Работая над данной темой, мы изучили литературу, провели эксперименты. В результате выдвинутые гипотезы в основном подтвердились. Не подтвердилась гипотеза о ночной радуге. Но благодаря исследованию, мы узнали, что радуга бывает и при луне.
Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу. Это можно сделать в любое время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Антон: Летом в том году мы с семьёй отдыхали на озере Когда мы купались, вдруг заметили на небе радугу. Мне захотелось узнать, как появляется радуга и почему она разноцветная. А еще мне стало интересно: можно ли увидеть радугу ночью и можно ли получить радугу в домашних условиях?
Цель исследования:
Узнать о природе атмосферного явления – радуга.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники, интернет-сайты по вопросу возникновения радуги, её изучения;
Провести опыты, которые показывают, что такое радуга и как она появляется;
Узнать, можно ли увидеть радугу ночью;
Методы исследования:
Анализ научной литературы
Наблюдение
Анкетирование
Сравнение полученных результатов
Объект исследования:
Природное явление радуга.
Гипотеза исследования:
Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли;
ночью радугу увидеть невозможно;
если заменить солнечные лучи искусственным светом, тоже можно получить радугу.
.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Лера:
Радуга – одно из самых красивых явлений природы, она появляется только во время ливня, когда идет дождь и одновременно светит солнце, а еще во время дождя или перед ним.
Люди уже давно задумывались над её природой. Появление радуги в небе означало, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. В старинных русских летописях радугу называют «РАЙСКОЙ ДУГОЙ» или сокращённо, «РАЙДУГОЙ». Её появление для людей означало «радужные» перспективы на будущее.
Древним грекам радуга представлялась посредницей между небом и землёй, то есть между богами и людьми. Они отождествляли радугу с прекрасной Иридой (богиня радуги) и изображали её одетой из шелка, который переливался всеми семи цветами. Непременным атрибутом Ириды были золотые крылья. Они символизировали её непостоянный нрав: ведь радуга появляется и исчезает всегда неожиданно.
.
Славяне издревле считали радугу после обильного дождя вестницей победы, одержанной богом Перуном над духом зла.
Для возникновения радуги недостаточно только грома и молний. Если небо затянуто тучами, а на земле нет тени, радугу не увидеть. И только когда через толщи туч пробивается солнце, создаются условия для её появления. Прекрасная, изменчивая и неуловимая! Отсюда и появилось выражение для тех, кто гонится за несуществующей мечтой «ПОГНАЛСЯ ЗА РАДУГОЙ».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Как появляется радуга?
Антон:
Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Явление подобное радуге можно наблюдать в брызгах фонтанов, водопадов. Дело в том, что обычный солнечный свет, который мы видим как белый или бесцветный, на самом деле состоит из разных цветов. Это в 1666 году доказал Исаак Ньютон. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но когда на их пути встречается дождевая капля (она по форме близка к призме), и солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи изменяют свое направление, отклоняются на неодинаковые углы - расходятся в виде веера (преломляются). Причем каждый цвет преломляется по-разному - меньше всего отклоняется от своего первоначального направления красный, а больше всего - фиолетовый. Именно поэтому наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. Посередине располагаются остальные цвета - оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий.
Лера:
Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность
всегда одинакова - у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Последовательность цветов в радуге легко запомнить, если выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этой фразе первая буква каждого слова - такая же. как и первая буква названия цвета! Каждый (Красный) Охотник (Оранжевый) Желает (Желтый) Знать (Зеленый), Где (Голубой) Сидит (Синий) Фазан (Фиолетовый). (2,135)
Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов, мы провели такой опыт. Круг, раскрашенный в семь цветов радуги, прикрепили к волчку и раскрутили. Мы увидели, как разноцветный диск “превратился” в белый.
Антон:
Радуга, которая возникает после дождя или в брызгах фонтанов – это первичная радуга. Выше первой в небе возникает вторая, менее яркая дуга. В ней цветные полосы располагаются в обратном порядке . Очень редко, но все-таки случается, когда на небе можно одновременно видеть три радуги.
