kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как на Масляной неделе...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия  кружок "Культура добрососедства" во 2 классе в соотвестсвии с ФГОС, урок участвует в республиканском конкурсе видеоуроков республики Крым  "Урок нравственности".  Раздел программы: Традиционная и современная культура. Праздники. Цель занятия:  Познакомить с праздником масленица как частью семейных традиций,  народных  обычаев Родного края. 

Планируемый результат:

Узнают:

традиции и обычаи праздника Масленица, названия масленичных дней,

Научатся:

Представлять себя в роли участников  масленичного гуляния, определять жизненную основу праздничных гуляний, воспринимать и понимать произведения искусства разного эмоционально-образного содержания

размышлять о традициях и обычаях своего народа,  уважительно относиться к историко-культурным традициям русского народа, участвовать в совместной деятельности,  воспринимать мир во всем его культурном, природном, социальном и художественном разнообразии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как на Масляной неделе...»

Тема занятия: Как на Масляной неделе….

2 класс

Предмет: Культура добрососедства

Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники

Цель: Познакомить с праздником масленица как частью семейных традиций, народных обычаев Родного края

Задачи:

Предметные:

- ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры;

- погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства (музыка, ИЗО, декоративно-прикладное)

Метапредметные:

- способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

Личностные:

 - прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

- развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства

- развивать творческие способности, воображение, память


Характеристика деятельности учащихся:

Формулируют и удерживают учебную задачу

Формулируют и высказывают свое мнение

Передают свои впечатления

Узнают и усваивают новые понятия, знания

Выполняют учебные действия в качестве слушателя, выступающего

Выполняют творческие задания

Слушают собеседника

Активно взаимодействуют со сверстниками в групповой, коллективной работе

Составляют и отвечают на вопросы

Применяют полученные знания в ходе выполнения творческих и практических задач


Планируемый результат:

Узнают:

традиции и обычаи праздника Масленица, названия масленичных дней,

Научатся:

Представлять себя в роли участников масленичного гуляния, определять жизненную основу праздничных гуляний, воспринимать и понимать произведения искусства разного эмоционально-образного содержания

размышлять о традициях и обычаях своего народа, уважительно относиться к историко-культурным традициям русского народа, участвовать в совместной деятельности, воспринимать мир во всем его культурном, природном, социальном и художественном разнообразии.

Материал урока:

Музыка: масленичные песни - р.н.п. «Ой, блины», «Частушки», «Прощай масленица»; плясовые - р.н. наигрыш «Частушки»

Изобразительное искусство: Б. Кустодиев «Масленица»

Литература: пословицы и стихи про Масленицу


Ресурсы Интернет и использованная литература:

1. http://www.lschool4.ru/

2. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/24/fizkultminutki-na-urokakh-iya

3. Алгарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные, тематические праздники 1-4 класы./ М. «Вако» 2006. - 368с.

4. Театрализованные мероприятия для начальной школы: линейки, праздники, вечера, сказки, игры./ сост. С. Умнова/ М.: Глобус 2008. - 253 с.

5. Сказания, песни, пословицы, игры народов России/ сост. и лит. обработка Г.М. Науменко/ М.:Астрель:АСТ, 2007. - 221 с.


Оборудование и материал:

1. Слова песен, частушек

2. Раздаточный материал - «Пословицы»

3. Блин из бумаги, для игры «Горячий блин»

4. Девочкам - платочки на плечи, кокошники,

Мальчикам кепки с красным цветком

5. Баян

6. Ноутбук, колонки, проектор

7. Кукла Масленица

8. Цветная бумага - желтого или оранжевого цвета, клей, шаблон «Круг-блин», цветные карандаши

9. Презентация на тему «Масленица»

10. Для ярмарки: баранки, бублики, сушки; деревянные ложки, посуда; изделия народных промыслов.

11. Слова-подсказки для продавцов на ярмарке.
















Ход занятия


1. Орг. момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.

Всё ли на месте?

Все ли в порядке?

Готовы ли начать урок?
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.


2. Актуализация знаний и умений.

У. Я рада всех видеть на наших занятиях кружка «Культура добрососедства». Зима подошла к концу, но, несмотря на это, она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, Масленица).

У. – Посмотрите, сколько праздников! Хотя они следуют друг за другом, смысл каждого, традиции проведения и значение разные. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

У. - О каком празднике пойдет речь, вы уже наверное догадались, это не трудно, вам подсказывает вся наша обстановка в классе.

Мы будем говорить о Масленице

У. - Правильно, именно так. Масленица - самый веселый, любимый и разгульный праздник. Тему занятия вы видите на доске - Как на масляной неделе… Чему посвящен этот праздник?

- Проводам зимы.

У.- Что вы можете рассказать мне об этом празднике?

«Масленица-это…» (мозговой штурм.)

Учитель задает вопросы уч-ся с целью актуализации знания о Масленице и записывает краткие ответы на доске.

