kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы» для 8х – 11 классов Тема: «Недаром помнит вся Россия…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуально- познавательная игра по истории и литературе, к 200летию Отечественной войны 1812г. Для 8- 11 классов. В рамках Недели гуманитарного цикла, внеурочная деятельность. Тема: "Недаром помнит вся Россия."  Цель игры: воспитательная- формировать чувство гордости за свой народ; познавательная- знание отдельных фактов, событий, имен, дат. Игра должна повысить интерес к предметам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы» для 8х – 11 классов Тема: «Недаром помнит вся Россия…» »

Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы» для 8х – 11 классов

Тема: «Недаром помнит вся Россия…»

Предварительная подготовка: выбрать: 1) основных участников;

2) жюри, председателя;

3) теоретиков;

4) помощников игры.

Оформление: лозунг «Недаром помнит вся Россия…»;

портреты героев Отечественной войны 1812 года;

выставка художественных произведений.

Цель игры: воспитательная: способствовать формированию чувства гордости за свой

народ, за свою страну, воспитание патриотизма.

Познавательная цель: знание отдельных фактов, событий, имен, дат и т.д.

Игра должна повысить интерес учащихся к предмету.

Ход игры:

( Звучит музыка торжественная, грозная.).

1-й ведущий: XIX век

2-й ведущий: Две музы будут присутствовать здесь.

( выходят музы- одна во всем черном, другая в белом или в розовом).

1-й ведущий: Муза Скорби и печали.

2-й ведущий: Муза надежды.

Муза Надежды: Но и в это правление история России оставалась героической. «Война и мир» Толстого, Наташа Ростова. Нежная, порывистая, грациозная. Ее первый бал. Вот к ней подходит Андрей Болконский.

(Звучит вальс Прокофьева.Наташа и Андрей танцуют, к ним присоединяются и другие пары.)

Муза Надежды: Юная графиня. Как она тонко чувствовала русскую природу, как она любила Россию.

(Звучит грозная музыка)

Муза Скорби: Но, началась война, т. е. свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

1-й ведущий: Гроза двенадцатого года настала

Кто тут нам помог?

Остервенение народа

Барклай, зима иль русский бог?

Муза Скорби: Наполеон! Он принес миру горе, смерть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет? Небо ясно, под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно один враждует он – зачем?

(выходит Наполеон)

Наполеон: В Европе я сыскал славу непобедимого.

На пути к мировому господству осталась одна Россия.

Я раздавлю ее.

Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если возьму Петербург, то

возьму Россию за голову, если возьму Москву, то поражу ее в самое сердце.

Итак – Москва.

Ведущий: Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля,

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

Кутузов: Господа! Думаю, что нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию.

Барклай: Потеряв этот город, мы сохраним армию.

Ермолов: И вы говорите – этот город, -да этот город – сердце России, ее священная

столица. Умереть каждому, но отстоять столицу.

Кутузов: Волею, данной мне государем и отечеством, приказываю отступать.

Потеря Москвы еще не есть потеря России. Сохраним армию, спасем и Россию.

Приказываю отступать.

Муза Надежды: Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

Не праздник, не священный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Кутузов: Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому

воинству. Слава русскому солдату.

( Звучит музыка «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»)

Ведущий: Здравствуйте! Уважаемые гости, участники, зрители!

Верно, 19 век в истории Отечества является веком больших преобразований и изменений. Как во внутренней, так и во внешней политике государства.

В 19 в. России пришлось пережить 2 русско- тур. войны, рус.-шведск., Кавказскую, Крымскую и ОВ 1812г. С наполеоновской Францией. О ключевых моментах которой нам сегодня и предстоит говорить.

Напомним, что согласно указу Президента, текущий, 2012 г. Имеет статус Года российской истории.

В этом году мы отмечаем неск. знаменат. дат в истории Отечества. 1150-летие зарождение государственности, 75-лет. НСО.

Юбилей 2012 года, изменивший ход истории и место стран в ней, – это 200-летие победы над Наполеоном. Фактически это была война не между Францией и Россией, в баталии были втянуты многие страны Европы, и после победы Россия надолго утвердила свою позицию на мировой арене.

Учитель истории. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.



В жизни нашей страны есть события, значение которых так велико, что рассказы о них переходят из века в век. К ним относится и Отечественная война 1812 года. Те, кого жизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своих дней. А кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом. Рассказы о пожаре Москвы, Бородинском сражении, Березине, взятии Парижа были , по словам А.И.Герцена, их колыбельной песнью, детскими сказками, их Иллиадой и Одиссеей.





Я вас приветствую на игре « Умники и умницы».

В игре примут участие агонисты- основные участники игры, которые выйдут

на дорожки. Им будут помогать другие умники, которые сидят на трибунах. Их

мы называем теоретиками.

Ведущий: Позвольте вам представить судей сегодняшней игры, которых мы называем

ареопаг. Председатель жюри -…………….

Ведущий: Сегодня мне помогают повести игру………………

Ведущий: Тема нашей игры, как вы уже, наверное, поняли « Отечественная война 1812

года».

Ведущий: Итак, звучат ваши аплодисменты, потому что я приглашаю агонистов - участников игры …………………….

Ведущий: Нам необходимо определить, по какой дорожке будут идти участники игры.

Для этого я задам участникам вопросы, а жюри определит очередность выбора

дорожек участниками.

1 Даны слова, исправить ошибки: 1. ковалерия,ортилерия,флешы,ридут, гринадеры

2. Итак,Внимание, вопрос:

В «Войне и мире» и других произведениях о войне с Наполеоном, вы можете встретить целый ряд военных терминов того времени. Понятны ли вам их значения?

? -что означают следующие термины: Флеши, редут, гренадеры, артиллерия, кавалерия.

Флеши- земляные укрепления для установки орудий.(в форме тупого угла. Укрепления, валы. Редут-сомкнутое полевое укрепление с наружным рвом или бруствером( земляная насыпь на наружной стороне окопа, траншеи)

Гренадеры- военнослужащие отборных пехотных полков.Линейная пехота

Артиллерия- род войск с огнестрельным оружием. Вооружение

Кавалерия- конное войско, конница (легкая, тяжелая). Род войск

3. Подбери современный синоним к терминам: Флеши, редут, гренадеры, артиллерия, кавалерия.

2. Темы для конкурса красноречия (домашнее задание):

- Чем объясняется популярность Кутузова в народе*

- Почему войну России 1812 г. С Наполеоном называют Отечественной?

- Почему Россия выиграла войну с Наполеоном?

Время выступления – 1 минута



Ведущий: Слово жюри. Кто выберет дорожку первым, кто – вторым, кто – третьим.

Дорожки:

_ _ - 2 вопроса, нельзя ошибаться

_ _ _- 3 вопроса, 1 раз можно ошибаться

_ _ _ _ - 4 вопроса, 2 раза можно ошибаться

А я напоминаю: зеленая дорожка – три этапа, можно дважды ошибиться.

Желтая – два этапа, можно ошибиться один раз. Красная – один этап, ошибки не

допускаются.

Ведущий: Дорожки выбраны, начинаем первый этап игры.

Вопрос №1 игроку на зеленой дорожке.

Темы:



































Зеленая Битва

Армия

Герои

Факты

12


Желтая Москва

Литература

9 Картина

Красная Наполеон

Кутузов

6


Битва

1.Назовите важнейшую битву(генеральное сражение), в войне 1812 года, когда произошла. Почему она так называется? (Бородинская битва 26 августа(7 сент) в 6 часов утра, у села Бородино на Новой Смоленской дороге в 110 км.К западу от Москвы)


2. Назовите, где произошло, как называлось и сколько длилось первое крупное сражение ОВ 1812 г.

(Под Смоленском(окрестности-подступы) , 3 дня(4-6 августа) , соединение 1й и 2й армий Баркл. И Багратиона)


3. Сколько длилось, продолжалось генеральное сражение ОВ 1812г.( Бород. Сражение длилось 12 часов)


4.Две армии встретились около Малоярославца. (Р и Фр.)Французы решили дать здесь сражение. Несколько дней длился бой. Потери несли обе стороны. Но к русским подоспела подмога… ?- продолжите- чем закончилось сражение?

(подмога-казачьи отряды, Все же французы взяли Малоярославец, Но эта победа не изменила их положения- Наполеон принял решение отступать)


5. Около какой реки, в декабре 1812г. , Армия Кутузова догнала французов и окончательно их разгромила?

(около реки Березины)

Москва

1.Почему Кутузов хотел оставить Москву? Почему это было единственно правильным решением?( сохранить русскую армию, для последущих сражений.)


2. Сколько дней Французская армия стояла в Москве? (34 дня, в пустом , сгоревшем городе, без продовольствия, фуража, запасов оружия)


3. Где Наполеон, недалеко от въезда в город, ждал ключи от Москвы.

( на Поклонной горе)


4. Армия Барклая защищала дорогу на Петербург. Генерал Тормасов защищал дорогу на Киев. Чья армия должна была противостоять Наполеону на московском направлении?

( Армия князя, генерала от инфантерии(пехота)Багратиона Петра Ивановича,)


5.Назовите имя командира одного из самых больших в подмосковных лесах партизанского отряда, сам он был крепостным.

( Герасим Курин)


Наполеон

1.Каких солдат, независимо от их национальности, Наполеон на острове Святой Елены назвал лучшими? (Тех, которые выигрывали сражения.


2. Когда Наполеон занял древнюю столицу России, то он был восхищен ее красотой и величием. Войдя в Московский Кремль , он поразился

богатству и необыкновенной красоте московских соборов. Увидев Успенский собор Кремля, Наполеон сказал: « Была бы моя воля, взял бы я этот собор ( ……….)Продолжите фразу. Что хотел бы сделать с этим собором Наполеон?

( взял бы я этот собор с собой и на ладони преподнес бы его Франции»



3. Где в разграбленной Москве остановился Наполеон, так сказать квартировался?

( В Московском Кремле, разграбили, в Архангельском соборе- усыпальнице царей, -устроили склад вина, в успенском –конюшню.)


4.Наполеон был поражен мужеством русских воинов. Через несколько лет в своих воспоминаниях об этой войне он писал: «Из всех моих сражений самое ужасное было то, которое я дал под (…..) Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». ?- О каком сражении идет речь?

( Под Москвой)


5. По поводу чего Наполеон мог так с горечью воскликнуть, покидая Москву?-« Даже стены древнего Кремля против нас!» ?

(Наполеон приказал взорвать Моск. Кремль. Хотел превратить в развалины Успенс. Собор и колокольню Ивана Великого, под ним уже была заложена взрывчатка. Но москвичи тайно унесли взрывчатку от стен Успенс. Собора, а вот от колокольни не успели. Раздался мощный взрыв. И что же* Колокольня осталась целой, лишь небольшая трещина образовалась на её стене. Когда Наполеону доложили об этом, то он воскликнул….)

2.В 1812 году командовал дивизией, а в Бородинском сражении защищал редут. Французы же прозвали «редутом смерти». Атакуя ее, они понесли большие потери. С его именем связана легенда, и поныне живущая в литературе, что в одном из боевон взяв за руки двух своих сыновей 17 и 10 лет, бросился с ними под огонь, увлекая за собой солдат. Наполеон говорил о нем , что «этот генерал сделан из материала, из которого делаются маршалы».


(Н.Н.Раевский)


Армия

1.. Солдаты пехоты очень любили своего генерала и его фамилию объясняли по – своему. Кто он? (Багратион – Бог рати он)

2. Кто такой гусар? (военный легкой кавалерии)

3. . Каким орденом награждали солдат в 1941 – 1945гг.? (орденом Кутузова, 3х степеней)

4.Какова была численность русской армии и «Великой армии Наполеона» в начале войны? (640-тысяч наполеоновская армия,590 тысяч-русская,но можно было выставить около двухсот тысяч).

5. Почему действия русской армии были направлены на то, чтобы наполеоновская армия возвращалась из Москвы по Старой Смоленской дороге?

(Она уже была разорена, нехватка продовольствия, партизанские отряды были сосредоточены на этом пути, казачья конница, русская армия шла рядом, изматывала противника в небольш., но постоянных сражениях).




Литература

1.Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир» с 1863 по 1869 г. Он вел в это время очень замкнутый, уединенный образ жизни, сосредоточившись на работе, которая заняла более 6 лет. Известно, что окончательный вариант заглавия романа сложился не сразу, а лишь к 1867 г.

