«Камчатка - полуостров, который умеет «курить».
Урок для 1-го класса
по учебнику "Литературное чтение. Литература народов России"
(ФГОС, линия учебников "Диалог", изд-во Дрофа,
Федеральный перечень учебников)
Разработан:
Душковой Н.И. - учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 1493
Савкиной Е.Н. - учителем технологии ГБОУ СОШ № 1394
Сафиуллиной Л.Н. - воспитателем ГБОУ СОШ № 2092
Сафиуллиной Д.А. - воспитателем ГБОУ СОШ № 2092
Зариповой В.С. - педагогом дополнительного образования ГБОУ СОШ № 2092
Сингатуллиной А.З. - старшим воспитателем ГБОУ СОШ № 2092
Внеурочная деятельность.
Группа : 15 чел.
Время: 1 ч.
Цели:
1.Познакомить детей с особенностями Камчатки, с народами, там живущими.
2.Объяснить понятие полуостров, вулкан, гейзер.
3.Воспитывать чувство уважения к народам, живущим в многонациональной России.
Оборудование: интерактивная доска.
Страницы на доске:
1.Карта России. Карта из учебника.
2.Видео о Камчатке с показом вулканов и гейзеров. Изображение вулкана и гейзера.
3.Изображение в национальных костюмах коряков, ительменов, эвенов, алеутов. Подвижные карточки с названиями народов.
4.Рисунок из учебника (мать и дочь), который далее разбить на пазлы.
Вступительное слово.
- Ребята! Известны ли вам слова: коряки, ительмены, эвены?
(Ответы детей)
- Коряки, ительмены, эвены занимаются оленеводством, охотой, рыболовством. Теперь эти слова понятны?
(Ответы)
Работа по теме.
1. - Вам интересно где они живут? Давайте на карте найдём это место.
(На карте России с приближением показать Камчатку.)
- Это полуостров. Часть суши, одной стороной примыкающая к материку, а со всех остальных сторон окружённая водой. Такая - Камчатка.
Камчатку называют полуостровом, который умеет «курить».
Почему Камчатка «курит»? Давайте посмотрим фильм.
(Видео) На выбор или фрагменты из двух фильмов:
http://www.youtube.com/watch?v=wYcTAHsk5P8
http://www.youtube.com/watch?v=ddoTfPc3qMQ
- Чем «курит» Камчатка?
(Ответы: гейзерами, вулканами)
Словарная работа по учебнику.
- Чем они различны?
(Ответы)
Физкультминутка.
Построена на сравнении вулкана и гейзера по высоте (высоко-низко).
2. - Теперь послушайте рассказ Л.Николаевой об этом удивительном полуострове!
(Чтение учителем)
Что запомнили?
(Ответы)
- Почитаем по-очереди (чтение учениками по одному предложению).
- Кто повторит название народов, живущих на Камчатке?
(Ответы)
Задание на доске.
КОРЯКИ ИТЕЛЬМЕНЫ ЭВЕНЫ
- К изображению народов поставьте карточку с названием и прочитайте.
(После выполнения прочитать хором названия народов)
3.Работа по картинке и с текстом стихотворения Г.Поротова «Голос Земли».
- Посмотрите на картинку. Послушайте стихотворение.
(Чтение учителем)
«Голос Земли»
О скалы тихо плещется
Великий океан.
Под непоседой — месяцем
Задумался вулкан.
Вздохнул Толбачик в полночи
Встряхнул с долины сон
И песнь взметнул в заоблачье
В высокий небосклон.
Он силу взял у матери,
У матери-земли.
Грохочет лава в кратере,
Рождая гул вдали.
О ночь, ты незабвенная:
Огнём цветёт гранит...
И слушает Вселенная:
Толбачик говорит!
Беседа по вопросам.
1.Почему вулкан кажется живым существом?
2.Опишите рисунок.
Что изображено на втором плане?
Как вы узнали, что это вулкан?
Чем занимаются мать и дочь?
Чем занимаются народы Камчатки?
Давайте соберём из пазлов картинку из учебника.
(Ученики выходят к доске по очереди.)
Рефлексия.
1.Где мы сегодня побывали?
2.Почему Камчатка - полуостров?
3.Почему Камчатка «курит»?
Д/з по желанию. Нарисуйте вулкан.