Это праздник какого времени года? (Весна)

На Масленицу всегда пекут…? (Блины)

- сжигают….(Чучело)

- устраивают (уличные гуляния, катание на лошадях)

- празднуют с кем? (с семьей, родственниками)


3. Этап формирования новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

У. - А почему я так назвала наше занятие - Как на масляной неделе?

Потому что праздник длится целую неделю, семь дней


У. - Хорошо, какую мы себе поставим цель занятия, что мы хотим узнать? Как будем действовать, каков план?

Узнать историю, как празднуют Масленицу, как играют, почему нужен этот праздник, всё о масленице, с кем празднуют, его смысл и значение.

У. - Как мы будем знакомиться с традицией празднования Масленицы, что будете делать?

Слушать учителя, ребят, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вспоминать как мы дома празднуем.

У. - Сегодня на нашем занятии есть не просто ваши одноклассники, их я назову сегодня - Экспертами-Знатоками именно они сегодня будут помогать мне и вам

У. - Всё, что вы узнаете, всё что уже знаете и поделитесь своими знаниями, всё это пригодится вам в жизни и в будущем, когда у вас будет своя семья, и в настоящем, потому что праздники сплачивают семьи, предлагает нам встретиться со всеми родственниками, ходить в гости и без приглашения. А мы - то уж с вами знаем, как бестактно ходить в гости без приглашения.


Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают


У. - Скажите, а вы знаете еще какой-нибудь праздник, который так долго и весело справляли?

Что же составляет основу этого праздника?

Учащиеся приходят к выводу, что основу праздника составляют семейные встречи, застолья, игры, гуляния, песни и заклички. Это Семейный праздник.


У. - Мы и сегодня любим этот праздник и знаем, как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.

Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.  А кто придумывал все эти игры, обряды, хороводы и песни?

( Народ). 

У. - Как эти песни дошли до нашего времени?

(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

У. Я думаю, что сейчас как раз к месту будет услышать всеми любимые русские народные песни - Частушки.

Веселись и пой народ

Масленица у ворот

Исполняются частушки

1.Мы частушки пропоем

Как мы Масленицу ждем

Как тоскуем по блинам

И по тёплым вешним дням


2. Приходите, заходите 
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя—
Будьте счастливы, как мы! 


3. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

4. Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.


5. Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.


6. Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.

7. С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.


8. На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!



4. Открытие новых знаний.


У. - Все дни  масленой недели имеют свои названия и значение. Слово предоставляю Экспертам-Знатокам.


День первый:

Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!


Еще в понедельник наряжали чучело Масленицы, катали по всей деревне или городу, а потом устанавливали на самом видном месте ожидать воскресенья.


У. - Давайте, же и мы вспомним, как встречаются добрые друзья? Кто из наших друзей покажет, как надо встречаться? Какие слова говорят при встрече?

Учащиеся работают в парах готовят экспромт «Встреча»

У. - Молодцы! Спасибо!


День второй:

Вторник – «Заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.


Но не только блинами наедаются, а еще поют веселые песни, водят хороводы, играют в игры. Ведь в этот день молодые парни могли заигрывать с девушками, знакомиться, так подбирали себе пару, будущего супруга, или жену.


У. - А в какие игры играют на Масленицу? (Ответы детей)

  • Катание с гор

  • Бой мешками

  • Ледяной столб

  • Снежный тир

  • Кулачные бои

  • Перетягивание каната

  • Жмурки    


У. - Вот и нам пришло время поиграть. Да не просто поиграть, а показать, как настоящие артисты, а уж это вы у меня умеете делать великолепно. Но, чтобы поиграть, надо сначала собрать пословицу.

Объединимся в группы по 2 парты, Задание:

1. Собирать пословицу

2. Объяснить смысл пословицы

3. Выбрать, какую, можно показать, как артисты в театре

4. Показать


Пословицы:

  • Масленица семь дней гуляет.

  • Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.

  • Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

  • Без блинов не Масленица.

  • В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.


У. - Молодцы, Браво и спасибо артистам.


День третий:

Среда – Лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают, 
И друг друга угощают!


Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!


У. - Ребята, а вы умеете печь блины?

Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты)

У. - На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. А у меня от вас секретов нет, и в конце урока, я вам подарю свой рецепт блинов.

Кто не знает, тот песни запевает. Какая главная в Среду-Лакомку песня?

Про блины

Правильно, давайте споем и спляшем, мы ведь знаем песни про блины из уроков музыки.

Исполняется песня про блины.


У. - Теперь ребята, я вам предлагаю напечь блины, ну такие круглые румяные, на солнышко похожие. Уж очень хочется, что Весна поскорее пришла.

У вас на партах листы цв. бумаги и шаблон, вырежем по нему круг, и я предлагаю нарисовать нашему блину-солнышку «лицо». Будьте внимательны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.

Выполнение работы по изготовлению «Блина-солнышка»


Физкультминутка. (Пластическое интонирование под аккомпанемент баяна)

Поможет мне ее провести ученик вашего класса, наш музыкальный эксперт - Сережа Харитонов, он ради этого даже вон какой нарядный пришел, в русском народном костюме.