Назовите три первоначальных варианта заглавия романа. («Три поры», «Тысяча восемьсот пятый год», «Все хорошо , что хорошо кончается».



2.Какое стихотворение Л.Н.Толстой называл «зерном» своего романа «Война и мир»?

(«Бородино» М.Ю.Лермонтова).


3. Откуда эти строки? О каких исторических личностях идет речь в этом отрывке?

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

(Из стихотворения «Два великана» Лермонтов. О Наполеоне и России.


4.Когда написано стихотворение «Бородино»? Какой дате оно посвящено?

(1837 год, 25 летию Бородинской битвы).


5.Отчьего имени ведется рассказ о событиях 1812 года в стихотворении «Бородино»? Как начинается стихотворение? (От лица старого солдата, ветерана войны).


6. Почему Т. Не изображает в своем романе фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывая вступление русских в Париж?

( Т. Заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли. Идея Т . такова: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

7. Что имел в виду автор в стихах:

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

(Ссылка Наполеона на остров Святой Елены)

8. Автор воспоминаний о боевых днях войны- «Дневник партизанских действий 1812 г.» и поэмы « Бородинское поле» ?

(Денис Васильевич Давыдов)

9. - Л. Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. Кого он относил к любимым? И по каким критериям? (Наташа Р. Андрей Болконский, Пьер Безухов. Любовь к природе, Близость к народу, способность любить.)



Кутузов.

1. Кутузов был преемником Суворова. Какой главный девиз Суворова был важным и для Кутузова?

(“Тяжело в ученье – легко в бою”)

2/Какое воинское звание имел Кутузов? (фельдмаршал)

3.Когда умер Кутузов? Где он похоронен? (28 апреля 1813 года в Бунцлау (Польша); Санк-Петербург, Казанский собор).

4. В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?

(Кутузов-Голенищев.)


5..Название какого русского города звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова?

(Города Смоленска – князь Смоленский.)






Герои

1. О каком герое войны 1812 года А.В. Суворов говорил: «Во время штурма Измаила он командовал моим левым флангом, но был моей правой рукой»? (Кутузов)


2.Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812?

(Кутузов- с 1805г.)


3. На родовом гербе этого человека мы видим царскую мантию, львов, арфу, скипетр и державу. Он действительно происходил из царского рода. Начал свою карьеру в Кавказском мушкетерском полку сержантом. Принимал участие в 10 кампаниях, но первым был поход против горцев. Отличался вспыльчивым характером. Будучи блестящим полководцем, проявил личное мужество и отвагу на Бородинском поле, был ранен и скончался от ран в чужом доме вдали от родины. В 1839 году по инициативе Д.Давыдова его прах перенесен на Бородинское поле. Наполеон его называл лучшим генералом русской армии. Кто это? (генерал Багратион Петр Иванович)


4.Назовите имя командира партизанского отряда, действовавшего в смоленских лесах. Вдова сельского старосты, женщина красивая, властная, строгая.

( Василиса Кожина)


5.Геройски проявила себя в Отечественной войне 1812 года и первая русская женщина- офицер, «кавалер- девица» и «русская амазонка», о судьбе которой А.С.Пушкин писал, что она так любопытна, так известна и так таинственна». Была награждена Георгевским крестом. За весь 19 век это был единственный орден, врученный женщине.

(Надежда Андреевна Дурова).


6. Первой русской армией командовал военный министр генерал Барклай-де- Толли.Второй армией командовал генерал Багратион, ученик Суворова. Назовите, кто командовал третьей армией?

(генерал Торма\сов Александр Петрович, граф, генерал от кавалерии


7 . Назовите героя Отечественной войны 1812 года, военного губернатора Санкт-Петербурга, смертельно раненного на Сенатской площади декабристом Каховским.

(Милорадович Михаил Андреевич.)






9. Солдаты говорили про него, «что, коли он где станет, надобно туда команду с рычагами посылать, а так его не сковырнешь». Сам же он говорил о себе…« Я никогда не был придворным, не искал милостей… у царедворцев, а дорожу любовью войск, которые для меня бесценны». О каком генерале, герое Отечественной войны 1812 года идет речь?

