листы А 4, ручки, видеооборудование для презентации (компьютер, проектор или электронная доска)
1 часть - вводная
СЛАЙД 1.
Здравствуйте! Для того чтобы приблизиться к теме сегодняшнего занятия, выполните небольшое задание. Возьмите лежащие перед вами чистые листы бумаги. Напишите, пожалуйста, вопрос: «Почему у врачей неразборчивый почерк?». Ответить на него вы попытаетесь в конце нашего занятия.
Каждый из нас обладает не только уникальной внешностью, своим характером, темпераментом, голосом, но и имеет свой собственный почерк.
МУЛЬТФИЛЬМ «МАША И МЕДВЕДЬ_ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС» (с 2 мин. 28 сек.)
СЛАЙД 2
О связи почерка с характером знали еще в древности. Проявления интереса к почерку можно найти в сочинениях Конфуция и Аристотеля. Конфуций в одном из своих трудов написал: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».
В нашей стране психологический смысл почерка актуален при приеме на работу, в области криминалистики и клинической психологии.
2 Основная часть – теория с презентацией (12-15 мин)
СЛАЙД 3
Существует много вариантов написания букв, слов и предложений. Классифицируют их по разным признакам – графологическим критериям. Вы видите основные из них.
СЛАЙД 4
Нажим на карандаш или ручку
(Чтобы определить степень нажима, лист переворачивают текстом вниз и проводят подушечками пальцев по поверхности бумаги.)
Сильный нажимхарактеризует решительную и энергичную натуру. Неудача может лишь подхлестнуть их активность.
Слабый нажим выдает натуру чувствительную к людям и окружению, творческую личность. Такие люди тяготеют к идеализации мира, обладают тонким вкусом и критическим умом.
Средний нажим характеризует человека уравновешенного, спокойного, целеустремленного. Такие люди предсказуемы, они обдумывают каждый свой поступок.
Зачастую при написании текста, человек может совмещать несколько видов нажимов. Это означает, что человек – разносторонняя личность.
СЛАЙД 5
Направление строк
Если строка прямая, то автору присущи такие черты, как уравновешенность, сдержанность, последовательность, логика, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, любовь к порядку.
Волнистая строка говорит о том, что у человека гибкое мышление, он умеет находить дипломатичный выход из сложных ситуаций.
Поднимающиеся вверх строкихарактеризуют людей с эмоциональным подъемом, уверенностью, инициативностью. Они амбициозны, стремятся стать успешными во всех своих начинаниях и делах. Оптимисты.
Строки, уходящие вниз, чаше бывают у людей пассивных, замкнутых. Им нужно время для «раскачки». Часто это пессимисты.
СЛАЙД 6
Наклон букв
Косой наклон (А) говорит об эмоциональности, сердечности, готовности к сочувствию, логичности в действиях и поступках.
Почти лежащий наклон (Б) сообщает о невоздержанности, вспыльчивости, сентиментальности своего «владельца».
Вертикальный почерк (Д) указывает на наличие сильной воли, самообладания, проявление сдержанности, нравственности, уравновешенности.
Наклон букв влево (В) заявляет о контроле ума над чувствами, неестественности, хитрости, скрытности своего обладателя.
Сильный наклон букв влево (Г) утверждает, что контроль над эмоциями настолько силен, что может подавлять чувства. Таких людей трудно понять, общаясь с ними, нужно быть готовыми к эмоциональному взрыву.
Наклон букв в разные стороны свидетельствует о неуверенности, нерешительности, частых сменах настроения, внутреннем разладе между чувствами и разумом, склонности к различным видам деятельности, часто встречается у людей не определившихся в профессии.
СЛАЙД 7
Поля
Широкие поля характеризуют человека уверенного, деятельного, с широкой натурой.
Слишком широкие поля говорят о щедрости, хвастовстве, расточительности, гордости, стремлении к оригинальности, роскоши, блеску, изысканным привычкам и манерам.
Если поля средние или узкие, то автор строк может отличаться деловитостью, скромностью и бережливостью.