У. - Продолжаем наше знакомство. День четвертый:


Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!

У. - Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите картину великолепного русского живописца - художника Б.М. Кустодиева. «Масленица» Масленица стала излюбленной темой художника. Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.

У. - Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Мы с вами попали на масленичную ярмарку. Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

- веселье, радость, восторг, бодрость…

У. - Краски каких цветов он использовал для этого?

- Желтый, голубой, красный, белый, …

У. - Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?

- сочетание красок, контраст.

У. - Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?

- Звучит.

У. - Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?

Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.


Образ Ярмарки (звуки и шумы ярмарки)


У. - Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – расписная посуда).

3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры. (На столе – изделия народных промыслов, сувениры).

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счастья, покупай, не скупись!»)

У. - Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе). Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.


У. - Нас ждет Пятница. День пятый:

В этот день кое-кто из гостей был на особом счету. Кто же это?

Зять! В этот день зятья, т.е. ваши папы приходят на блины к тещам, маминым мамам. Зятья, в этот день шутя говорили: Где блины, там и мы.


«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали зятю настоящий пир!

День шестой:

А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!

Да только сначала из снега фигуры лепят, крепости строят, играют, а после игр опять идут в гости на блины.


У. - А какой самый яркий день на Масленичной неделе? (Воскресенье)

Правильно Воскресенье.


День седьмой:
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!


С самого утра весь народ шел в храм и при встрече с родными просили друг у друга прощение, а после церкви отправлялись на веселую ярмарку. Ах, как было весело на ярмарке. После веселых игр, песен и плясок, чучело Масленицы снова возили по городу, а потом сжигали.


У. - Прощенное воскресенье очень правильный день, ребята, ведь нам порой очень трудно просить прощения, а иногда и прощать, вот этот день как раз дает возможность сказать слова прощения, тем кому трудно, или забыл, или не успел еще. Давайте попросим друг у друга прощения.

И вот во имя этого святого дня

Коль в чем-то провинилась я

Простите вы, пожалуйста, меня.


4. Закрепление и повторение. Рефлексия деятельности.


У. - А сейчас я предлагаю вам поиграть, но игра эта необычная. Послушайте правила! Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, но не вслух, а про себя, и как только вы ответите на вопрос, сразу хлопаете в ладоши. Всем понятно? Но, только чур, играть честно, не нарушать правила.

(Учитель задает вопросы.)


(Про себя) Вспомните название всех дней в неделе по порядку и хлопните в ладоши!

(Про себя) Вспомните название каждого дня Масленицы и хлопните в ладоши!

(Про себя) Соотнесите название дней недели и дней Масленицы друг с другом и громко крикните название последнего дня Масленицы.

-Прощеное воскресенье!

У. - Ребята, вы познакомились с игрой, которая называется «Джолт» или по- другому встряска. Что мы сделали пока играли в игру?

Повторили названия всех дней Масленицы.


У. - Ну вот, поиграли, блинов напекли, песни попели, на ярмарке погуляли, с родными встретились. Пора прощаться с Масленицей. Сжигать мы Масленицу не будем. Давайте наши Блины-солнышки приклеим к нашей Масленице, а они ее растопят. И еще пока вы клеите, можете загадать желание, чтобы вы пожелали своей семье, родным. А потом споем Масленичную прощальную.

(ребята приклеивают, встают в полукруг лицом к доске, к Масленице и поют песню)

«Прощай Масленица»

Прощай масленица.

Прощай, прощай,

Прощай масленица.


1 Маслену мы провожали,

Тяжко по ней воздыхали,

Прости, маслена, прощай,

А на тот год приезжай,

Поскорее

Прощай масленица.

Прощай, прощай,

Прощай масленица.


2 Масленица воротися,

До велика дня протянися.

Говорила семь недель ,

А остался один день

День последний



У. - Всем спасибо за такое увлекательное занятие. За настоящий праздник, за игры, ваши ответы. Вы настоящие артисты!!!!

Пришла пора нам попрощаться

Я, до свиданья, говорю

За добрый смех и за участие

Всех от души благодарю.

До свидания ребята, до новых встреч!









Как на Масляной неделе…. 2 класс Культура добрососедства




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как на Масляной неделе...

Автор: Гафарова Сусанна Наримановна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 313986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "сценарий внеклассного занятия "Веселье на Масляную  неделю" "
    ["seo_title"] => string(70) "stsienarii-vnieklassnogho-zaniatiia-viesiel-ie-na-maslianuiu-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "117443"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412787272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Масленица" сценарий праздника в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(47) "maslienitsastsienariiprazdnikavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "293346"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455461707"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "презентация урока по теме: Масленица"
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-uroka-po-tiemie-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "251919"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447314728"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация к уроку технологии в 5 классе: "Семейные традиции и праздники: Масленица." "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-k-uroku-tiekhnologhii-v-5-klassie-siemieinyie-traditsii-i-prazdniki-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "125152"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414924321"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "сценарий мероприятия "Масленица" "
    ["seo_title"] => string(37) "stsienarii-mieropriiatiia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "120566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413735957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства