kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект " Радуга дуга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая над данной темой, мы изучили литературу, провели эксперименты. В результате выдвинутые гипотезы в основном подтвердились. Не подтвердилась гипотеза о ночной радуге. Но благодаря исследованию, мы узнали, что радуга бывает и при луне.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу. Это можно сделать в любое время. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект " Радуга дуга"»



С.Кушаги 2012г.




ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение ……………………………………………………………2

2.Вступительная часть …………………….........................................4

3.Основная часть ……………………………………………………..5

3.1.Как появляется радуга…………………………………………..5

3.2.Можно ли увидеть радугу ночью? …………………………….7

3.3.Получение радуги в домашних условиях ……………………..7

3.4.Анкетирование……………………..............................................9

4.Заключительная часть ……………………………………………...12

6.Литература ………………………………………………………….13







ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы

Антон: Летом в том году мы с семьёй отдыхали на озере Когда мы купались, вдруг заметили на небе радугу. Мне захотелось узнать, как появляется радуга и почему она разноцветная. А еще мне стало интересно: можно ли увидеть радугу ночью и можно ли получить радугу в домашних условиях?

Цель исследования:

Узнать о природе атмосферного явления – радуга.

Задачи исследования:

  • Изучить литературные источники, интернет-сайты по вопросу возникновения радуги, её изучения;

  • Провести опыты, которые показывают, что такое радуга и как она появляется;

  • Узнать, можно ли увидеть радугу ночью;

Методы исследования:

  • Анализ научной литературы

  • Наблюдение

  • Анкетирование

  • Сравнение полученных результатов







Объект исследования:

Природное явление радуга.

Гипотеза исследования:

Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли;

ночью радугу увидеть невозможно;

если заменить солнечные лучи искусственным светом, тоже можно получить радугу.

























.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Лера:

Радуга – одно из самых красивых явлений природы, она появляется только во время ливня, когда идет дождь и одновременно светит солнце, а еще во время дождя или перед ним.

Люди уже давно задумывались над её природой. Появление радуги в небе означало, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. В старинных русских летописях радугу называют «РАЙСКОЙ ДУГОЙ» или сокращённо, «РАЙДУГОЙ». Её появление для людей означало «радужные» перспективы на будущее.

Древним грекам радуга представлялась посредницей между небом и землёй, то есть между богами и людьми. Они отождествляли радугу с прекрасной Иридой (богиня радуги) и изображали её одетой из шелка, который переливался всеми семи цветами. Непременным атрибутом Ириды были золотые крылья. Они символизировали её непостоянный нрав: ведь радуга появляется и исчезает всегда неожиданно.

.

Славяне издревле считали радугу после обильного дождя вестницей победы, одержанной богом Перуном над духом зла.

Для возникновения радуги недостаточно только грома и молний. Если небо затянуто тучами, а на земле нет тени, радугу не увидеть. И только когда через толщи туч пробивается солнце, создаются условия для её появления. Прекрасная, изменчивая и неуловимая! Отсюда и появилось выражение для тех, кто гонится за несуществующей мечтой «ПОГНАЛСЯ ЗА РАДУГОЙ».



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как появляется радуга?

Антон:

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Явление подобное радуге можно наблюдать в брызгах фонтанов, водопадов. Дело в том, что обычный солнечный свет, который мы видим как белый или бесцветный, на самом деле состоит из разных цветов. Это в 1666 году доказал Исаак Ньютон. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но когда на их пути встречается дождевая капля (она по форме близка к призме), и солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи изменяют свое направление, отклоняются на неодинаковые углы - расходятся в виде веера (преломляются). Причем каждый цвет преломляется по-разному - меньше всего отклоняется от своего первоначального направления красный, а больше всего - фиолетовый. Именно поэтому наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. Посередине располагаются остальные цвета - оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий.

Лера:

Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность

всегда одинакова - у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Последовательность цветов в радуге легко запомнить, если выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этой фразе первая буква каждого слова - такая же. как и первая буква названия цвета! Каждый (Красный) Охотник (Оранжевый) Желает (Желтый) Знать (Зеленый), Где (Голубой) Сидит (Синий) Фазан (Фиолетовый). (2,135)



Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов, мы провели такой опыт. Круг, раскрашенный в семь цветов радуги, прикрепили к волчку и раскрутили. Мы увидели, как разноцветный диск “превратился” в белый.

Антон:

Радуга, которая возникает после дождя или в брызгах фонтанов – это первичная радуга. Выше первой в небе возникает вторая, менее яркая дуга. В ней цветные полосы располагаются в обратном порядке . Очень редко, но все-таки случается, когда на небе можно одновременно видеть три радуги.

Когда солнце закрыто легкими облаками, первая радуга кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода. Такую радугу называют белой. Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (оно должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или

вечером.

ВЫВОД: радуга появляется в солнечную погоду после дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.



Лера: Можно ли увидеть радугу ночью?

Вы когда-нибудь видели лунную радугу? Оказывается, такое чудо тоже бывает. Об этом мы узнали в сети Интернет. Подобно тому, как радуга после дождя появляется в результате солнечного освещения, лунные радуги появляются из-за освещения Луной. Поскольку Солнце значительно ярче Луны, то солнечные радуги также более яркие и наблюдаются чаще лунных. изображена лунная радуга над Соленым озером в Сэйнт-Джоне на Вирджинских островах. лунный свет представляет собой отраженный солнечный, то цвета радуги почти совпадают. Как солнечные, так и лунные радуги возникают в результате преломления света на мельчайших капельках воды, которые играют роль миниатюрных призм.

ВЫВОД: очень редко в природе можно наблюдать лунную радугу.



Получение радуги в домашних условиях

Антон:

Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели несколько опытов.

Опыт первый

Оборудование: прозрачная трехгранная призма.

Мы рассматривали сквозь призму предметы белого цвета, они выглядели цветными. С помощью призмы мы получили изображение радуги на стене.

Для этого мы «поймали» призмой солнечные луч. Таким образом, получил радугу в «домашних» условиях И.Ньютон.

Этот опыт легко повторить и с искусственным источником света.



Лера:

Опыт второй

Оборудование: мыльный раствор, полая трубка.

Мы надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги.

Опыт получился у всех. Он очень прост в исполнении.

Антон:

Опыт третий

Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света (солнце или настольная лампа).

В солнечный день поставили около окна таз с водой и опустили в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Зеркальцем «поймали» луч света, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникла радуга.

Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении. Но при искусственном источнике света радуга получилась не яркой.

Опыт четвертый

Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки.



Капнули в воду каплю лака. На поверхности воды образовалась тонкая пленка. Ее аккуратно сняли при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака играет всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Опыт не требует сложного оборудования, в этом его достоинство. Но чтобы увидеть хорошую радугу, нужно, чтобы пленка была довольно большого размера.

ВЫВОД: радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.



АНКЕТИРОВАНИЕ

Антон:

Узнав столько интересного о радуге, нам захотелось узнать: а что знают ребята о радуге. Для этого нами была проведена анкета среди учащихся 3 классов. Ребятам было предложено 5 вопросов:

1) Вы видели радугу?

2) Как возникает радуга?

3) Бывает ли радуга без дождя?

4) Сколько цветов у радуги?

5) Какие цвета имеет радуга?



На первый вопрос все ребята ответили утвердительно



Следующий вопрос анкеты: «Как возникает радуга?» Ответы ребят были разнообразными:







Вопрос «Бывает ли радуга без дождя?» очень заинтересовал ребят. 23 человека уверенно сказали: «Нет» и только 2 человека предположили, что может.

На вопрос: «Сколько цветов у радуги?» почти все ответили правильно.

На вопрос, «Какие цвета имеет радуга?» правильно ответили 22 человека, а цвета расставили в нужном порядке только 17 человек.



Проанализировав ответы учащихся и, сопоставив их с тем, что узнали мы о радуге, мы пришли к выводу, что надо в ближайшем времени рассказать ребятам об удивительном явлении природы – радуге.









.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лера:

Работая над данной темой, мы изучили литературу, провели эксперименты. В результате выдвинутые гипотезы в основном подтвердились. Не подтвердилась гипотеза о ночной радуге. Но благодаря исследованию, мы узнали, что радуга бывает и при луне.



Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу. Это можно сделать в любое время.





























ЛИТЕРАТУРА

  1. Монович А.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. – М.:ООО Фирма Издательство АСТ, 1998. – 480 с.

  2. Петрянов И.В. Детская энциклопедия: В 12 томах. Том 3. Вещество и энергия. – М.: Педагогика, 1973.

  3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул,1996.

  4. www.bibigon.ru

  5. www.danilova.ru

  6. www.liveinternet.ru

  7. www.po4emu4ka.ru

  8. www.yugzone.ru

  9. http://fiz.1september.ru

  10. http://zelenb.com

































13






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект " Радуга дуга"

Автор: Пилясова Елена Владимировна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Здравствуй, лето" во второй младшей группе"
    ["seo_title"] => string(48) "proekt_zdravstvui_leto_vo_vtoroi_mladshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "609579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1655143133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства