Кешишьян Наталья Айгасовна
«Духовные силы Прикамья»
Конкурс педагогических разработок «Уроки нравственности»
Номинация «Лучшая методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания в средних и старших классах средней общеобразовательной школы» (Внеклассное мероприятие по краеведению с мультимедийным приложением)
«Духовные силы Прикамья»
(внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию)
Цель:формирование духовно-нравственной культуры учащихся.
Задачи:
Способствовать становлению духовно-нравственной культуры школьников;
Воспитывать любовь к своему родному краю, к его истории и культуре;
Расширить кругозор учащихся через знакомство со святыми местами Пермского края и Чернушинского района.
Форма проведения: внеклассное мероприятие - путешествие.
Обеспечение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, электронная презентация.
Участники игры: учащиеся 5-9 классов
План мероприятия:
Мотивационная часть, объяснение ученикам смысла и правил путешествия.
Проведение путешествия.
Заключение.
Правила проведения путешествия:
Учитель перед началом игры знакомит участников с картой путешествия, на которой показан маршрут (презентация).
С помощью указателя мыши, нажимая на пункты, совершаем виртуальное путешествие.
В ходе путешествия, обсуждаются проблемные моменты, связанные с объектами.
Ход мероприятия:
Мотивационная часть.
Многие из нас полагают, что большинство чудодейственных мест разбросаны по всему миру и для встречи с чудом нужно отправляться за тридевять земель. Но это совсем не так. Наша страна богаче святынями, чем любая другая, и наш Пермский край не исключение. Прикоснувшись к ним, люди исцеляются, обретают надежду и смысл жизни, находят свою любовь, избавляются от вредных привычек…
На протяжении всей истории Отечества жизнь многих поколений наших соотечественников была связана с Православной Церковью. Почти в каждом населенном пункте до революции был свой храм или часовня. После революции 1917 г. многие храмы нашего края были осквернены и разрушены, о многих осталась лишь память. В настоящее время святыни Православия начинают возрождаться, люди не безразличные к истории своего края помогают восстанавливать святые обители.
Совершая виртуальное путешествие, мы познакомимся духовными центрами Прикамья. Многие храмы уже возродились, но есть и такие, которые ждут нашего с вами участия.
Проведение путешествия.
Начинаем наше путешествие с родного села (Слайд 3).
В 1906 году Ермия получает новый статус - она становиться селом. Именно в этом году строится часовня во имя святителей Герасима, Питиримаи Ионы Великопермских.
Из отчета о деятельности прихода за 1920 года известно, что: «церковь построена в 1912 году тщанием прихожан и благотворителей. Предел один, освященный в честь святителей Герасима, Питирима и Ионы Великопермских. «Здание храма деревянное на каменном фундаменте, крытое железом, длинною вместе колокольней 14 сажен, шириною 5,5 сажен. Высота средней части храма до карниза 4 сажени, высота колокольни до карниза 9 сажен.На главном корпусе храма 5 глав и на алтаре одна, на всех главах золоченые кресты. Храм одноэтажный. В притворе и в алтаре окна в один ряд, в средней части в два ряда. В нижнем ряду храма 17 окон, в верхнем 6. Пять печей: 2 в алтаре, 2 в средней части храма и 1 в сторожке. 3-х ярусный иконостас оценен в 2000 рублей». Архивный отдел Чернушинского района.
Священником в 1924-25 гг. был Михаил Константинович Краснов, 1870 года рождения. Псаломщик Палабурин Макарий Семенович.
4 января 1928 года церковь сгорела. «Дознанием выяснилось, что пожар произошел от топи печей в алтаре, т.к. таковые топила не сторожиха церкви (которая как женщина в алтарь не допускалась), а 12-летний мальчик.
Из родного села, мы отправляемся на восток к нашим соседям в д. Капкан (Слайд 4).
На самом высоком холме нынешнего Чернушинского района в 1917г. был построен Спасо-Преображенский монастырь.
Мужская община монахов существовала на горе Капкан с 1913 года. Настоятелем общины со дня ее основания был иеромонах Маркел (Петров).
Спасо-Преображенский монастырь на горе Капкан был вторым после Белогорского монастыря.
С Капканской горы можно было увидеть купола Белогорского Свято-Николаевского монастыря. А в хорошую солнечную погоду с колокольни отчетливо было видно Царский Крест, стоящий на вершине Белой горы.
В 1929 году монастырь был упразднен, церковь закрыта и ликвидирована. Неизвестно от кого исходила эта инициатива; от местных властей Чернушки и Рябков, или окружных (Сарапул).
