Конспект внеурочного занятия кружок "Культура добрососедства" во 2 классе в соотвестсвии с ФГОС, урок участвует в республиканском конкурсе видеоуроков республики Крым "Урок нравственности". Раздел программы: Традиционная и современная культура. Праздники. Цель занятия: Познакомить с праздником масленица как частью семейных традиций, народных обычаев Родного края.
Планируемый результат:
Узнают:
традиции и обычаи праздника Масленица, названия масленичных дней,
Научатся:
Представлять себя в роли участников масленичного гуляния, определять жизненную основу праздничных гуляний, воспринимать и понимать произведения искусства разного эмоционально-образного содержания
размышлять о традициях и обычаях своего народа, уважительно относиться к историко-культурным традициям русского народа, участвовать в совместной деятельности, воспринимать мир во всем его культурном, природном, социальном и художественном разнообразии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как на Масляной неделе...»
Тема занятия: Как на Масляной неделе….
2 класс
Предмет: Культура добрососедства
Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники
Цель: Познакомить с праздником масленица как частью семейных традиций, народных обычаев Родного края
Задачи:
Предметные:
- ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры;
- погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства (музыка, ИЗО, декоративно-прикладное)
Метапредметные:
- способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.
Личностные:
- прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.
- развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства
- развивать творческие способности, воображение, память
Характеристика деятельности учащихся:
Формулируют и удерживают учебную задачу
Формулируют и высказывают свое мнение
Передают свои впечатления
Узнают и усваивают новые понятия, знания
Выполняют учебные действия в качестве слушателя, выступающего
Выполняют творческие задания
Слушают собеседника
Активно взаимодействуют со сверстниками в групповой, коллективной работе
Составляют и отвечают на вопросы
Применяют полученные знания в ходе выполнения творческих и практических задач
Планируемый результат:
Узнают:
традиции и обычаи праздника Масленица, названия масленичных дней,
Научатся:
Представлять себя в роли участников масленичного гуляния, определять жизненную основу праздничных гуляний, воспринимать и понимать произведения искусства разного эмоционально-образного содержания
размышлять о традициях и обычаях своего народа, уважительно относиться к историко-культурным традициям русского народа, участвовать в совместной деятельности, воспринимать мир во всем его культурном, природном, социальном и художественном разнообразии.
4. Театрализованные мероприятия для начальной школы: линейки, праздники, вечера, сказки, игры./ сост. С. Умнова/ М.: Глобус 2008. - 253 с.
5. Сказания, песни, пословицы, игры народов России/ сост. и лит. обработка Г.М. Науменко/ М.:Астрель:АСТ, 2007. - 221 с.
Оборудование и материал:
1. Слова песен, частушек
2. Раздаточный материал - «Пословицы»
3. Блин из бумаги, для игры «Горячий блин»
4. Девочкам - платочки на плечи, кокошники,
Мальчикам кепки с красным цветком
5. Баян
6. Ноутбук, колонки, проектор
7. Кукла Масленица
8. Цветная бумага - желтого или оранжевого цвета, клей, шаблон «Круг-блин», цветные карандаши
9. Презентация на тему «Масленица»
10. Для ярмарки: баранки, бублики, сушки; деревянные ложки, посуда; изделия народных промыслов.
11. Слова-подсказки для продавцов на ярмарке.
Ход занятия
1. Орг. момент
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас.
Всё ли на месте?
Все ли в порядке?
Готовы ли начать урок? Друг на друга посмотрели Улыбнулись, тихо сели.
2. Актуализация знаний и умений.
У. Я рада всех видеть на наших занятиях кружка «Культура добрососедства». Зима подошла к концу, но, несмотря на это, она нам подарила различные праздники. Назовите их?
(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, Масленица).
У. – Посмотрите, сколько праздников! Хотя они следуют друг за другом, смысл каждого, традиции проведения и значение разные. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.
У. - О каком празднике пойдет речь, вы уже наверное догадались, это не трудно, вам подсказывает вся наша обстановка в классе.
Мы будем говорить о Масленице
У. - Правильно, именно так. Масленица - самый веселый, любимый и разгульный праздник. Тему занятия вы видите на доске - Как на масляной неделе… Чему посвящен этот праздник?
- Проводам зимы.
У.- Что вы можете рассказать мне об этом празднике?
«Масленица-это…» (мозговой штурм.)
Учитель задает вопросы уч-ся с целью актуализации знания о Масленице и записывает краткие ответы на доске.
Это праздник какого времени года? (Весна)
На Масленицу всегда пекут…? (Блины)
- сжигают….(Чучело)
- устраивают (уличные гуляния, катание на лошадях)
- празднуют с кем? (с семьей, родственниками)
3. Этап формирования новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
У. - А почему я так назвала наше занятие - Как на масляной неделе?
Потому что праздник длится целую неделю, семь дней
У. - Хорошо, какую мы себе поставим цель занятия, что мы хотим узнать? Как будем действовать, каков план?
Узнать историю, как празднуют Масленицу, как играют, почему нужен этот праздник, всё о масленице, с кем празднуют, его смысл и значение.
У. - Как мы будем знакомиться с традицией празднования Масленицы, что будете делать?
Слушать учителя, ребят, отвечать на вопросы, задавать вопросы, вспоминать как мы дома празднуем.
У. - Сегодня на нашем занятии есть не просто ваши одноклассники, их я назову сегодня - Экспертами-Знатоками именно они сегодня будут помогать мне и вам
У. - Всё, что вы узнаете, всё что уже знаете и поделитесь своими знаниями, всё это пригодится вам в жизни и в будущем, когда у вас будет своя семья, и в настоящем, потому что праздники сплачивают семьи, предлагает нам встретиться со всеми родственниками, ходить в гости и без приглашения. А мы - то уж с вами знаем, как бестактно ходить в гости без приглашения.
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают
У. - Скажите, а вы знаете еще какой-нибудь праздник, который так долго и весело справляли?
Что же составляет основу этого праздника?
Учащиеся приходят к выводу, что основу праздника составляют семейные встречи, застолья, игры, гуляния, песни и заклички. Это Семейный праздник.
У. - Мы и сегодня любим этот праздник и знаем, как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.
Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней. А кто придумывал все эти игры, обряды, хороводы и песни?
( Народ).
У. - Как эти песни дошли до нашего времени?
(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
У. Я думаю, что сейчас как раз к месту будет услышать всеми любимые русские народные песни - Частушки.
Веселись и пой народ
Масленица у ворот
Исполняются частушки
1.Мы частушки пропоем
Как мы Масленицу ждем
Как тоскуем по блинам
И по тёплым вешним дням
2. Приходите, заходите На румяные блины. Нынче Маслена неделя— Будьте счастливы, как мы!
3. Я на Маслену готов Скушать 50 блинов. Закушу их сдобою, Похудеть попробую.
4. Прилетали марсиане, Остались довольные. Их тарелки не пустые, А блинами полные.
5. Пятый блин я слопала, На мне юбка лопнула. Пойду юбку зашивать, Чтобы есть блины опять.
6. Уминая всласть ватрушки, Поют девицы частушки. Всякий люд кругом танцует, И душа его ликует.
7. С наступленьем воскресенья Просим мы у всех прощенья. Наши добрые стремленья Вызывают восхищенье.
8. На прощанье весь народ Масленицу подожжет. Разгорайся поскорей, Чтоб жилось нам веселей!
4. Открытие новых знаний.
У. - Все дни масленой недели имеют свои названия и значение. Слово предоставляю Экспертам-Знатокам.
День первый:
Понедельник первый вечно и называется он «встреча», В этот день Весну встречают, И блины печь начинают!
Еще в понедельник наряжали чучело Масленицы, катали по всей деревне или городу, а потом устанавливали на самом видном месте ожидать воскресенья.
У. - Давайте, же и мы вспомним, как встречаются добрые друзья? Кто из наших друзей покажет, как надо встречаться? Какие слова говорят при встрече?
Учащиеся работают в парах готовят экспромт «Встреча»
У. - Молодцы! Спасибо!
День второй:
Вторник – «Заигрыш» зовется, Ходят все друг к другу в гости, С горок снежных все катаются, И блинами наедаются.
Но не только блинами наедаются, а еще поют веселые песни, водят хороводы, играют в игры. Ведь в этот день молодые парни могли заигрывать с девушками, знакомиться, так подбирали себе пару, будущего супруга, или жену.
У. - А в какие игры играют на Масленицу? (Ответы детей)
Катание с гор
Бой мешками
Ледяной столб
Снежный тир
Кулачные бои
Перетягивание каната
Жмурки
У. - Вот и нам пришло время поиграть. Да не просто поиграть, а показать, как настоящие артисты, а уж это вы у меня умеете делать великолепно. Но, чтобы поиграть, надо сначала собрать пословицу.
Объединимся в группы по 2 парты, Задание:
1. Собирать пословицу
2. Объяснить смысл пословицы
3. Выбрать, какую, можно показать, как артисты в театре
4. Показать
Пословицы:
Масленица семь дней гуляет.
Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.
Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
Без блинов не Масленица.
В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.
У. - Молодцы, Браво и спасибо артистам.
День третий:
Среда – Лакомка называется, Вот тут все точно объедаются! Живот себе все набивают, И друг друга угощают!
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
У. - Ребята, а вы умеете печь блины?
Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты)
У. - На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. А у меня от вас секретов нет, и в конце урока, я вам подарю свой рецепт блинов.
Кто не знает, тот песни запевает. Какая главная в Среду-Лакомку песня?
Про блины
Правильно, давайте споем и спляшем, мы ведь знаем песни про блины из уроков музыки.
Исполняется песня про блины.
У. - Теперь ребята, я вам предлагаю напечь блины, ну такие круглые румяные, на солнышко похожие. Уж очень хочется, что Весна поскорее пришла.
У вас на партах листы цв. бумаги и шаблон, вырежем по нему круг, и я предлагаю нарисовать нашему блину-солнышку «лицо». Будьте внимательны при работе с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.
