1.Пробудить интерес учащихся к устному творчеству якутского народа.
2. Воспитывать уважительное отношение к художественному наследию якутского народа.
3. Развивать личность учащихся через реализацию их общеучебных умений, творческих способностей.
Наглядность:
- слайдовая презентация.
- выставка рисунков.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- трафарет;
Опережающее задание:
- выучить наизусть стихотворение (индив.задание).
- подобрать загадки;
- пословицы о лошади.
Ход урока
1.Организационная часть.
Новая тема.
Слайд!
Вступительное слово учителя.
Ребята, по восточному календарю 2014 год был годом кого? 2014год был годом лошади. По восточному календарю каждый год именуется разными животными. 2014 год для вас был каким? Прошедший год лошади был хорошим, результативным, потому что лошадь добрая, трудолюбивая, выносливая. Считаете ли вы, что год лошади достойно ли провели? Мы достойно провели год лошади, поэтому посвятим ей этот урок. И так тема нашего урока, о ком мы будем говорить? О Лошади. Ат.
Якутская лошадь является национальным богатством и гордостью народа саха. Где мы встречали лошадь в символах якутии? Недаром в центре государственного герба РС (Я) изображён древний человек на коне со знаменем. И как ни странно, вовсе не олени и не алмазы для якутов символы богатства, а низкорослые крупноголовые лохматые лошадки.
Слайд!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Якутская лошадь. Саха ата.»
Тема урока:Якутская лошадь. Саха ата.
Цель урока:
1.Пробудить интерес учащихся к устному творчеству якутского народа.
2. Воспитывать уважительное отношение к художественному наследию якутского народа.
3. Развивать личность учащихся через реализацию их общеучебных умений, творческих способностей.
Наглядность:
- слайдовая презентация.
- выставка рисунков.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- трафарет;
Опережающее задание:
- выучить наизусть стихотворение (индив.задание).
- подобрать загадки;
- пословицы о лошади.
Ход урока
1.Организационная часть.
Новая тема.
Слайд!
Вступительное слово учителя.
Ребята, по восточному календарю 2014 год был годом кого? 2014год был годом лошади. По восточному календарю каждый год именуется разными животными. 2014 год для вас был каким? Прошедший год лошади был хорошим, результативным, потому что лошадь добрая, трудолюбивая, выносливая. Считаете ли вы, что год лошади достойно ли провели? Мы достойно провели год лошади, поэтому посвятим ей этот урок. И так тема нашего урока, о ком мы будем говорить? О Лошади. Ат.
Якутская лошадь является национальным богатством и гордостью народа саха. Где мы встречали лошадь в символах якутии? Недаром в центре государственного герба РС (Я) изображён древний человек на коне со знаменем. И как ни странно, вовсе не олени и не алмазы для якутов символы богатства, а низкорослые крупноголовые лохматые лошадки.
Слайд!
3. Громкое чтение сказки. Беседа по тексту.
- Издавна лошадь является героем многих литературных произведений.
- Вспомните произведения (сказки, стихи, картины), в которых упоминается лошадь.
(Ответы детей)
- «Сивка - бурка», «Конёк - горбунок», в былинах «Илья Муромец и Соловей - разбойник». Якутский героический эпос «Олонхо» ( сказание ). В картине Васнецова «Три богатыря».
Слайды!
- Сегодня мы познакомимся с якутской народной сказкой - «Ат уонна таба» ( «Лошадь и олень»). Ребята, сейчас я прочитаю сначала по- якутски, потом
по-русски, а вы подумайте:
Что мы можем сказать о человеке и лошади? Кем они были друг для друга? Учитель читает сказку. И так, что мы можем сказать?
Другом можно назвать? Помощником?
Вывод: Лошадь стала другом и помощником человеку.
- А помните стихотворение Агния Барто про лошадку? Кто расскажет?
Ученик1
-Давайте определим: какая лошадь в сказках и в жизни? (Ответы детей)
- Решительная, смелая (это видно, что она помогает своим хозяевам). Она трудолюбивая , выносливая, быстрая. Всё это отражено в рисунках.
Слайды!
4. Работа в тетрадях.
Слайды!
- Напишем в тетради число и запишем новые слова:
Тема урока: Ат (лошадь)
Работа с словами, найти подходящие по смыслу слова. Укажите стрелкой.
хорсун выносливая
улэhит быстрая
тулуурдаах трудолюбивая
тургэн смелая
- Давайте составим с этими словами предложения, используя слово «это», по-якутски.
Например: Бу хорсун ат. – Это смелая лошадь.
- Напишем по 3 предложения в тетради.
- Чтение предложений и перевод.
5. Лошадь является героем загадок и пословиц.
- Давайте вспомним загадки про лошадь.
(Ответы детей)
- Слайд!
- «Мчится возле речки
Под седлом в уздечке». (Лошадь)
- «Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок», - копытами стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину - прокачу!». (Лошадь)
- Эти загадки тоже рассказывают какая лошадь.
- В народе существуют приметы, связанные с лошадью. Кто скажет какие приметы знает?
Давайте послушаем их и запомним.
Слайд!
- Кони ржут – к добру.
- Лошадь спотыкается – удачи не жди.
- Лошади фыркают в дороге – к радостной встрече.
- Лошади спят стоя – к холоду, ложатся – к теплу.
- Лошадь храпит – к вьюге.
- Давайте вспомним пословицы про лошадь и попробуем их объяснить.
- Слайд!
«Конь добр, да копыта отряхивает».
-А что это значит? Добр конь, да может лягнуть.
Кто знает пословицу, когда подарки получаете надо радоваться?
- «Дарованному коню в зубы не смотрят». Значит: Радуйся подарку.