На Капкан-горе с конца 50-х годов XX века разрабатывался карьер по добыче гравия. В результате чего вершина горы оказалось срытой на 30-40 метров.
Следующая наша остановка на Белой горе, что в Кунгурском районе (слайд 5).
Здесь мы посетим Собор Воздвижения Креста Господня в Белогорском монастыре.
Пятиглавый соборный храм, построенный в 1902-1917 в русском стиле. Приделы Предтеченский и Никольский. Закрыт в 1920-х, в здании размещался клуб. После возобновления монастыря начато восстановление собора (2001).
Из Кунгурского района мы отправляемся в столицу нашего края Пермь (слайды 6-8).
В городе много разных соборов и церквей. Мы посетим лишь несколько.
Церковь Вознесения Христова. Большая краснокирпичная церковь в псевдорусском стиле, выстроенная в 1903-1910 по проекту, близкому к типовым. Здание на подклете состоит из базиликального трехнефного объема, над восточной частью которого поставлен небольшой пятиглавый четверик, а над западной - шатровая колокольня. Боковые престолы Феодосия Черниговского и Святителей Пермских, в подклете придел Серафима Саровского. Закрыта в 1930, перестроена в хлебозавод. Возвращена верующим в 1991, отреставрирована, в 1996 освящена Патриархом.
Церковь Иконы Божьей Матери Казанской в Успенском женском монастыре. Небольшая одноглавая церковь, хороший и редкий для Перми образец неорусского стиля. Сооружена в 1905-1908 на средства И. Г. Каменского как церковь-усыпальница Каменских, на кладбище к западу от собора. Закрыта в 1920, служила мастерскими, складом, с 1980-х реставрировалась. Возвращена верующим в 1995, отремонтирована.
Рядом исследователей храм приписывается В. М. Васнецову, часть его внутренней отделки выполнил Н. К. Рерих.
Собор Преображения Господня. Строился с 1798 как кафедральный собор вновь учрежденной Пермской епархии, окончен в 1819, зимний Стефановский храм в трапезной освящен в 1820, колокольня сооружена в 1823-1831, позже расширялся. Большой кирпичный храм в стиле классицизма состоит из высокого четверика, перекрытого купольной кровлей с главкой, обширной трапезной и многоярусной колокольни со шпилем. В главном храме помещался Покровский придел, в тёплой трапезной Предтеченский и Димитриевский. Закрыт в 1931, передан под картинную галерею. Поддерживался в порядке, но внутри перепланирован. В 2008 возвращен епархии.
Из Перми движемся на северо-восток в Чусовской район. (Слайд 9)
Здесь зарождался удел хозяев земли Пермской Строгановых. Именно из этого края уходил в поход, на завоевание Сибири Ермак Тимофеевич Аленин. Мы посетим храм Верхне-Чусовских городков, который знаменит своими целебными источниками.
Церковь Успения Божией Матери на правом берегу р. Чусовой в селе Успенское Чусовского р-на. 11 сентября 1864 года была освящена во имя Успения Божией Матери, построенная в том же году на средства прихожан каменная, на каменном фундаменте и с каменной колокольней в одной связи, крытая железом церковь на правом берегу р. Чусовой в селе Успенское Пермского уезда (в настоящее время с. Успенка входит в состав Чусовского района.). Это была уже третья церковь (первые две были деревянными). Возведенная на месте часовни, построенной преподобным Трифоном Вятским, чудотворцем, который жил здесь с 1571 по 1579 год и основал обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы, просуществовавшую до 1764 г. 27 августа 1933 г. Облкультовая комиссия при Президиуме Облисполкома выносит решение о закрытии церкви. Здание переходит школе колхоза им. Сталина, в 1962 г. отдается под клуб, а в дальнейшем используется под различные хозяйственные нужды (вплоть до склада сельхозудобрений) колхоза «Куликовский» Успенского сельского Совета.
В 1998 г. начато восстановление церкви, в 2003 проведено обследованию строительных конструкций церкви.
Не доалеко от храма расположен святой источник. По преданию источник был открыт преподобным Трифоном Вятским.
Искупавшись в целебных источниках, наш путь лежит на север, к городу Соликамск. (Слайд 10)
В самом центре города раскинулась изумительная панорама Соликамского Троицкого монастыря.
Троицкий собор. На горке за сквером возвышается один из лучших памятников Соликамска – Троицкий собор, построенный в 1684-1697гг. Не только на «государево жалование» в 200рублей, но и «заборною церковною казною и что собирается с мельницы и с лавок, и с амбаров».