Выполнение работы по изготовлению «Блина-солнышка»
Физкультминутка. (Пластическое интонирование под аккомпанемент баяна)
Поможет мне ее провести ученик вашего класса, наш музыкальный эксперт - Сережа Харитонов, он ради этого даже вон какой нарядный пришел, в русском народном костюме.
У. - Продолжаем наше знакомство. День четвертый:
Ну, а что же с четвергом, Четверг зовется «перелом» С этого дня все меняется И разгулье начинается!
У. - Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите картину великолепного русского живописца - художника Б.М. Кустодиева. «Масленица» Масленица стала излюбленной темой художника. Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.
У. - Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Мы с вами попали на масленичную ярмарку. Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?
- веселье, радость, восторг, бодрость…
У. - Краски каких цветов он использовал для этого?
- Желтый, голубой, красный, белый, …
У. - Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?
- сочетание красок, контраст.
У. - Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?
- Звучит.
У. - Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?
Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.
Образ Ярмарки (звуки и шумы ярмарки)
У. - Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:
1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будетезазывать покупателей.(На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)
2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – расписная посуда).
3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры. (На столе – изделия народных промыслов, сувениры).
Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, не сговариваясь, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счастья, покупай, не скупись!»)
У. - Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе). Стоп. Спасибо, ребята.
Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.
У. - Нас ждет Пятница. День пятый:
В этот день кое-кто из гостей был на особом счету. Кто же это?
Зять! В этот день зятья, т.е. ваши папы приходят на блины к тещам, маминым мамам. Зятья, в этот день шутя говорили: Где блины, там и мы.
«Тещины вечорки» пятница называется, В этот день зятья к тещам в гости собираются! И тещи для зятьев пекли блины, И устраивали зятю настоящий пир!
День шестой:
А суббота – день семейный, Зовется «золовкины посиделки» В этот день невеста родных в гости принимает, А золовкам всем подарки дарит!
Да только сначала из снега фигуры лепят, крепости строят, играют, а после игр опять идут в гости на блины.
У. - А какой самый яркий день на Масленичной неделе? (Воскресенье)
Правильно Воскресенье.
День седьмой: У воскресенья званий много, Но скажем лишь одно мы, Прощенное зовется воскресенье, И просят все друг у друга прощения!
С самого утра весь народ шел в храм и при встрече с родными просили друг у друга прощение, а после церкви отправлялись на веселую ярмарку. Ах, как было весело на ярмарке. После веселых игр, песен и плясок, чучело Масленицы снова возили по городу, а потом сжигали.
У. - Прощенное воскресенье очень правильный день, ребята, ведь нам порой очень трудно просить прощения, а иногда и прощать, вот этот день как раз дает возможность сказать слова прощения, тем кому трудно, или забыл, или не успел еще. Давайте попросим друг у друга прощения.
И вот во имя этого святого дня
Коль в чем-то провинилась я
Простите вы, пожалуйста, меня.
4. Закрепление и повторение. Рефлексия деятельности.
У. - А сейчас я предлагаю вам поиграть, но игра эта необычная. Послушайте правила! Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, но не вслух, а про себя, и как только вы ответите на вопрос, сразу хлопаете в ладоши. Всем понятно? Но, только чур, играть честно, не нарушать правила.
(Учитель задает вопросы.)
(Про себя) Вспомните название всех дней в неделе по порядку и хлопните в ладоши!
(Про себя) Вспомните название каждого дня Масленицы и хлопните в ладоши!
(Про себя) Соотнесите название дней недели и дней Масленицы друг с другом и громко крикните название последнего дня Масленицы.
-Прощеное воскресенье!
У. - Ребята, вы познакомились с игрой, которая называется «Джолт» или по- другому встряска. Что мы сделали пока играли в игру?
Повторили названия всех дней Масленицы.
У. - Ну вот, поиграли, блинов напекли, песни попели, на ярмарке погуляли, с родными встретились. Пора прощаться с Масленицей. Сжигать мы Масленицу не будем. Давайте наши Блины-солнышки приклеим к нашей Масленице, а они ее растопят. И еще пока вы клеите, можете загадать желание, чтобы вы пожелали своей семье, родным. А потом споем Масленичную прощальную.
(ребята приклеивают, встают в полукруг лицом к доске, к Масленице и поют песню)
«Прощай Масленица»
Прощай масленица.
Прощай, прощай,
Прощай масленица.
1 Маслену мы провожали,
Тяжко по ней воздыхали,
Прости, маслена, прощай,
А на тот год приезжай,
Поскорее
Прощай масленица.
Прощай, прощай,
Прощай масленица.
2 Масленица воротися,
До велика дня протянися.
Говорила семь недель ,
А остался один день
День последний
У. - Всем спасибо за такое увлекательное занятие. За настоящий праздник, за игры, ваши ответы. Вы настоящие артисты!!!!
Пришла пора нам попрощаться
Я, до свиданья, говорю
За добрый смех и за участие
Всех от души благодарю.
До свидания ребята, до новых встреч!
Как на Масляной неделе…. 2 класс Культура добрососедства