Отсутствие полей может указывать на естественность, непосредственность, а также мелочность, скупость.
СЛАЙД 8
Расстояние между строками и словами
Если строчки и слова наползают друг на друга – перед вами образец письма бережливого человека.
Если между словами и строками большие пробелы – это показывает, что человек щедр.
Чем больше расстояние между словами, тем сильнее тяга к расточительству. Тот, кто пишет крупными буквами, и при этом расстояния между словами весьма большие, склонен к крайне непрактичным и даже экстравагантным тратам.
СЛАЙД 9
Форма букв
Закругленные буквы говорят о доброте и отзывчивости человека, склонности к сотрудничеству. Эти люди удовлетворены лишь тогда, когда работают вместе с другими людьми. Они склонны ждать, что кто-то другой проявит инициативу, могут быть пассивными. Не настаивают на своем, чаще соглашаются с мнением большинства. Их легче понять, чем людей с острым почерком.
Угловатые буквы присущи людям независимым, обладающим критичным умом и желанием составлять и осуществлять собственные планы, настаивать на своем, умеющим энергично и напряженно работать. В крайних случаях – упрямым, неуступчивым, требовательным, резким.
Каллиграфический почерк, как правило, наблюдается у людей очень дисциплинированных и аккуратных, но и несамостоятельных.
Аркадический (выгнутый)и гирляндический (вогнутый) почерк – письмо где буквы И, Ш, Т, Н выглядят одинаково.
Аркадичность в почерке характерна людям, главным образом обращающим внимание на внешние формы окружающего, часто в ущерб внутреннему содержанию. Гирляндичность почерка выявляет в авторе интерес к скрытым смыслам и внутренним переживаниям.
СЛАЙД 10
Размер букв
Размер почерка говорит об общительности человека.
Так, обладатель крупного почерка (6-7 мм и более) легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей, хочет быть в поле зрения окружающих. Также крупный почерк свидетельствует об уме, уверенности в себе, активности.
Мелкий почерк (до 3 мм) указывает на сдержанность, замкнутость и, возможно, скрытность. А также на способность к концентрации внимания.
Средний размер букв (4-5 мм) характерен для большинства людей и не может быть самостоятельным критерием.
СЛАЙД 11
Связь букв в слове
Сплошная связность (все буквы связаны) — предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса.
Ровное число перерывов и связей— уравновешенность, умение согласовать идеалы с реальной действительностью.
Полная изоляция букв — крайность, свидетельствующая о потребности к самоутверждению, позерству. Чаще всего встречается у поэтов, писателей, художников. (См. Есенин 1925 год)
СЛАЙД 12
Фигурация слов
Увеличивающиеся к концу слова буквы — доверчивость, искренность, непринужденность, простота в обращении (в сильной степени — сентиментальность).
Клинообразное окончание слов — сдержанность, скрытность, осмотрительность.
СЛАЙД 13
Приверженность традициям или современным идеям
Начальный штрих – признак традиционного ума, не сразу принимает новые идеи, постепенно двигается в сторону новшеств.
Начальный штрих отсутствует – нет сомнений в отношении новых идей, готов принимать их на вооружение.
Заключительный штрих (вытягивается после букв в конце слова) – фантазия, впечатлительность, чувство юмора, оптимистичность.
Буквы как в п.4 или печатные - разрыв с традициями, ориентация на современность.
СЛАЙД 14
Заглавное "Я", а также другие заглавные буквы
Если в заглавной букве "Я" (или в другой заглавной букве) присутствует раздутая петля, то это явное свидетельство, что человек старается привлечь к себе внимание. Чем больше петля, тем сильнее желание быть замеченным. Этот человек общителен, любит быть в центре внимания.
Маленькое простое "Я" (или другая заглавная буква) показывает, что человек хочет избежать всяческого внимания со стороны. Он осторожен и медленно идет на сближение.
СЛАЙД 15
Украшение букв, слов
Украшенность слов (особенно в заглавных буквах) длинными дугами, завитками, петлями и т. п. подчеркивает воображение, желание привлечь к себе внимание, болтливость, самодовольство, хвастливость. У артистов и публичных людей очень часто встречается такой почерк.
Вот так, зная основные критерии оценки почерка, а также обладая определенным опытом в этой области, можно составить небольшой психологический портрет человека.
СЛАЙД 16
Попробуйте составить свой психологический портрет
ВИДЕОРОЛИК «ОГРАБЛЕНИЯ НЕ ПРОИЗОШЛО»
Каллиграфия – это не просто умение красиво писать, это настоящее искусство. Но помимо эстетического у нее есть и еще один немаловажный аспект – медицинский.
Ученые заметили, что красивое письмо тесно связано с деятельностью человеческого мозга. Занимаясь каллиграфией, можно развить лобные доли мозга, восстановить утраченные двигательные функции, что оказывается невозможным при письме обычной шариковой ручкой.
В лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского института им. В.Бехтерева проводятся исследования воздействия каллиграфии на тонкие мозговые процессы. Не исключено, что в скором будущем каллиграфия станет одним из инструментов восстановления здоровья у тех, кто перенес инсульт или страдает иными неврологическими заболеваниями. Поэтому не зря это искусство снова начинает свое возрождение.
Искусство каллиграфии – одно из древнейших. Можно вспомнить китайское и японское иероглифическое письмо, ажурную арабскую вязь, затейливый персидский рисунок, индийские шрифты.
ВИДЕОРОЛИК «СУПЕРКАЛЛИГРАФИЯ»
Древнерусские рукописи, написанные изысканным уставом и полууставом, рукописные пергаменты и грамоты государства Российского – тоже свидетели высочайшего мастерства писцов.
ВИДЕОРОЛИК «СТАРОСЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА»
С появлением печатного станка рукописное искусство отошло на второй план, но все же полностью не угасло.
В позапрошлом и даже в прошлом веке плохой почерк считался чем-то не очень приличным. Еще не так давно наша школа не обходилась без ручек с металлическими перышками и специальных чернильниц. Такое письмо требовало от маленьких учеников терпения и старания, но вырабатывало хороший почерк, если и не каллиграфический, то вполне читаемый.
Еще русский философ Николай Федоров говорил о том, что «беглописание лишает букву величия…».
Так почему же у врачей плохой почерк? Как вы считаете?
Этим вопросом наверняка задавались люди, посещающиеся больницы или поликлиники. И действительно, получая от доктора выписанный рецепт на клочке бумаги, самостоятельно мы ничего не можем прочитать. Неужели все врачи так неаккуратно пишут?
Конечно же, не все, но многие. И на то есть свои вполне объективные причины.
Во-первых, это сделано для того, чтобы больного не смог напутать диагноз, а другие люди, узнавшие его, не стали бы лечиться по тому самому рецепту, что выписали пациенту. Известно, что подобная самодеятельность часто заканчивалась плачевно. Между тем, от ужасного почерка страдают больше всего фармацевты и, бывает, сами пациенты.
Вторая причина, на наш взгляд, гораздо более верная — огромное количество больных на одного врача.
Не так давно в Канаде проводили компанию против небрежного почерка со стороны медиков. Министерство здравоохранения государства агитировало врачей писать красиво и разборчиво, не сокращая слова, использовать общепринятые названия лекарств… Увы, все эти уговоры потерпели крах.
ВИДЕОРОЛИК «ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА: ПОЧЕРК ВРАЧЕЙ»
Все доброе, хорошее и полезное возвращается на круги своя. Возрождается Россия – возрождаются традиции. В ХХI веке мы заново открываем для себя каллиграфическое письмо.
Вами, будущими ветеринарами, выписанный от руки рецепт, пусть не идеальным, каллиграфическим, но изысканным, построенным по всем правилам эстетики почерком, передаст питомцу душевное тепло и заботу, улучшит его настроение и, стало быть, здоровье.