Троицкий собор занимал главенствующее положение в городе. У его стен шумел вековой торг, в нем оглашались важнейшие государственные указы, сюда сходились улицы города и дальние дороги Прикамья. Каменный трёхпрестольный летний собор с отдельно стоящей колокольней (1713), приделы Предтеченский и Никольский.
Интересный памятник московского архитектурного стиля. Закрыт в 1929 г., здание передано музею. В настоящее время в соборе расположены экспозиции Соликамского краеведческого музея.
Город Усолье - первая резиденция Строгановых. (Слайд 11)
«Хозяева земель Пермских» не жалели средств на строительство великолепных храмов.
Церковь Иконы Божьей Матери Владимирской в Усолье. Кирпичная церковь, построенная в 1757-1760 на средства Я. Дьячкова и Ф. Коровина. Двусветный четверик с декором в духе провинциального барокко, перекрытый высоким сводом с главкой, с трапезной со Стефановским приделом. Колокольня с ярусным завершением построена в 1791. Закрыта не позже 1930-х, занята под склад. В настоящее время заброшена, своды рухнули.
Наш путь идет на север Пермского края, в Чердынский район. (Слайды 12-23)
Здесь зарождались первые христианские центры Прикамья. Чердынь стала первой столицей нашего края, и называли ее, Пермь Великая. С освоением русскими земель, строились и великолепные храмы. Но, к сожалению многие из них находятся в плачевном, полуразрушенном состоянии. Посетим некоторые из них.
Церковь Иоанна Богослова. В 1462-63 гг. пермской князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь, по мнению А.А. Дмитриева ставший родовой усыпальницей Великопермских князей, и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными актами. Монахи участвовали наравне с воинами в защите города от врагов, один из иноков монастыря упоминается среди 85 защитников, павших в бою в 1547 г. у д. Кондратьева Слобода. Монастырь длительное время являлся центром книжности и просвещения.
Первоначально монастырь имел одну церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В 1580 году настоятель Варлаам добился заступничества самого Ивана Грозного, по указу которого монастырю были даны особые привилегии.
М.Ф. Кайсаров в своей переписи Перми Великой 1623-24 гг. указал храм "Иоанна Богослова, каменный, верх Шатром".
В настоящее время церковь Иоанна Богослова является действующей церковью.
Воскресенский собор. Воскресенский собор был заложен в1750г и освящен в 1754г. К двухсветному храму пристроено два придела – в 1751г. С южной стороны в честь Стефана Пермского и в 1785г. Никольский с севера. Основное здание и оба придела соединены обширной трапезной. В советское время храм использовался как склад для зерна. Возвращен Р.П.Ц. в начале 2000гг. Реставрируется.
Продолжая путешествовать по Чердынскому району, мы посетим несколько старинных сел севера Прикамья. (Слайд14).
Первое из них село Искор.
Рождественская церковь. Кирпичная двухпрестольная церковь, основной объём представляет собой кубический одноглавый четверик с небольшой трапезной и ярусной восьмигранной колокольней (1786) с западной стороны. В 1803 с севера пристроен Пятницкий придел, существенно расширена в 1899. В 1869 основной объём и трапезная расписаны усольским иконописцем А. И. Мельниковым. В советское время закрыта, разорена, сломано завершение колокольни. В 1999 церковь передана Пермскому Троицкому Стефанову мужскому монастырю. В настоящее время является подворьем монастыря, находится в тяжелом состоянии, богослужения не проводятся.
Село Вильгорт. (Слайд 15)
Церковь Троицы Живоначальной. Каменная двухэтажная церковь с Предтеченским приделом, построена вместо двух деревянных храмов (Троицкого и Предтеченского). В 1902 к основному зданию пристроена трапезная и колокольня красного кирпича в псевдорусском стиле. Закрыта в 1937, в здании размещался склад, затем Дом культуры. Ныне возвращена верующим.
Село Камгорт. (Слайд 16)
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Кирпичная церковь в духе эклектики, построенная в 1915. Сравнительно небольшой храм, завершенный восьмериком под шатром и четырьмя малыми главками, притвором связанный с шатровой колокольней. Закрыта не позже 1930-х, пустует.
Нас встречает поселок Ныроб. (Слайды 17-18) Известен этот поселок не только своими храмами, но еще и тем, что здесь находится место ссылки Михаила Никитича Романова, дяди первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича.
Церковь Николая Чудотворца. Деревушка Ныробка с шестью дворами впервые была упомянута а 1579 году. Среди других она ничем особым не выделялась до тех пор, пока в нее в 1601 году не был сослан Борисом Годуновым дядя первого царя из династии Романовых Михаил Никитич Романов. В Ныробе его заточили в яму, а после смерти в 1602 году похоронили на окраине деревни. Позднее останки были перевезены на кладбище Ново-Девичьего монастыря.
Эти события определили дальнейшую судьбу Ныробки.
С воцарением дома Романовых в 1613 году она преобразовывается в погост, в ней строится церковь Николая Чудотворца «древян клецки верх шатром... на колокольнице четыре колокола». В ответ на челобитную царствующие Романовы освобождают ныробцев от налогов и проявляют немало забот о церквах. Им важно было использовать и события далекой окраины для воспитания верноподданнических чувств.
Ныробские места, связанные с Романовым, были объявлены святыми.
Никольская церковь в Ныробе является единственным памятником чердынского края, в котором так много использовано украшений барочного типа.
Деревянная часовня над ямой, в которой жил и умер боярин Михаил Никитич Романов, была поставлена в нач. XVII в. В 1793 крестьянин М. Д. Пономарев выстроил над ямой кирпичную кубическую одноглавую часовню, сломанную в 1932. В настоящее время яма обустроена, в 2001 у неё установлена новая восьмигранная часовня-сень. Часовня-беседка построена в 2001 году по проекту Кацко Г. Л.
Продолжая наше путешествие, от Ныроба мы движемся в старинное село Покча. (Слайды 19-20).
Церковь Благовещания Пресвятой Богородицы. Кирпичная трёхпрестольная церковь, построена на средства прихожан вместо двух деревянных, построенных в 1690-х (Благовещенской и Георгиевской). Пятиглавый четверик с трапезной и колокольней. Приделы в трапезной: Георгиевский (южный) и Никольский (северный). В 1910 перестраивалась — обложена кирпичом, выстроена новая колокольня. В середине 1920-х передана обновленцам, в 1940-х закрыта, впоследствии заброшена. Ныне находится в тяжелом состоянии.
Часовня Иконы Божией Матери Казанская. Кирпичная часовня в русском эклектичном стиле, кубическая в плане, под шатровым завершением. Построена как старообрядческая, в 1920-х передана православной общине, закрыта в 1951, в здании размещался склад зерна.
Село Пянтег. (Слайд 21-22)
Церковь Ильи Пророка. Деревянная церковь, датируемая 1617, но позже неоднократно перестроенная - были разобраны подклет, обходная галерея, перестроено венчание, вероятно, исходно бывшее шатровым. В настоящее время представляет собой шестигранный сруб, перекрытый скатной кровлей с главкой, с прямоугольным алтарем, крытым двускатной кровлей, и крыльцом. Заперта, поддерживается в порядке.
Церковь Богоявления Господня. Кирпичная церковь, выстроенная в 1779. Невысокий четверик, перекрытый купольной кровлей. Колокольня в стиле классицизма сооружена в 1-й пол. XIX в., трапезная заново выстроена в кон. XIX - нач. ХХ вв. В 1930-х закрыта, пустует.
Двигаясь на юг, мы посетим село Пыскор Усольского района. (Слайд 23-24)
Церковь Николая Чудотворца. Кирпичная церковь, построенная в 1695 как монастырский больничный храм солепромышленником Г. Ф. Шустовым, с 1755 кладбищенская, с 1831 единоверческая. Украшенное декором в духе московского зодчества здание, двусветный одноглавый четверик, вытянутый вдоль поперечной оси, с трапезной и четырехъярусной колокольней под шпилем, пристроенными в 1830-х. Закрыта не позже 1930-х, в 1943 вновь открыта, в 1962 снова закрыта. В тяжелом состоянии, планируется реставрация.
Церковь Трифона Вятского в Трифоновом скиту в Пыскоре. Домовая церковь-часовня в деревянном доме братии устроена около 2006. В настоящее время строится отдельная деревянная церковь. Четверик под двускатной кровлей с небольшим шатровым куполом, с алтарем, притвором и звонницей.
Возвращаясь домой по правому берегу реки Кама мы посетим старинный город Очер. (Слайд 25)
Церковь Михаила Архангела. Хороший образец стиля классицизма. Кирпичная церковь в заводском поселке, построенная в 1830-1841 на средства С. В. Строгановой. Однокупольный одноапсидный храм с боковыми портиками и трапезной, над которой помещался верхний Никольский придел (1873). Закрыт в 1928, сломана колокольня. Использовался как клуб. Возвращён верующим в 1990-х, ремонтируется.
Приближаясь к родному району, нельзя не заглянуть в старинный город Оса. Когда-то наше село входило в состав Осинского уезда. (Слайд 26-28)
Собор Троицы Живоначальной. Грандиозный пятикупольный четырёхстолпный храм, второй по размеру в Пермском крае. Выстроен в 1902-1916 при помощи купцов Осиповых и других благотворителей, колокольня не была достроена. Здание сложено из красного кирпича, не оштукатурено, украшено богатым дробным декором в псевдорусском стиле. Закрыт в 1930, использовался под хозяйственные нужды, несколько раз горел, с сер. 1980-х пустовал. В 2000 возвращен епархии, ремонтируется.
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Кирпичный храм в стиле классицизма, возведённый в 1790-1824. Прямоугольная в плане двусветная постройка, поперечная ось которой была выделена куполом с люкарнами и боковыми портиками, к которой с запада примыкала колокольня со шпилем. Второй престол Никольский, закрыт в 1936, венчания сломаны. Поддерживается в порядке, занят под краеведческий музей.
Церковь Иконы Божьей Матери Казанская. Кирпичная кладбищенская церковь в духе эклектики, построенная в 1877-1882 попечением купца А. И. Осипова и др. Перед революцией была приписана к Предтеченской церкви города. Основной объем храма - четверик со срезанными углами и боковыми притворами, увенчанный пятью декоративными главами, соединён с многоярусной колокольней под луковичным куполом. Закрыта в 1939, но в 1944 открыта вновь и более не закрывалась.
Возвращаемся домой и на обратном пути посетим Церковь Петра и Павла в Нижней Киге. (Слайд 29)
Кирпичная однокупольная церковь в стиле эклектики с боковыми притворами, сооруженная в 1912. Закрыта в 1930-х, занята зернохранилищем. Ремонтируется с 2008.
Обязательно зайдем, пожалуй, в главный храм Чернушинского района – Николаевскую церковь, что в селе Николаево. (Слайд 30)
В 1805г. помещик Елисей Чадин получил разрешение на строительство церкви во имя святителя Николая Чудотворца. В 1806г. заложили фундамент под каменный храм, но работы были остановлены. Новый хозяин винокуренного завода в д. Панова Федор Суворов построил часовню в 1834г., но на другом месте, которая служила как кладбищенская.
В 1851г. Николаевские земли купил Павел Дягилев, а в 1853г. начал строительство церкви в честь Казанской иконы Божьей матери. В 1854г кладбищенскую церковь на старом фундаменте освятили. И в этот же день заложили второй храм Николаевского завода во имя святителя Николая Чудотворца. Он сохранился до наших дней. В советское время храм использовался как картофелехранилище. В конце двадцатого века началось его возрождение.
Завершая свое путешествие, посетим с.Зверево.(Слайд 31-32)
В этом селе на протяжении многих лет сохраняла свою духовную силу и дарила ее жителям района Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Старая. Крупная деревянная одноглавая "входная" часовня построена в 1886, в настоящее время оштукатуренная. В 1928 закрыта, в 1944, после возвращения верующим, освящена как церковь. В 1945 пристроен алтарь, в 1947-1948г. расширена боковыми крыльями и пристройками. После постройки в 1990-х каменной церкви для регулярных богослужений не используется.
Новая. Кирпичная одноглавая церковь простой архитектуры, крестообразная в плане, со звонницей над входом. Построена в 1992-1994 рядом с обветшавшим старым храмом, перестроенным в 1940-х из часовни.
Заключение.
Наше путешествие подошло к концу. Мы увидели много замечательных мест в нашем крае. Надеюсь, что многие захотят посетить эти Святые места не виртуально, а реально. Побывав в них, вы наградите себя новой духовной силой.
Литература
Интернет – ресурсы:
Личные фотоматериалы.
Березовик В.Е., Скачкова Н.В. География Чернушинского района (Пособие для учителей и учащихся) – Чернушка, 2005.
История Чернушинского района/ Сост. Козлова Н.А. – Чернушка 2006.
Хлопин В.Г. История Чернушинского района. – Пермь, 2000.
Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География Пермской области. – Пермь, 1999.
Чернушинский район: святыни утраченные и возрожденные./ Сост. Администрация Чернушинского р-на. – Соликамск, 2009.
Атлас Пермской области/ Под редакцией Кузьминовой Р.Г. и Чагина Г.Н. – Пермь, 1999.
Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. – М.: 1988.
Памятники истории и культуры Пермской области/Сост. Шатров Л. – Пермь, 1976.