Занятие по внеурочной деятельности по технологии интегрированное с краеведением и уроком географии по теме «Реки. Озера».
Учитель технологии: Дарашкевичус Е.М.
Тема урока: Возвращение к истокам. (2 часа)
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – путешествие.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая, элементы музейной педагогики.
Образовательные ресурсы:
Мультимедийный проектор, компьютер, магниты, глобус,ткань, инструменты и отделочныематериалы для шитья, выкройки игрушек, презентация, новогодняя музыка, выставка книг.
Дидактический материал:
Для учителя: мультимедийная презентация.
Для учащихся: технологические карты.
План урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Изучение учебного материала
4) Практическая работа.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с историей водных ресурсов с. Падун, систематизирование знаний о приемах изготовления игрушки.
Планируемый результат: продукт — новогодняя игрушка из мешковины.
Место проведения: библиотека (можно в музее, если есть интернет)
Задачи:
Образовательные:способствовать формированию и развитию знаний о водных ресурсах своего села; способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления новогодней игрушки из мешковины.
Воспитательные:воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда, любви к своей родине.
Развивающие: развитие умения работать с информацией в сети интернет, развитие умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение;развитие эстетического вкуса, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями.
Особенность урока: интеграция технологии, географии, краеведения.
В процессе обучения технологии формирую следующие блоки УУД:
Личностные УУД:
— Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Познавательные УУД:
— систематизирование и расширение представлений детей о новых приёмах ручных работ;
— соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности,
— соблюдение трудовой и технологической дисциплины,
— развитие конструктивного мышления,
— осознание ответственности за качество результатов труда,
— развитие композиционного мышления.
Регулятивные УУД:
— поиск и выделение необходимой информации;
— умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.
Коммуникативные УУД:
— допускать существование различных точек зрения;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель:
Нитoчкy дyши oткaждoго из вас
В руки бeрeжновoзьму сейчас.
Мы coткем из ниточек yрoк,
Oнзнaкомствa нaшeгo исток.
А исток - начало всех начал.
Чтоб никто из вас здесь не скучал,
Будем думать, спорить, рассуждать.
Трудно другу – будем помогать.
И мою ты ниточку души
В руки взять скорее поспеши.
Чтоб знакомство наше в этот час
Стала доброй дружбою для нас.
- Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем занятии. В гостях у нас Л.И. Хамова – зав. музея.
-Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус?
- Давайте поэкспериментируем, раскрутим глобус.
(Синего, потому что две трети земной поверхности занимает вода.)
- Вода – самое обыкновенное и самое распространенное вещество на Земле. Ею мы пользуемся каждый день. Все живое без воды просто перестанет существовать. Можно сказать, что вода – это сокровище, вода – чудесный дар природный.
Ученица читает стихотворение. Слайд 2
Вода – чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трех важных ипостасях.
То ручейком, то речкой вьется,
То из стакана наземь льется.
То застывает тонкой льдинкой,
Красиво названной снежинкой.
То обретает легкость пара:
Была – и вдруг ее не стало.
Великий труженик водица,
Ну, как же ей не восхититься!
Она плывет к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова немецкого поэта, государственного деятеля Иоганна Гёте.Прошу ученика зачитать: «Вся жизнь из воды происходит, вода все хранит, производит… (И. Гете) Слайд 3
-Какой вывод можем сделать?
2. Изучение нового материала
- А что мы знаем о наших реках и пруде? В чем их особенность?
- Сейчас совершим путешествие «Возвращение к истокам» Слайд 4
(Слово ученице – она находит в интернете карту и сопровождает свой рассказ, используя карту)
Дети выступают с домашним заданием рассказ о пруде, о реках Ук и Падун.
( презентации см. приложение 1)
Выступление работника музея.
- Я приглашаю Л.И. Хамову – зав. музея. Она выносит костюм – скомороха
( он выполнен изо льна).
- Как вы думаете, что общего может объединять этот костюм и реку Ук?
(выслушать ответы детей)
Рассказ Л.И.Хамовой о том, как на берегах реки Ук выращивался лен, что из него изготавливали наши предки и какие экспонаты имеются в нашем музее, какие ткани изготавливали изо льна.
Учитель:
- Сегодня мы поработаем с таким материалом как мешковина. Слайд 5, 6,7
(рассказ учителя)
- Как вы думаете, что можно сшить из такой ткани?
(выслушать детей)
- А вы можете представить новогодние игрушки из такой ткани?
Физминутка: Прошу детей задвинуть стульчики, выйти к доске. (просмотр Слайд 9,10,11,12. Затем учащиеся разбирают листочки, на которых написана технологическая последовательность изготовления игрушки. Задание: составить технологическую последовательность. (А в это время на столы выкладываются коробки с материалами и инструментами)
- На экране появляются правила по безопасности труда, где есть начало предложения, а продолжение говорят дети. (если мало времени, то можно готовые правилавывести на экран и обратить внимание на их соблюдение)
Прошу подойти к своим местам, (стульчики не выдвигать, аодеть по технике безопасности косынки или новогодние колпаки, выбрать себе выкройку игрушки (они разные по сложности), материал, отделку и т.д.), а затем занять места.
Практическая работа. Изготовление игрушки по собственному замыслу(прилагается технологическая карта).
(звучат новогодние мелодии)
Уборка рабочих мест.
Рефлексия. (После того, как игрушка выполнена, располагают игрушку на елочке).
«Закончи предложение». Слайд 13
Я сегодня узнала, что вода – это ….
Я хотела бы посоветовать себе и всем нам….
Мне трудно представить, что ….
Для меня стало открытием, что ….
Я никогда не думала, что ….
Учитель:
- Как вы считаете в каком стиле выполнена наша игрушка? Слайд 14
- Наше путешествие завершилось. Спасибо всем за сотрудничество, а сейчас фото на память.
Литература:
1. http://nsportal.ru/user/password
2. http://pedmir.ru/
3. http://pedsovet.org/id/component/users/
Приложение