Когда солнце закрыто легкими облаками, первая радуга кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода. Такую радугу называют белой. Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (оно должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или
вечером.
ВЫВОД: радуга появляется в солнечную погоду после дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
Лера: Можно ли увидеть радугу ночью?
Вы когда-нибудь видели лунную радугу? Оказывается, такое чудо тоже бывает. Об этом мы узнали в сети Интернет. Подобно тому, как радуга после дождя появляется в результате солнечного освещения, лунные радуги появляются из-за освещения Луной. Поскольку Солнце значительно ярче Луны, то солнечные радуги также более яркие и наблюдаются чаще лунных. изображена лунная радуга над Соленым озером в Сэйнт-Джоне на Вирджинских островах. лунный свет представляет собой отраженный солнечный, то цвета радуги почти совпадают. Как солнечные, так и лунные радуги возникают в результате преломления света на мельчайших капельках воды, которые играют роль миниатюрных призм.
ВЫВОД:очень редко в природе можно наблюдать лунную радугу.
Получение радуги в домашних условиях
Антон:
Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели несколько опытов.
Опыт первый
Оборудование: прозрачная трехгранная призма.
Мы рассматривали сквозь призму предметы белого цвета, они выглядели цветными. С помощью призмы мы получили изображение радуги на стене.
Для этого мы «поймали» призмой солнечные луч. Таким образом, получил радугу в «домашних» условиях И.Ньютон.
Этот опыт легко повторить и с искусственным источником света.
Лера:
Опыт второй
Оборудование: мыльный раствор, полая трубка.
Мы надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги.
Опыт получился у всех. Он очень прост в исполнении.
Антон:
Опыт третий
Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света (солнце или настольная лампа).
В солнечный день поставили около окна таз с водой и опустили в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Зеркальцем «поймали» луч света, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникла радуга.
Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении. Но при искусственном источнике света радуга получилась не яркой.
Опыт четвертый
Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки.
Капнули в воду каплю лака. На поверхности воды образовалась тонкая пленка. Ее аккуратно сняли при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака играет всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.
Опыт не требует сложного оборудования, в этом его достоинство. Но чтобы увидеть хорошую радугу, нужно, чтобы пленка была довольно большого размера.
ВЫВОД: радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Антон:
Узнав столько интересного о радуге, нам захотелось узнать: а что знают ребята о радуге. Для этого нами была проведена анкета среди учащихся 3 классов. Ребятам было предложено 5 вопросов:
1) Вы видели радугу?
2) Как возникает радуга?
3) Бывает ли радуга без дождя?
4) Сколько цветов у радуги?
5) Какие цвета имеет радуга?
На первый вопрос все ребята ответили утвердительно
Следующий вопрос анкеты: «Как возникает радуга?» Ответы ребят были разнообразными:
Вопрос «Бывает ли радуга без дождя?» очень заинтересовал ребят. 23 человека уверенно сказали: «Нет» и только 2 человека предположили, что может.
На вопрос: «Сколько цветов у радуги?» почти все ответили правильно.
На вопрос, «Какие цвета имеет радуга?» правильно ответили 22 человека, а цвета расставили в нужном порядке только 17 человек.
Проанализировав ответы учащихся и, сопоставив их с тем, что узнали мы о радуге, мы пришли к выводу, что надо в ближайшем времени рассказать ребятам об удивительном явлении природы – радуге.
.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лера:
Работая над данной темой, мы изучили литературу, провели эксперименты. В результате выдвинутые гипотезы в основном подтвердились. Не подтвердилась гипотеза о ночной радуге. Но благодаря исследованию, мы узнали, что радуга бывает и при луне.
Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу. Это можно сделать в любое время.
ЛИТЕРАТУРА
Монович А.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. – М.:ООО Фирма Издательство АСТ, 1998. – 480 с.
Петрянов И.В. Детская энциклопедия: В 12 томах. Том 3. Вещество и энергия. – М.: Педагогика, 1973.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул,1996.