 1998 год. Дефолт. Оказалось, что в Кунашаке банк закрыли и, якобы перевели в Долгодеревенское. И там его не оказалось. Сказали, что Комзембанк перевели в Челябинск. Прибыв туда, Сергей Прокопьев узнал, что на счете была мизерная сумма, и его аннулировали. На селе же распустили слух, что деньги украли. 15 октября 2008 года Прокопьев собрал сход, где выбрали приходской Совет и старосту.
Казалось бы, что 1993 год — это конец эпохи восстановления Куяшского храма, но не тут-то было. От начатого отступать нельзя. И Прокопьев не отступил! Храм в селе Куяш необходимо восстановить. Он является памятником архитектуры регионального и федерального значения. Это еще и памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
3 ученик. Так получилось, что после 1998 года к Прокопьеву зачастили корреспонденты телевидения и радио. Первыми прибыли из телекомпании «Восточный экспресс». Интерес к восстановлению храма возрос в разы. Потом побывали корреспонденты из газеты «Озерский вестник». Вышла статья «Время разбрасывать и собирать камни». Процесс пошел. Особенно оживился он в двухтысячные годы. В газете «Наши соседи» выходит статья «История покровского храма». В июле 2009 года в газете «Единый Озерск» выходит статья «Во благо духовности» Семена Варламова. В апреле 2009 года приехал корреспондент газеты «Планета Урал» Сергей Любчанский. Вот, что он пишет: «История уникального для Урала храмового комплекса путана-перепутана современными СМИ, зачастую дающими прямо противоположную информацию. Я буду пользоваться рассказом С.Д. Прокопьева...».
Ведущий. После 2008 года был составлен проект восстановления храмового комплекса, начались службы, был установлен поклонный крест с восточной стороны храма в честь репрессированных служителей церкви. С осени 2011 года началось активное восстановление храма под покровительством митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана. Замечательным событием для жителей Большого Куяша стала служба в октябре 2012 года в честь двухсотлетия Победы над Наполеоном.
Сергей Дмитриевич Прокопьев – настоящий Герой нашего времени!