Программа внеурочной деятельности «Фитнес-аэробика» включает различные виды двигательной активности. Подвижные игры, ритмические и фитнес занятия оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
По данным многочисленных обследований физическое развитие и здоровье детей школьного возраста в настоящее время по ряду причин значительно ухудшилось. Трехразовых занятий физической культурой в неделю согласно школьной программе для поддержания и развития физического состояния школьников явно не достаточно. В данной ситуации наиболее актуально введение программ внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Программа внеурочной деятельности «Фитнес-аэробика» включает различные виды двигательной активности. Подвижные игры, ритмические и фитнес занятия оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
В свете темпов развития современного фитнеса и недостаточного объема программ дополнительного физического образования школьников в формате современных фитнес-программ, настоящая программа обладает значительной новизной.
Представляется целесообразным в свете современных тенденций развития спорта и фитнеса введение в дополнительные занятия со школьниками занятий с музыкально-ритмической доминантой, а также занятий, направленных на развитие физических качеств школьников и повышения их уровня осведомленности об уровне развития современного массового спорта.
Отличительная особенность программы:
Имеется ярко выраженный образовательный эффект программы, который заключается в расширении анатомо-физиологических знаний в области физической культуры. Привитие через практические занятия интереса к фитнес - аэробике как массовому виду спорта.
На основе Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования”, зарегистрированного в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. N 19707 внесены изменения в ФГОС НОО (Приказ МОиНРФ от 06.10.2009 г. № 373). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности “Фитнес - аэробика” для учащихся 2 класса разработана на основе:
- Программа “Физическая культура”, 1-4 классы, авторы Петрова Т.А., Копылов Ю.В., Петров С.С. “Начальная школа ХХI века” М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011 г.
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2008 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения”, реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся.
Задачи:
формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Содержание курса отвечает генеральным целям физкультурного образования — ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Программа состоит из 2 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
- программа разработана непосредственно для учащихся 2 класса;
- основу программы составляют ритмические упражнения с элементами фитнеса и подвижные игры, представленные согласно их классификации;
- реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;
- содержит блок теоретических знаний;
- программа предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы;
- занятия проводятся под музыку по разделу “Фитнес-аэробика ”
Планируемые результаты освоения программы
Программа по внеурочной деятельности «Фитнес - аэробика» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут развиты следующие умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут формироваться следующие умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Содержание программы
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой практический опыт.
Каждый раздел состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть занятий включает в себя:
- технику безопасности во время занятий фитнесом;
- основы здорового образа жизни;
- информация о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса.
Практическая часть занятий включает в себя:
- обучение двигательным действиям аэробики, гимнастики, акробатики, подвижных игр;
- организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
1.1 Сюжетные игры. “Два мороза”, “Гуси-лебеди”, “Веселые ребята”, “Космонавты”, “Море волнуется”, “Волк во рву”, “Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробушки и кот”, “Белые медведи”, “Вороны и воробьи”, “Ловишки-перебежки”, “Салки”, “Хвостики”, Коршун и наседка”, “Колдунчики”, “Кот идет”, “Не ошибись” (с рисунками зверей и птиц), “Кошки-мышки”, “Птицы без гнезда”, “Шишки, желуди, орехи”. Для сюжетных игр “характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный (“Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробушки и кот”) и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).
1.2 Бессюжетные игры. В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения. “Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Пустое место”, “Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “Чья команда быстрее построится”, “Придумай фигуру”, “На одной ноге”, “Землемеры”, “Увернись от мяча”, “Быстро по местам”, “У ребят порядок строгий”, “Удочка”, “Невод”, “Третий лишний”.
1.3 Игры с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр.Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки, метании); подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики (простейшие виды построений и перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол).
Раздел 2 “Ритмика с элементами детского фитнеса”.состоит из четырёх тем: “Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма”, “Ритмико-гимнастические упражнения”, “Элементы базовой аэробики и классической аэробики с предметами”, “Игры под музыку”.
2.1 “Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма”.содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм музыки. Правильное исходное положение. Ходьба: с высоким подниманием бедра, широким шагом, перекатом, приставным шагом, острый шаг, с подниманием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Акцентированная ходьба. Бег: в чередовании с ходьбой, со сменой направления, на носках. Виды ходьбы и бега под музыку: бодрый шаг, спортивный шаг, спокойный шаг, быстрый и медленный бег. Исполнение ритмичных подскоков, приставных шагов в сторону. Перестроение в круг из шеренги. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Различие динамики звука “громко — тихо”, “быстро – медленно”. Хлопки в такт музыки. Движения руками в различном темпе. Выполнение упражнений под музыку.
2.2 “Ритмико-гимнастические упражнения”.данный раздел составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
Общеразвивающие упражнения. Ходьба на носках и пятках, выставление ноги на носок и пятку вперед и в стороны, подъем на полупальцы. Наклоны и повороты головы, круговые движения плечами вперед и назад. Движения рук в разных направлениях без предметов. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Приседания с опорой и без опоры. Упражнения на формирование осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестный движения руками. Ассиметричные движения рук и ног. Изучение позиций рук и ног.
Элементы танца и простые танцевальные движения: шаги — мягкий, перекатный, острый, на полупальцах. Бег на носках. Притопы одной ногой с хлопками. Кружение через правое плечо с поднятыми руками, кружение парами — на месте и на ходу. Приставной и переменный шаги вперед, в сторону, назад. Шаги галопа — прямой, боковой.
Упражнение на расслабление мышц. “Мягкие руки” - подняв руки вверх, уронить вниз кисти, локти, и слегка наклонившись вперед, уронить руки вниз; руки поднять вверх, уронить вниз с небольшим наклоном вперед. “Маятник” - в широкой стойке, раскачивание руками вправо-влево.
Методы обучения: целостный и расчлененный. Используется в работе метод “зеркального показа”. Деятельность занимающихся на уроках аэробики может быть организована фронтальным (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения) способом.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 2 класса. Рассчитана на 34 учебных часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 2 класса с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 15-25 человек.
Учебно-тематический план
№
Вид программного
материала
Количество часов
1
Теория
в процессе обучения
2
Подвижные игры
10
3
Ритмика с элементами фитнеса
4
4
Ритмико-гимнастические упражнения
2
5
Базовая аэробика
15
6
«Фитнес - марафон»
1
7
Игры под музыку
2
Итого
34
Структура занятия.
Занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.
Подготовительная часть – темп музыки 124-136 уд/мин, время 8-10мин Основная часть – темп музыки 128- 142 уд/мин, к концу основной части 124-136 уд/мин.
Основная часть делится на 3 блока: аэробный разогрев, танцевальная (или “калистеника”) и игровая.
Заключительная часть - темп музыкального сопровождения 110-130 музыкальных акцентов в минуту, время 5 минут, в положении сидя на полу или лежа.
Содержание занятий:
- разучивание базовых шагов;
- локальные движения частями тела (повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движение стопой);
- движения для обширных мышечных групп (полуприседы, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещением в сочетании с движениями рук);
- стретчинг – упражнения на гибкость (растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы, живота, рук);
- упражнения на полу – “калистеника” (на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса спины, рук и плечевого пояса, бедра).
Классическая аэробика с предметами (мяч, скакалка)
Классическая аэробика с мячом. При проведении занятий с детьми 7-8 лет желательно использовать мячи диаметром 18–20 см. Занятие имеет 3 части: подготовительную, основную и заключительную.Подготовительная часть – 8-10 мин. Упражнения без предмета, ходьба в чередовании с бегом, прыжки, упражнения на восстановление дыханияОсновная часть – 28-30 мин. Рекомендуется разделить на работу с предметом и игровую. При проведении занятий с мячом темп музыкального сопровождения должен составлять не ниже 110-120 музыкальных акцентов в минуту.Заключительная часть – 5 мин., упражнения на восстановление дыхания, расслабление, внимание. В аэробике с мячом рекомендуется выполнять следующие упражнения для развития координации движений: передачи из одной руки в другую – перед собой, над головой, за спиной, под ногой, партнеру; броски и ловля после удара о пол; броска вверх, в стену, от партнера; ловля – двумя руками, одной рукой; перекаты по полу, по телу;
Классическая аэробика со скакалкой: Прыжки через скакалку являются одной из любимых игр детей. Проведение занятий под музыку значительно повышает их интерес к занятиям. Основным содержанием аэробики со скакалкой являются различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые со скакалкой индивидуально. Длина скакалки подбирается следующим образом: нужно встать на скакалку, ноги на ширине плеч, натянуть скакалку вверх. Ручки или узлы должны доставать до плеч. Прыжки через скакалку следует осваивать в следующем порядке:
1. Разучить подскоки, прыжки без скакалки и без музыкального сопровождения. 2. Разучить движения со скакалкой без музыки, затем под музыку. 3. Разучить простейшие комбинации прыжков без музыки, затем под музыку.
Виды подскоков и прыжков:
- вращая скакалку вперед;
- вращая скакалку вперед с дополнительным прыжком;
- вращая скакалку назад;
- прыжок с вращением скакалки вперед, 1 круг скакалкой сбоку вперед;
- прыжок с вращением скакалки вперед, 1 круг скакалкой справа и 1 круг слева вперед;
- прыжок с вращением скакалки назад, 1 круг скакалкой сбоку назад;
- скачки с ноги на ногу.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Структура урока
Подвижные игры (10 часов)
1
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Правила поведения и безопасности во время занятий подвижными играми. Упражнения на ориентировку в пространстве. «Гуси-лебеди», «Космонавты»
2
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами при ходьбе. Игра «У медведя во бору».
3
Виды ходьбы и бега под музыку
Виды ходьбы и бега под музыку. Движение руками в различном темпе. Выполнение упражнений под музыку. «Салки», «Чья команда быстрее построится»
4
Выполнение упражнений под музыку
Выполнение упражнений под музыку. Игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору».
5
Виды прыжков и бега под музыку
Виды прыжков и бега под музыку. Игры по выбору детей
6
Упражнения на выработку осанки
Упражнения на выработку осанки. «Класс смирно!», «На одной ноге».
7
Веселые старты
Веселые старты с элементами бега, прыжков, метания.
8
Движение рук при метании, махи руками
Влияние упражнений на скелетно-мышечную систему. Движение рук при метании, махи руками. «Быстро возьми-быстро положи», «Вышибалы», «Выбей мяч».
9
Бег. Дыхание во время бега
Рациональное питание. Бег. Дыхание во время бега. Игры «Ловишки», «Хитрая лиса».
10
Подвижные игры
Фестиваль подвижных игр (практическое занятие)
Ритмика с элементами фитнеса(4 часа)
11
Ориентировка в пространстве, чувство ритма
Упражнения на ориентировку в пространстве, чувство ритма. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, широким шагом, перекатом. «Ловишки», «Хитрая лиса».
12
Основные элементы ритмики
Понятие ритмика. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, широким шагом, перекатом. Хлопки в такт музыки Перестроение в круг из шеренги. «Придумай фигуру», «На одной ноге», «Землемеры».
13
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Ходьба в такт музыки. «Увернись от мяча»
14
Выполнение упражнений под музыку
Акцентированная ходьба. Виды ходьбы и бега под музыку Движения руками в различном темпе. Выполнение упражнений под музыку. «Быстро возьми-быстро положи», «Перемени предмет».
Ритмико-гимнастические упражнения (2 часа)
15
Упражнения на выработку осанки
Комплексы ОРУ Упражнения на выработку осанки. Совершенствование упражнения на координацию. «На одной ноге».
16
Упражнение на расслабление мышц
Упражнения на выработку осанки. Упражнение на расслабление мышц. «Класс смирно!», «К своим флажкам», «Чья команда быстрее построится»
Базовая аэробика (15 чассов)
17
Элементы детского фитнеса.
Понятие «Аэробика». Запрещенные движения. Ознакомление с базовыми шагами
18
Разучивание базовых шагов
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. (Степ-тач, тач-фронт,) Влияние занятий аэробикой на различные системы организма Стретчинг.
19
Совершенствование базовых шагов на два счета
Совершенствование базовых шагов на два счета. Подсчет музыки. Стретчинг.
20
Разучивание базовых шагов на четыре счета
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. (V-степ кёрл) Аэробика и её виды.Подсчет музыки. Стретчинг.
21
Совершенствование базовых шагов на четыре счета
Совершенствование базовых шагов на четыре счета. Подсчет музыки. Стретчинг.
22
Комбинации шагов на два и четыре счета.
Комбинации шагов на два и четыре счета. Подсчет музыки. Стретчинг.
23
Скрестные шаги
Скрестные шаги. Шаги и подъемы. Подъемы прямых ног.
24
Разучивание комбинаций под музыку
Разучивание комбинации на 32 счета.
Счет музыки.
25
Совершенствование комбинации под музыку
Совершенствование комбинации на 32 счета Упражнения на полу (на силу мышц брюшного пресса, рук и плечевого пояса)
26
Классическая аэробика с предметами
Классическая аэробика с предметами (мяч, скакалка)
27
Ловля, передачи и броски мяча
Ловля и броски мяча, передачи из одной руки в другую – перед собой, за спиной, над головой, под ногой, партнеру
28
Броски и ловля после удара о пол
Передачи из одной руки в другую – перед собой, за спиной, под ногой, партнеру; броски и ловля после удара о пол
29
Передачи мяча различными комбинациями партнеру
Передачи из одной руки в другую – перед собой, за спиной, под ногой, партнеру; броски и ловля после удара о пол
30
Движения со скакалкой
Движения со скакалкой без музыки, затем под музыку. Стретчинг
31
Комбинации со скакалкой
Комбинации со скакалкой из ранее изученных движений
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры/Под ред. Е.Б. Мякиченко и М.П. Шестакова. - М. – СпортАкадемПресс, 2002. – 304с.
2. Гимнастика и методика преподавания/Учебник для институтов физической культуры (Под ред. Смолевского В.М.). – Физкультура и спорт. – 1987. – 336с.
3. Лисицкая Т.С. «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.