(Дмитрий СергеевичДохтуров на стенде)



Картина

1.Назовите автора картины «Военный совет в Филях в1812 году»? Где она хранится? (Алексей Данилович Кившенко; в Государственной Третьяковской галерее.)


2. Перу какого художника принадлежат эти картины:Наполеон на Бородинских высотах», «В Кремле. Пожар» .(Василий Васильевич Верещагин).


3. Кто из русских художников принимал участие в росписи Храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы над Наполеоном. (Верещагин и Суриков, Маковский, Бруни, Басин)


4. Художник П.Гесс ярко отобразил в своей картине последний день пребывания Наполеона в России. Как названа эта картина

( П. Гесс Разгром армии Наполеона у реки Березины)


5. Перед вами картина- М.И. Кутузов во время Бородинского сражения. Укажите художника

( А. Шепелюк)






3.Когда началась Отечественная война 1812 года, легендарный атаман войска Донского мобилизовал все мужское население от 18 до 60 лет. В.Жуковский писал:

Хвала, наш Вихорь – атаман,

Вождь невредимых, … !

Твой очарованный аркан

Гроза для супостатов. Кто изображен на картине художника Дж.Доу?

( Портрет Матвей Ивановича Платова. Художник Дж. Доу.Матвей Иванович Платов)


Факты

1.Кем и по какому поводу были сказаны слова: «Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю,-сказал он.- до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна». ( На военном совете в деревне Фили под Москвой Кутузов поставил вопрос об отступлении без боя и оставлении Москвы).




2.Где произошло соединение 2х русской армии во время нашествия Наполеона на Россию? ( Под Смоленском., Барклая и Багратиона).


3. Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? На какие средства он строился? Какова судьба этого памятника?

(Храм Христа Спасителя- 25 дек. 1812-возведение, в знак благодарности Богу о спасении Отечества. Построен в 1883г, высота-102 м., % дек. 1931г. В три приема взорвали, во втор.полов. 1990-х восстановили, на народные деньги, пожертвование)


4. В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружён луком и стрелами?

(Амур.)


5. Современники рассказывали, Что Кутузов поехал специально осматривать Бородинское поле перед сражением. В это время появилось предзнаменование, добрый знак. ?- Кто или что было этим предзнаменованием, и почему это был добрый знак?

( появился орел и стал летать над полем. Все решили, что это добрый знак. Ведь орел является символом России)


6. Пока армия Наполеона грабила и разоряла Москву, ожидая послов от Александра 1. В это время Кутузов отвел русскую армию по Рязанской дороге к селу и там расположил свой лагерь. ?- близ какого села расположился наш лагерь?

( к селу Тарутино)

















- Победители всех трех троек выйдут для состязания в финале.

Черный ящик

?- Назовите предмет, который находится в ящике, принадлежащий участнику войны 1812 г.

Этому человеку принадлежит следующее высказывание:

« Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши: потомство сохранит их в памяти своей»

- Назовите то, без чего этот человек после ранения часто не появлялся на людях? (повязка)

Финал

- Убрать лишнее: (плакат) Выписать фамилии русских военачальников, принимавших участие в ОВ 1812 г.:

Кутайсов - Раевский

Бенигсен Малиновский -

Суворов - Кутузов

Платов Барклай

Нахимов - Багратион

Уваров -

Память о предках – главное и необходимое условие для возрождения. Известно, что исторические события подобны угасающим звездам – они возникают и вспыхивают только раз. Своим появлением они несут одним людям радость, другим - боль.

Вадим Шефнер вопрос ставит так:

Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?

Все равно упавших не поднять,

Всех ушедших не вернуть,

И сказала память: « Я могу

Все забыть, но нищим станешь ты.

Я твои богатства стерегу,

Я тебя храню от слепоты».

Мы с вами перелистали яркие, незабываемые страницы нашей истории. И надеемся, что вы достаточно много узнали, вынесли, запомнили интересного, впечатляющего , познавательного, готовясь к этому интеллектуальному шоу.

А сейчас предоставим слово нашим судьям:














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кочерга Светлана Викторовна, Нестерок Тамара Ивановна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства